В Китае начинается травля Apple

52

В последнее время начали приходить странные новости из Поднебесной. То тут, то там периодически осуществляются публичные нападки на компанию Apple, которые, как утверждают источники, координируются из одного центра, связанного с официальными властями. Не собирается ли Китай полностью вытеснить со своего рынка калифорнийскую компанию, как это однажды уже было с Google?

В Китае начинается травля Apple

Начнем с истории, связанной с китайским актером и певцом Питером Хо, который на прошлой неделе неожиданно разразился критикой в адрес Apple на своей страничке в сервисе Weibo — китайском аналоге Twitter. Процитируем сообщение дословно:

«Не могу поверить, что Apple проделывает такие грязные трюки с обслуживанием клиентов. Как фанат Apple, я очень уязвлен. Неужели вам, Apple, не стыдно так позорить Стива Джобса? Неужели вам не стыдно перед детьми, которые продают почки за ваши продукты? Вы позволяете себе плохо обращаться с покупателями, просто потому что вы знаменитый бренд. Опубликовать в 8.20»

Судя по последнему предложению этого сообщения, писалось оно явно не актером. Да и сам Хо открыто признал, что в последнее время сервисом Weibo не пользовался, потому что его аккаунт был взломан. «Опубликовать в 8.20» выглядит как указание, которое было кем-то дано и случайно осталось в сообщении. Но кем и кому?

Известно, что Хо не был единственным, кто столкнулся с такой ситуацией. В какой-то момент в аккаунтах других китайских знаменитостей появились «антияблочные» записи, дополненные той же самой припиской о времени публикации. В результате китайские онлайн-активисты окрестили это сообщество подневольных критиков «Партией 820», выведя в топ Weibo хэштег #PostAround820.

Стоит отметить, что шквал этих фейковых сообщений наблюдался на следующий день после репортажа Китайского центрального телевидения (CCTV) с обличительными заявлениями в отношении Apple. Телевидение, кстати, контролируется китайским правительством, а следовательно, Коммунистической партией Китая. Каждый год, в так называемый «День борьбы за права потребителей», телеканал показывает специальную программу, в которой рассказывает о случаях мошенничества среди корпораций, недобросовестной практике и некачественных продуктах. В 2013 году под огнем критики оказалась компания Apple, которая, по словам телевизионщиков, с китайскими потребителями обращается значительно хуже, чем с покупателями в других странах.

Основные претензии озвучивались по поводу политики Apple по возврату бракованных телефонов, при котором покупатели получали отремонтированные аппараты, а не новые, как в других странах, где официально работают магазины Apple Store. Кроме того, китайцы выражают недовольство относительно годового срока гарантийного обслуживания на продукцию Apple, тогда как местный закон требует как минимум двухлетней гарантии. Общий посыл программы сводится к тому, что американская компания реализует дискриминационный подход в отношении покупателей из этой развивающейся страны.

Китайское интернет-сообщество немедленно прореагировало бурной критикой на эту передачу и на череду постов знаменитостей, осудивших деятельность Apple, дополнив свои сообщения фразой «Опубликовать в 8.20». В блогосфере было озвучено несколько версий, связанных с началом травли против Apple. Некоторые предполагают, что это своеобразный шантаж со стороны телевидения, которое хочет заставить компанию заказывать у себя рекламу. Другие высказывают предположение, что китайское правительство дало команду «фас!» с целью устранения Apple с местного рынка, как это уже успело случиться с Google и Twitter.

Поисковый гигант неоднократно рассказывал, что во втором полугодии 2009 года он систематически подвергался атакам хакерских группировок, действующих на территории Китая в рамках так называемой операции «Аврора». А в прошлом году несколько крупных американских компаний стали жертвами аналогичных атак и выразили предположения, что за ними стоят организации, связанные с Вооруженными силами Китая. Google утверждает, что в результате кибератак была похищена интеллектуальная собственность, связанная с алгоритмами поиска, а также данные некоторых пользователей Gmail, выступающих за независимость Тибета. В результате Google был вынужден прекратить работу своих онлайн-сервисов на территории Поднебесной и закрыть свой офис в Пекине.
В Китае начинается травля Apple
В этом контексте недавняя история с CCTV представляется достаточно тревожной для Apple. Однако зачем китайскому правительству нападать на эту компанию? Во-первых, iPhone в частности и iOS в целом никак не контролируются государством и поэтому могут стать инструментами движений за свободу и демократию. В стране, где за диссидентами ведется круглосуточная слежка, а телефоны всех свободомыслящих граждан постоянно прослушиваются, существование такой неподконтрольной платформы крайне нежелательно.

Во-вторых, Китай, славящийся своей политикой протекционизма в отношении отечественных производителей, очень хотел бы, чтобы львиная доля местного рынка контролировалась такими компаниями, как Huawei и ZTE. Ну а в-третьих, Apple регулярно обращает внимание мировой общественности на нечеловеческие условия труда, которые наблюдаются на китайских предприятиях, что явно не так уж позитивно отражается на имидже государства.

Пока рано делать какие-либо скоропалительные выводы по этому вопросу. Однако, если выставить в ряд все последние тенденции, складывается весьма логичная цепочка. Похоже, китайские власти объявили войну Apple, и каким будет ее исход, еще предстоит узнать.

По материалам CultOfMac.com

Евгений Мосунов

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий