Забудьте Google, это Apple превращается в «империю зла»

27

Вы можете думать, что вам принадлежат iPad или iPhone, но в действительности невидимая сила связывает вас со штаб-квартирой Apple…

Когда-то давно, когда Apple создавала главным образом компьютеры, люди обыкновенно уподобляли её продукцию BMW. Это было потому, что компания производила дорогие, приятно оформленные продукты для узкого рынка богатых, озабоченных дизайном клиентов, которые с энтузиазмом, а не с фанатизмом, воспринимали именно этот бренд.  Эта инновационная, а вместе с тем очень даже ловкая и предприимчивая компания все же не была частью господствующего тогда тренда, находившегося полностью во власти Microsoft и компаний, делающих ПК под Windows. Но однажды Стив Джобс принес Макинтош Джеку Трэмейлу (Jack Tramiel), руководителю Commodore, на что тот произнес:  «Очень хорош, Стив. Я предполагаю, что вы продадите его».

Это было давным-давно. Теперь, с капитализацией рынка более 331 миллиарда долларов, Apple — вторая самая богатая компания в мире, богаче Microsoft ($220 млрд), Oracle ($167млрд) или Google ($196млрд). Изворотливая небольшая компьютерная фирма превратилась в настоящего гиганта. Но это совсем не гигант «Большого Дружественного» разнообразия, как обнаружили издатели журналов, и как полагали в течение какого-то времени представители музыкальной и софтверной индустрии. И поскольку Apple теперь контролирует онлайн-контент бизнеса, похоже, что то же самое случится и с бизнесом мобильных телефонов. В настоящее время, кажется, что ни у кого нет никаких достойных идей остановить этот процесс.

Каждый год журнал Fortune голосует за образцовых американских руководителей компаний, выясняя их мнения относительно конкурентов. Результаты  2011 года вышли совсем недавно и показали, что Apple — компания, которой восхищаются больше всех в Америке. И это уже шестой год подряд.

Причины очевидны. Со стороны продукта, Apple создает красиво разработанные, очень функциональные и простые в использовании устройства, которые восхищают клиентов и обеспечивают достойную прибыль; у компании безупречная корпоративная культура, которая позволяет точно, без просрочек поставлять продукты. Разработки компании намного более инновационны, чем у конкурентов, а хардвер и софт создается с уникальным мастерством.

Со стратегической стороны компания показала глубокое понимание технологии и проницательную и точную оценку потенциальных устройств и услуг, за которые люди по возможности платят. Большинство ген.директоров пошли бы на всё, чтобы управлять компанией, которая обладала бы хоть четвертью этих качеств. У Apple, кажется, они есть все. Её текущее господство основано на трех основных идеях. Прежде всего, дизайн действительно имеет значение. Это вовсе не кое-что второстепенное, что вы можете соорудить с помощью аутсорсинговой компании, консультирующей вас по вопросам дизайна. Хотя так делают большинство компаний. Дизайн должен быть и прост в использовании, и эстетически привлекателен. Вторая идея заключается в том, чтобы предложить простой путь законной покупки музыки (и, позже, других видов контента) онлайн, в противовес водовороту незаконной загрузки музыки через файлообменную сеть Napster (что не могло продлиться долго). Apple стала первой компанией, которая предложила решение проблемы. И третья идея, самая важная, состоит в том, что мобильные телефоны – это переносные компьютеры, по которым периодически можно совершать голосовые вызовы.

Большая часть мнений СМИ об Apple приписывает все эти идеи, стратегии, схватывание сути проблемной ситуации Стиву Джобсу, харизматическому соучредителю компании, на том основании, что Ренессанс Apple начался с его возвращения в компанию в 1996 году.

Возможно, так оно и есть, но всё же кажется маловероятным, что такое всестороннее восстановление компании могло быть работой единственного человека, пусть даже такого харизматичного.

Какими бы ни были объяснения, Apple теперь занимает доминирующую позицию в нескольких ключевых бизнесах  (распределение контента и мобильные технологии) и оказывает серьезное подрывное влияние на индустрию мобильных телефонов. В частности, её магазин iTunes словно контролируемые ворота, через которые проходят миллиарды оплаченных музыкальных треков и альбомов, видео и приложения, которые льются каскадом миллионам клиентов во всем мире. Существует комиссия за прохождение через эти ворота. И каждое проданное устройство Apple может быть активизировано при прохождении через эти ворота.

Это дает Apple беспрецедентную власть. Много других организаций предлагают платные загрузки, но ни у одной нет данных кредитной карты такого числа интернет-пользователей, которые совершают платежи онлайн. Это было одной из причин, почему владельцы печатных журналов говорили полную чушь, когда появился iPad. Но здесь наконец-таки появился способ заставить людей платить за онлайн-контент: сделайте его доступным на iTunes и позвольте Apple собирать деньги. Несомненно, кого-то несколько напрягает, что Apple берет 30%, но — эй — по крайней мере, закончится паразитическое бесплатное курсирование по сети. Впредь, сеть мертва: будущее за публикациями журналов в качестве iPad-приложений.

Тогда Apple резко изменила правила, предусматривая, что любой издатель, продающий цифровую подписку на вебсайте, должен сделать то же самое подписное предложение в пределах приложения, от которого Apple взяла бы  30%. Издатели были разъярены, но ничего не смогли с этим поделать. Если они хотят делать бизнес в  магазине iTunes, то они должны сделать это на условиях Apple.

Получается, что Apple «Большой Недружелюбный» гигант, разминающий свои мышцы…

Умберто Эко однажды написал незабываемое эссе, утверждая, что Apple Mac – католическое устройство, в то время как IBM ПК – протестантское. Его рассуждение было следующим: подобно римской церкви, Apple предложила гарантируемый путь к спасению — Apple Way. Пользователи ПК, с другой стороны, должны взять под личную ответственность свой путь к небесам.

Метафора Эко применяется с удвоенной силой к новым поколениям девайсов Apple, которые являются подконтрольными устройствами. Вы можете думать, что вам принадлежат ваш прекрасный, солнечный новый iPhone или iPad, но в действительности невидимая виртуальная цепь связывает вас со штаб-квартирой Apple на One Infinite Loop, Cupertino.

Вы ничего не можете установить на вашем устройстве, пока не получите одобрение господина Джобса и его подчиненных. И если вы достаточно глупы, чтобы нарушить правила и искать ваш собственный путь к спасению, тогда вы обнаружите, что следующая попытка синхронизации с iTunes превратит ваш девайс в дорогое пресс-папье с роскошным дизайном… Если это не власть, то я не знаю, что это.

John Naughton

Источник: guardian.co.uk

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров