Стив Джобс – менеджер десятилетия

На этой неделе один из ведущих в мире финансовых порталов MarketWatch назвал главу компании Apple Стива Джобса менеджером десятилетия. Напомним, что в прошлом году он уже успел удостоиться аналогичного звания от журнала Fortune. Мы уже не раз перечисляли заслуги Джобса перед человечеством и рассказывали, как его продукты меняли и меняют наш мир. Однако на этот раз мы глазами MarketWatch попробуем взглянуть на материальную составляющую его успеха. Ведь эхо «яблочной» революции не может не ощущаться и на Уолл-стрит, и успехи Apple в этой сфере, уж поверьте, не менее фантастические.

Этот менеджер-рок-звезда, гениальный продавец, дотошный инженер и лидер, способный вести за собой людей, бесспорно, является одной из самых важных личностей в американской индустрии последних пятидесяти лет. Пребывание Джобса на посту исполнительного директора Apple в течение последних 10 лет наверняка войдет в учебники менеджмента. После того, как ему удалось буквально спасти свою компанию от банкротства, эта же самая компания умудрилась спасти и звукозаписывающую индустрию, создав iPod и iTunes. Джобс устроил революцию в сфере мобильных устройств и сенсорных дисплеев, представив iPhone. А с появлением новейшего гаджета iPad многие заговорили о приближении новой эры мобильных вычислительных устройств.

«Возрождение Apple – это самая захватывающая история, которая произошла в мире бизнеса за последнее десятилетие. Да нет, за последние пятьдесят лет. – говорит Роджер Кей (Roger Kay), президент Endpoint Technologies – исследовательской компании в области технологий. – По степени влияния, оказанного им на мир, я бы поставил его рядом с Томасом Эдисоном и Александром Беллом».

Наследие Стива Джобса уходит своими корнями в несколько десятилетий назад, когда появились главные изобретения 1970-х и 1980-х: компьютеры Apple II и Mac. Кстати, проводя аналогию с Беллом, позволим себе провести параллели между Джобсом и еще одним мечтателем и визионером – Уолтом Диснеем, в компании которого, кстати, глава Apple недавно получил крупный пакет акций.

Конечно, главным корпоративным завоеванием Джобса является то, что он вознес Apple на вершину технологического рынка. Сегодня эта компания является лидером отрасли, и ее капитализация составляет 285 миллиардов долларов. К слову, ее давнейший конкурент Microsoft сегодня стоит ориентировочно 220 миллиардов долларов. Если в конце 2000 года инвесторы потеряли на акциях Apple 1000 долларов, то с тех пор они успели заработать на них почти 43 000 долларов.

Благодаря мантрам Джобса о том, что во главу угла нужно ставить покупателя и стремиться только производить лучшие продукты, потребители чувствуют себя не менее счастливыми, чем акционеры.  Если оглянуться на минувшее десятилетие, то для Apple оно явилось целым парадом инноваций, когда одно технологическое чудо сменяло другое.  За это время компания также существенно разрослась: если в начале десятилетия в ней работало около 8500 сотрудников, то теперь их число взлетело до 46 000.

Конечно, не все было так радужно. В начале века ходили слухи, что Джобс бродил по коридорам и увольнял сотрудников буквально в произвольном порядке. Тем не менее, в основном от работников компании можно услышать только позитивные отзывы о руководителе. А благодаря своему практически богоподобному статусу среди поклонников бренда он уже давно успел стать настоящей рок-звездой из Кремниевой долины.

Качество корпоративного управления до сих пор остается одной из тайн Apple, хотя наблюдающие органы отмечают, что в последнее время оно стало более рациональным и продуманным. Единственный вопрос, который все больше тревожит многих, состоит в том, кто же сможет в случае чего стать достойным преемником Джобса.

Хотя Джобс за свою карьеру успел столкнуться с некоторыми широко афишированными передрягами (сначала после увольнения из Apple, а затем во время своей борьбы с раком и гормональным дисбалансом, закончившейся пересадкой печени), остается до сих пор неясно, что случится, если он будет вынужден покинуть компанию. Приближенные Джобса хранили молчание о его здоровье во время его отсутствия по болезни, что не могло не нервировать инвесторов. По настоянию Джобса они продолжают хранить эту тайну и сейчас.

Несмотря ни на что, по мнению многих, за последнее десятилетие Стив Джобс максимально приблизился к той негласной цели, которую он поставил перед собой более 30 лет назад, когда они вместе со Стивом Возняком ковырялись с железками у него в гараже: оставить свой след в истории технологий и в истории нашей планеты.

Во время всего первого десятилетия нового тысячелетия Джобс и Apple умудрялись развиваться даже тогда, когда остальные компании боролись за выживание. Акции Apple неуклонно росли, сделав паузу лишь при появлении новостей о проблемах Джобса со здоровьем. За последние десять лет акции компании выросли почти в 43 раза, невзирая на то, что индекс S&P 500 за этот период потерял 7%.

Продажи с конца 2000 года увеличились в двенадцать раз: с 5,4 миллиарда долларов в 2001 финансовом году до 65,2 миллиарда в финансовом 2010 году, закончившемся в сентябре. В общей сложности Apple за эти десять лет смогла заработать на продажах более 229 миллиардов долларов.

Не стоит также забывать, что в течение определенного периода Джобс управлял еще одной весьма успешной компанией – анимационной студией Pixar. С момента премьеры в 1995 году первого трехмерного мультфильма «История игрушек» эта компания выдала на-гора целую плеяду успешнейших анимационных фильмов: «Корпорация монстров», «В поисках Немо» и «Вверх». В 2006 году Джобс продал студию Walt Disney Co., после чего вошел в совет директоров последней и стал ее крупнейшим акционером.

Можно любить Джобса или ненавидеть, то он определенно умеет воздействовать на массы – да так, что они почти с религиозным экстазом внимают каждому его слову. Ну а когда в магазинах появляется новый продукт Apple, то для многих он сразу становится самым вожделенным предметом на земле.

«Продукты Apple с самого начала создаются таким образом, чтобы они были максимально привлекательными для покупателей, – говорит Роб Эндерл (Rob Enderle), президент аналитической компании Enderle Group. – В результате у их магазинов вырастают очереди во весь квартал, которыми не может похвастаться больше ни одна компания».

Как правило, эти очереди собираются у фирменных магазинов Apple Store – огромных колоссов из стекла и нержавеющей стали. А ведь сегодня мало кто знает, что когда в 2001 году начали появляться первые такие магазины, это был отчаянный шаг, направленный на спасение ситуации с продажами. Дело в том, что тогда у Apple не очень складывались отношения с розничными сетями, а торговля через Интернет еще не была так развита. Тем не менее, шесть лет спустя журнал Fortune называет Apple «лучшим розничным торговцем Америки». Сегодня по всему миру насчитывается более 320 магазинов Apple Store, разбросанных от Южной Калифорнии до Милана и Шанхая.

Как мы уже упоминали, об оригинальном управленческом стиле Джобса ходят легенды. Как вспоминали приближенные, он был склонен к резким переменам настроения, и иногда это могло привести к краху чьей-нибудь карьеры. В технологических кругах поговаривают, что именно дурной характер Джобса стал причиной его увольнения из компании в 1985 году.

«Когда он выступает в роли мистера Хайда, он безумен; но когда он перевоплощается в доктора Джекилла, то тогда он и начинает творить все свои чудеса, – вспоминает Эндерл. – Вряд ли вы захотите попросить этого человека присмотреть за вашими детьми, однако в плане управления компанией он безупречен».

Джобс ревностно охраняет и тайны Apple, и свою личную жизнь. В 99% случаев он недосягаем для прессы и требует того же от других сотрудников компании. Не вошла в оставшийся процент счастливчиков и редакция MarketWatch, которой также не удалось взять у него интервью. Когда же мы обратились за комментариями к другим работникам компании, мы получили отказ и здесь.

Когда Джобс вернулся в Apple, от банкротства его компанию отделял один квартал. Работая в должности промежуточного исполнительного директора, он решил изменить приоритеты компании и устремил ее развитие в другом направлении. Через несколько лет все начало двигаться, и главными катализаторами были iPod и iTunes.

Когда Apple встала на ноги, в 2001 году она начала продавать мультимедийное приложение iTunes и запустила на рынок плеер iPod. Тогда Джобс понял, что в новых реалиях рынка создавать барьеры между «Wintel» (компьютерами на базе Windows и процессоров Intel) и машинами Apple было бы ошибкой. Первоначально программа iTunes была доступна только для Mac, и даже когда в апреле 2003 года открылся магазин iTunes Store, она по-прежнему была доступна только для «маководов». Тем не менее, уже в октябре того же года iTunes стали пользоваться и владельцы компьютеров на базе Windows, и это было, бесспорно, очень удачное решение.

С iPod и iTunes для Apple и Джобса началось десятилетие беспрецедентного успеха и процветания. Кроме того, как утверждают аналитики, компании удалось спасти рекорд-индустрию от краха в связи со стремительным распространением пиратства. С тех пор Apple уже успела продать 279 миллионов «айподов», заработав в общей сложности 47,7 миллиарда долларов. Что касается магазина iTunes, то из него на данный момент было загружено двенадцать миллиардов песен и 7 миллиардов приложений.

