[Хабр] Приложение AppleInsider.ru: разработка, статистика, ошибки

56

Эта статья была написана для сайта ХабраХабр, однако админы посчитали ее рекламной, и перенесли ее в закрытый блог, который доступен только зарегистрированным пользователям. Поэтому, было принято решение сделать перепост на AppleInsider.ru. Статья приведена "как есть", без внесения правок относительно публикуемого ресурса.

Приветствую вас, читатели Хабра!

На прошлой неделе мы выпустили приложение AppleInsider.ru, которое в первый же день попало в топ-50 русского сегмента App Store, и в данной статье я бы хотел рассказать немного о его создании, используемом инструментарии, а так же поделиться статистикой в первые дни его запуска.
Надеюсь, что мой рассказ не покажется вам занудным, и вы сможете почерпнуть что-то полезное из описанного.

AppIcon

Начну, пожалуй, с того, что в качестве разработчика выступала компания Unreal Mojo, и как нам кажется, мы не прогадали с выбором компании для разработки приложения.

Стоит оговориться, что вначале мы пытались создать приложение «собственными» силами, привлекая к этому наших читателей на добровольной основе, но реальность внесла свои коррективы, и в итоге мы договорились с одной из ведущих студий по разработке мобильных приложений.

На начальном этапе у нас было «ТЗ» на двух листах А4, описывающих примерный функционал приложения и наполеоновские планы по его развитию. И тут встала первая проблема, а именно коммуникация между дизайнером (со стороны AppleInsider.ru), администрацией ресурса, участвующей в разработке, и непосредственно разработчиком. Нам была предложена довольно удобная программа для Mac OS X под названием «Kickoff». При минимальном количестве функций она обладает необходимым инструментарием для подобной разработки.
В ней можно добавлять задачи в ToDo, общие файлы, заметки. Помимо этого приложение имеет встроенный чат, который на практике оказался незаменимым инструментом при обсуждение той или иной функциональности. Для примера привожу пару скриншотов данной программы, чтобы вы смогли оценить ее минималистичность и функциональность.

kickoff1

kickoff2

На страницах Хабра уже не раз писались истории о процессе самой разработки, поэтому в эту область я углубляться не буду. Здесь у нас было все как у всех: завышенные ожидания, увеличение сроков, поиск компромиссов, и как итог — законченный продукт под версией 1.0. К сожалению, как и в большинстве приложений, не обошлось без ошибок, и уже сегодня мы готовим версию 1.0.1, в которой постараемся устранить большинство из них.

Далее я бы хотел поделиться некоторыми, как мне кажется, интересными моментами, и поговорить о них чуть более подробно.

Статистика скачиваний

Как вы знаете, компания Apple довольно бедна на предоставляемую статистику, и все, что мы можем сказать на данном этапе, это то, что в день старта приложение скачали около 3000 раз, а на второй день количество загрузок превысило 7000.
Много это или мало — вопрос открытый. По причинам конкурентной борьбы, мы не можем выложить обзор нашего приложения на сайтах, посвященных тематике Apple. Для них это была бы антиреклама, поэтому мы довольствовались на первом этапе запуска только собственной аудиторией. На момент запуска приложения сайт имел порядка 20 000 уникальных посетителей в день. Таким образом можно сказать, что каждый третий посетитель сайта загрузил наше приложение.
На мой взгляд это неплохой результат, хотя, безусловно, есть куда расти и к чему стремиться. Мы продумываем другие варианты раскрутки приложения, и одним из них стал данный пост в соответствующей рубрике Хабра.

Статистика использования приложения

Что бы получать более-менее расширенную статистику, мы встроили в приложение Google Analytics. Таким образом мы смогли получить довольно большой объем данных по использованию приложения в удобном для чтения виде.
Помимо этого в приложении присутствует сбор статистики от Яндекс.Метрика, но по непонятным нам пока причинам, она работает некорректно.

Ниже я приведу несколько скриншотов по статистике (за первые двое суток после запуска). Так, например:
Число уникальных заходов в приложение: > 7000
Количество просмотров страниц за один заход в приложение более 8 (в среднем). К примеру на web-версии мы имеем показатель в районе 3 страниц на уникального посетителя.
Одновременно приложением пользуются около 150-250 человек. Очень интересно наблюдать за качественным скачком захода в приложение сразу же после получения push-уведомления пользователем. Эту информацию можно получить благодаря функции Google Analytics «В реальном времени». Правда пока она находится в стадии beta.
Число посещений из России составляет 78,3%, с Украины 10,5%
Приложение запускают с iPhone в 78,33% случаях, iPad 10,92%, iPod touch 10,75% (стоит оговориться, что приложение написано для iPhone 3GS и выше, с iOS 4.x и выше)
За двое суток количество просмотров новостей (или любых других материалов) составило 152 757. Это практически сравнимо с количеством просмотров web-версии сайта, с той лишь оговоркой, что количество уникальных посещений сайта втрое больше, чем приложения.

analyt1

anali2

Посещаемость ресурса после запуска мобильного приложения

У нас были некоторые опасения относительно того, что после выхода приложения может упасть посещаемость web-версии. Однако они были напрасными. Посещаемость не только не упала, но даже и слегка возросла. Я думаю, это произошло по двум причинам:
— За счет выхода приложения в топ-50 (33 место в общем российском App Store и 1 место в категории News) мы привлекли новых посетителей, которые раньше не знали о существовании ресурса;
— Использование приложения никак не влияет на посещение web-версии. Когда человек находится за компьютером, ему удобнее использовать большой сайт, а когда он едет домой, или отдыхает перед телевизором — мобильное решение предпочтительнее.

