iComeback: почему iPad ещё вернётся

Фортуна — дама, как известно, непостоянная, а в мире бизнеса и того более. Рекордсмены прошлых лет нередко становятся аутсайдерами, аутсайдеры — новыми рекордсменами, а казавшиеся незыблемыми когда-то гранды индустрии уходят с мировой арены так же быстро, как врываются туда амбициозные новички. Всё это вполне годится на роль пролога к рассказу о неудавшемся продукте, но на этот раз речь пойдёт о пока что крайне популярном устройстве — iPad. Можно ли о говорить, что времена его расцвета позади? Давайте разбираться.

apple_ipad_original

Конец Pad’a — отменяется?

Нынешний квартал — уже не первый по счёту, в котором замечательный планшет от Apple демонстрирует снижение темпов продаж. Выручка от последних для iPad упал почти на треть, и это едва ли радует инвесторов компании. Однако причины для оптимизма, которым всегда отличался Тим Кук со товарищи, всё-таки имеются. В контексте общих успехов Apple об этом можно прочесть здесь, а сейчас предлагаем взглянуть на вопрос более детально. Итак, почему планшетный «волк» вовсе не так страшен для Apple, как рисуют его многие аналитики?

apple-ipad-unit-sales

Планшетный ПК — устройство достаточно «инертное». Основные сценарии применения, для которых планшеты приобретаются большинством пользователей, не требуют каких-либо регулярных обновлений. В число таких задач входит работа с сетью Интернет, чтение, просмотр видео, фотографий, общение в видео- и текстовых чатах, социальные сети, одним словом — ежедневный быт и потребление медиаконтента. Эдакий, как я уже говорил ранее, «прикроватный» компьютер. Да, кстати, что там говорили скептики о «фоторамке» пять лет назад? Сегодня мобильная фотография превратилась в глобальный тренд, а для просмотра фото лёгкие планшеты с отличным качеством изображения и компактными габаритами (вроде iPad Air 2) подходят как нельзя лучше.

Но даже если взглянуть на ситуацию в традиционно требовательном деловом сегменте, то и там частый “апгрейд” оправдан далеко не всегда. Причина проста — не все предприятия нуждаются в мощности как таковой, поскольку модель использования гаджета в той или иной степени соответствует его позиционированию. Более того, в сфере услуг, магазинах, ресторанах, даже банковских учреждениях до сих пор нередко трудятся “ветеранские” iPad 2 без намёка на экран Retina. Они же, по некоторым оценкам — самые популярные среди всех собратьев по модельному ряду. Жадные бизнесмены? Отнюдь. Просто устройство отлично справляется со своими задачами, и его замена едва ли кардинально изменит опыт клиента/сотрудника, планшет которого выполняет роль терминала или меню. Несерьёзно, говорите? Боюсь, руководители будут несогласны — минимум вложений в долгосрочном периоде при вполне сносном удовлетворении потребностей. Одним словом, длительный жизненный цикл техники Apple — особенность, безусловно, приятная. Однако по этим же причинам эволюционные изменения, которые принесло с собой текущее поколение iPad, уже не являются убедительным аргументом, ради которого владельцы моделей предыдущих готовы выстраиваться в очередь за новинкой. А если вспомнить, что уже через полгода линейка ожидаемо получит серьёзное обновление, что более-менее соответствует графику, которого обычно придерживается Apple, то сезонная “просадка» спроса на iPad едва ли вызывает какое-либо удивление. Не говоря уже об основаниях списывать “яблочные” планшеты со счетов и отправлять их на свалку истории как очередной “самосъеденный” продукт.

ipad_as_terminal

Безусловно, некий фактор так называемой каннибализации здесь присутствует, однако его вклад, скорее всего, весьма преувеличен. В вышеописанных сценариях далеко не все готовы отказаться от привычного планшетного формата, который к тому же обладает редким на сегодня соотношением 4:3. О каком-либо применении на предприятиях и говорить нечего — выставить в качестве, скажем, терминала смартфон, каким бы дисплеем он ни обладал, было бы просто комично. Вообще, заставлять клиента выбирать что-либо на экране диагональю меньше психологических десяти дюймов может восприниматься как признак дурного тона, не говоря уже о том, чтобы вручить ему смартфон. Поэтому если явление перекрытия аудиторий и имеет место быть, то исключительно в потребительском сегменте. Но даже там не всё столь однозначно: говорить об удобстве серьёзной работы на “карманных” гаджетах само по себе не всегда уместно, а на мобильных телефонах и подавно. Пусть даже их экраны “всего лишь” в два раза меньше таковых у iPad. Конкуренция со стороны нового MacBook — другое дело, и практика показывает, что пользователи готовы отказаться от своих любимых планшетов в пользу ультрапортативного ноутбука. Однако говорить о массовости такого явления при более чем значительной разнице в стоимости, ведь базовые модели iPad являются и самыми популярными, пока что несколько преждевременно.

Оптимизм для народа

Сама Apple явно понимает происходящее и настроена спокойно. Более того, руководство компании делится такими соображениями на этот счёт:

iPad — невероятно удачная бизнес-идея в долгосрочном периоде. Конечно, сказать, когда она снова “выстрелит”, слишком сложно, но в том, что это произойдёт, я совершенно уверен, — сказал Тим Кук, объявляя текущие финрезультаты Apple.

Журналист издания The Motley Fool Адам Левин-Вайнберг (Adam Levine-Weinberg), давно являющийся акционером Apple, выделил три главных причины, по которым надежды Кука могут оправдаться уже до конца этого года. Давайте остановимся на них подробнее.

tim-cook-ipad-air

Итак, первым фактором успеха Адам называет сотрудничество купертиновцев с IBM. Почему? Большинство приложений, анонсированных новоиспечёнными партнёрами, предназначено именно для iPad, и многие из них будут доступны как раз к зимнему сезону. Занявшись давно планируемой экспансией на корпоративный рынок, Apple будет опираться на плечи партнёров, а в этой сфере удальцы из IBM, что называется, “собаку съели”. Разумеется, учитывать предыдущий неудачный опыт, который у каждой компании свой, партнёрам стоит, но шансов на хотя бы частичный успех (а для в целом потребительски ориентированной Apple и это будет неплохо) у них имеется с лихвой.

Второй важный момент, на который могут рассчитывать в Купертино, — дальнейшее расширение модельного ряда iPad. Если компания всё-таки решится на выпуск планшета с большей диагональю, это событие явно подстегнёт продажи. В конце концов, ожидание может быть причиной того, что потенциальные клиенты откладывают приобретение нынешних iPad в корпоративных масштабах.

На закуску Адам предлагает интересную мысль. В прошлом году Apple реализовала около 60 миллионов планшетных ПК, при этом, согласно комментарию её генерального директора, половина из них досталась не имевшим ранее дела с iPad пользователям. Очевидно, что вторая половина пришлась на желающих обновить своё устройство. Если предположить, что средняя длительность жизненного цикла iPad составляет около четырёх лет, то для предыдущих поколений он уже приближается к своему завершению. Сам по себе этот факт даёт основания полагать, что спрос на планшеты от Apple будет расти, а если следующие модели действительно предложат много нового, то расти весьма ощутимо.

ipad-international

Выводы

Вышеописанная картина вполне позволяет смотреть на будущее iPad позитивно, причём как производителю, так и пользователям, которые всё ещё любят планшеты от Apple. Определяющая роль последних в корпоративной стратегии Купертино, вероятное серьёзное обновление линейки и подогреваемый ожиданием этого интерес публики, а также отработавшие своё устройства предыдущих поколений — всё это говорит в пользу положительных перемен уже в ближайшем будущем. И хотя сейчас iPad не может похвастаться столь же громким успехом, как iPhone, обстоятельства сходятся в одной точке — уходить на пенсию легенда явно не собирается.

Планшеты AppleТим КукЧто будет с Apple