Еще более радикальной инновацией в воздухе запахло в 2007 году, когда появление iPhone повергло в смятение весь рынок сотовых телефонов, который уже отсчитывает свою новую историю с 2007 года. Как поздней признался Джобс, iPhone не был тем, что он первоначально планировал создать. Тогда его мысли чаще занимала идея, воплотившая в этом году в гаджете под названием iPad.

На самом деле, Apple разработала предшественника iPad еще в 1990-х годах, и назывался он Newton. Тем не менее, Джобсу этот проект, разрабатывавшийся в его отсутствие, не понравился, и он отправил его в мусорную корзину. По его мнению, стилус, который был необходим для управления Newton, был излишним элементом, и в итоге Джобс устремил свой взор в сторону сенсорных экранов.

«Я с самого начала говорил, что если вам для управления устройством нужен стилус, то это уже провал, – вспоминал Джобс те времена на конференции All Things Digital, состоявшейся в июне этого года. – И в результате этот проект был забракован».

В начале этого века Джобс поручил своим инженерам начать работать над мультитач-дисплеями, и через шесть месяцев ему продемонстрировали первый прототип.

«Когда я впервые увидел инерционный скроллинг и некоторые другие вещи, я подумал: «Боже мой, мы ведь можем сделать из этого телефон». В результате тогда я решил отложить на полку проект планшетника, поскольку счел телефон более важным. И в течение следующих нескольких лет мы создавали то, чем в конечном итоге стал iPhone», сказал Джобс.

Многие аналитики считают, что появление сенсорной технологии, которым отметился запуск на рынок iPhone, стало самой важной инновацией Apple за последнее десятилетие. По состоянию на сегодняшний день компания продала 73,7 миллиона смартфонов, заработав в общей сложности 45,6 миллиарда долларов на продаже iPhone и сопутствующих товаров и услуг.

Появление этого гаджета не только произвело революцию в сегменте смартфонов, но и подготовило почву для появления iPad. Как считает Джобс, именно с этого устройства человечество вступит в эру, которую он называет «пост-ПК». По прогнозам, к 2014 году продажи iPad составят сотни миллионов. На данный момент, по официальным данным, продано 7,5 миллиона «айпадов» на общую сумму 5 миллиардов долларов. А ведь не прошло и десяти месяцев, как этот девайс появился на прилавках магазинов.

Запустив на рынок iPhone и iPad, Джобс взял сервис iTunes и сделал его доступным для новых устройств. Сегодня в магазине для iPhone продается более 300 000 приложений, в то время как библиотека программ для iPad тоже стремительно разрастается. Это еще один пример того, как можно с помощью программной наживки посадить потребителя на аппаратный крючок.

Как заявил Джобс, он надеется, что iPad сможет сделать для газетного бизнеса то же, что в свое время сделал iPod для звукозаписывающей индустрии – спасти от его от вымирания. Ведь ни для кого не секрет, что издательства сегодня переживают весьма тяжелые времена: количество подписок сокращается, а рекламодатели все чаще делают выбор в пользу Интернета. Теперь вся надежда только на iPad, который посредством удобных и недорогих приложений поможет сформировать новую благодарную аудиторию.

«Персональные компьютеры скоро станут чем-то вроде грузовиков. Конечно, они по-прежнему будут очень цениться и занимать серьезную нишу на рынке. Однако ими будет пользоваться уже не большинство людей. И такой переход будет нелегким, особенно для нас – людей из мира персональных компьютеров», сказал Джобс.

История с болезнью, а также тот факт, что Джобс назначил себе годовую зарплату в 1 доллар, вызывают опасения у акционеров компании, которые боятся, что однажды Джобс решит покинуть Apple. Больше всего их раздражает то, что, несмотря на растиражированность мельчайших подробностей о его проблемах со здоровьем, он по-прежнему не желает самостоятельно о них распространяться. Поэтому когда в прошлом году на сайте WikiLeaks появились намеки на ВИЧ-инфицированность Джобса, многие были склонны в это поверить. Тем не менее, никто не посмеет оспорить тот факт, что здоровье компании потерпит серьезный (если не фатальный) удар, если вдруг она потеряет своего легендарного руководителя.

«Сколько еще схваток со смертью предстоит ему пережить? – задается риторическим вопросом биограф Дойчман (Deutschman). – Самое интересное, что он не сделал ничего, что смогло бы переубедить нас в уверенности относительно его незаменимости».

Судя по всему, это единственная проблема, которая стоит перед Apple сегодня. И дай Бог, чтобы еще долгое время вопрос о том, сможет ли кто-нибудь заменить Стива Джобса на его посту, оставался лишь в гипотетической плоскости.

Источник: MarketWatch.com
Специально для AppleInsider.ru

 
Чтобы оставить комментарий