Нагрузка на сервера после запуска приложения

Стоит ли говорить о том, что нагрузка возросла? Думаю, нет. Если посмотреть на цифры выше, то количество обращений к нашим серверам увеличилось примерно на 30%. В данный момент мы работаем над расширением мощностей и готовностью принять нагрузку в десятки раз больше текущей, но эта тема заслуживает отдельного поста. Я лишь хочу привести скриншот нагрузки на один из серверов после запуска приложения. Красным отмечен день запуска.

MacPro-1

Баги в приложении

Это наша боль. Но умение признавать ошибки и оперативно их исправлять позволят нам, как я надеюсь, сделать приложение еще лучше, и опередить возможных конкурентов на несколько шагов вперед.
После публикации в App Store, буквально в течение часа мы получили такое число сообщений с похвалой, критикой, замечаниями и прочим, что нам понадобилось немало времени, что бы все это структуризировать и внести необходимые правки в Kickoff для дальнейшего анализа и, при необходимости, исправления.
Помимо этого первые пользователи приложения подсказали огромное количество идей по его улучшению. Некоторые из них довольно просты в реализации, но при этом добавляют удобство в пользовании приложением. Сейчас мы занимаемся планированием введения тех или иных «фич», которые будут постоянно добавляться с апдейтами приложения.

К сожалению, на этапе тестирования приложения никогда нельзя выловить все баги. Это связано со многими факторами, но всегда сводится к тому, что количество тестеров всегда меньше количества конечных пользователей (в продуктах массового использования).

Например, после запуска приложения стали появляться сообщения о том, что на телефонах с установленным jailbreak-ом, приложение не запускается. Таких сообщений было не очень много, но пожалуй, с десяток собралось. Если мы сумеем выявить проблему, то, конечно, устраним ее, но честно говоря не представляю, как это можно сделать учитывая весь тот «зоопарк» методов, который предлагается и предлагался для джейла.

Еще одним интересным замечанием было то, что приложение не во всех местах корректно обрабатывает voiceover (эта технология позволяет пользоваться приложением людям с ограниченными возможностями). До запуска в релиз, мы даже подумать не могли, что надо тестировать и эту сторону работы приложения. Каемся. Постараемся устранить все в ближайших апдейтах, для того, чтобы пользователи нашего приложения могли им пользоваться так, как они привыкли это делать со встроенными приложениями от Apple.

Творческие муки

Изначально, когда мы только начинали разработку приложения, у нас был совершенно другой дизайн, но на этапе тестирования мы поняли, что он слишком мрачен, хотя на первый взгляд выглядел довольно милым. Глаза быстро уставали, и мы не получали удовольствия от пользования приложением.
В итоге весь дизайн был перерисован с нуля. В качестве примера позвольте привести несколько скриншотов старого дизайна.

image image

Изюминка

Мы искренне верим в то, что в каждом приложении, помимо удобства пользования и красивого дизайна должна быть «изюминка». Сказать по правде, у нас ее не было до последнего момента. И только после реджекта со стороны Apple (приложение в режиме воспроизведения подкаста по 3G потребляло более 5Мб трафика за 5 минут) нам пришла в голову замечательная идея, которая бы выделяла наше приложение из подобных. И пусть это всего лишь небольшой штришок, но как показала реакция пользователей приложения, он пришелся в самое «яблочко».
При поступлении push-уведомления на ваш iPhone вы будете избавлены от стандартного звука, а вместо него услышите хруст надкусываемого спелого яблока. Этот звук совершенно не раздражает, и позволяет поймать заинтересованные взгляды окружающих при каждом оповещении. Разумеется, этот звук можно отключить в настройках push-уведомлений.

Еще одной «изюминкой» можно считать наличие всех выпусков подкастов в специальном разделе приложения. Они попадают туда автоматически (парсим RSS). Однако нам пришлось провернуть небольшой фокус, чтобы возможность слушать подкасты попала в приложение: если вы включите плеер без подключения по Wi-Fi (с 3g или edge соединением), то файлы будут транслироваться не с основного сервера, где мы храним все наши подкасты, а с дополнительного. Нам пришлось ограничить скорость доступа к файлам на серверной стороне и понизить битрейт подкаста, чтобы не попасть под ограничение Apple в 5Мб за 5 минут для 3G/edge соединения при воспроизведении медиафайлов.

Наши ожидания

Во время тестирования приложения до запуска в релиз, мы были уверены в двух вещах:

Удобство комментирования из приложения оказалось таким высоким, что мы нисколько не сомневались, что пользователи будут комментировать, и будут комментировать много. На деле так и оказалось. На глаз прирост в комментариях на сайте составил 25-30%
Мы добавили социальную составляющую для шаринга новостей во всевозможные социальные сети. С использованием SDK AddThis их количество составляет несколько десятков. Самые популярные соц. сети мы вывели отдельно, для удобства пользованием. Однако здесь нас ждало разочарование. За двое суток использования приложения этой функциональностью воспользовалось всего чуть более 300 человек.

Куда двигаться дальше

В следующем большом апдейте приложения мы планируем добавить прямой эфир наших еженедельных подкастов и сделать в приложении чат не только для слушателей прямого эфира, но и оставить его в приложении для непосредственного общения пользователей между собой.
Он уже сейчас доступен на странице подкаста в web-версии и работает по jabber-протоколу. Надеемся на то, что вы по достоинству оцените нашу работу, и будем рады услышать любую конструктивную критику или предложения по его развитию.

Скачать приложение можно из iTunes по этой ссылке.

UPD: На сегодняшний день приложением пользуются свыше 11000 человек (по данным Google Analytics). Прирост посещаемости на сайте за неделю вырос более чем на 20%
Уже сейчас можно сказать, что вложенные в приложение инвестиции полностью себя оправдывают в нашем конкретном случае.

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров