Да здравствует король. Надолго ли?

19

Намедни были опубликованы результаты Apple за второй финансовый квартал текущего года. По традиции компания не разочаровала воротил рынка, и акции купертиновского гиганта мгновенно прибавили в цене. Причиной тому, очевидно, весьма солидные достижения команды Тима Кука, сделавшие компанию ещё более привлекательной в глазах инвесторов. Однако у всего в этом мире есть две стороны, и некоторые аналитики всерьёз предупреждают: Apple впору кое о чём задуматься. Ведь, по их мнению, корпорация может не только стать партнёром своих "старых друзей" из IBM, но и повторить их роковые ошибки.

apple_wall_street

Пир среди чумы

Результаты, о которых было сообщено в этот вторник, ощутимо оживили рынок. Ещё бы — несмотря на растущую зависимость компании от iPhone, продажи которого в количественном выражении увеличились почти на 20 миллионов единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также вероятное снижение популярности плееров iPod, о которых в этот раз даже не стали говорить, Apple демонстрирует рост в сегменте персональных компьютеров: 4,56 млн реализованных устройств против 4,13 млн годом ранее. Что такое около полумиллиона единиц для мирового рынка, где счёт идёт на миллиарды? Да любой аналитик скажет — капля в море. В общем случае так оно и есть, но речь-то идёт о стагнирующем рынке ПК, на котором успехами, то есть ростом продаж, по оценкам той же Gartner, могут похвастаться лишь Lenovo и HP, причём львиная доля модельного ряда первой относится к бюджетному и среднему ценовым сегментам. С компьютерами Apple же, по всей видимости, наблюдается та же картина, о которой мы уже говорили в случае с iPhone: производитель успешно реализует всё больше относительно дорогих устройств, не особо нуждаясь в ценовой конкуренции по одной простой причине — величина маржи более чем удовлетворительна. Это при том, что коллеги по цеху непрестанно завлекают потребителя более низкой стоимостью, что, безусловно, не лучшим образом отражается на их доходах.

mac_pc_sale

Помимо всего прочего, объём денежной массы, которой располагает Apple, всего за год увеличился более чем на 25 млрд долларов (до 193 млрд), и это только свободные средства. Критики, конечно, поспешили заявить о крахе iPad, продажи которого несколько снизились в сравнении с прошлогодними, но как всегда упустили из виду важный для понимания ситуации нюанс, а именно отличный от смартфонов жизненный цикл планшетных компьютеров. По большому счёту большинство пользователей не видит смысла в обновлении последних с выходом каждой новой модели, которая в случае Apple выпущена всего полгода назад. Рынок этих устройств более неповоротлив: в то время как смартфоны прочно заняли место главного цифрового ассистента на каждый день, планшеты часто выполняют роль своего рода «прикроватного» компьютера (к слову, очень удобная модель использования). Каковы основные задачи такого гаджета для простого обывателя? Правильно, серфинг в Интернете, чтение периодики и прочие виды потребления различного медиаконтента. Не берусь говорить о всех моделях всех производителей, но в случае с iPad качественная оптимизация и грамотно подобранный набор ПО привели к тому, что устройство остаётся актуальным в течение долгого периода. Осознавая это, в Apple не спешат резко менять привычные вещи и предпочитают двигаться по эволюционному пути, ведь слишком серьёзные изменения не только смешают карты разработчикам, но и потребуют увеличения затрат на производство, целесообразность которых без массового спроса на новинку остаётся спорной. Кроме того, смена концепции или даже полюбившегося дизайна может банально не прийтись по вкусу пользователям, многие из которых традиционно ностальгируют по старому ПО и предыдущим моделям гаджетов. Безусловно, ситуация может измениться, если Apple всё-же преуспеет в корпоративном сегменте, но покуда в iPad доминирует потребительская составляющая, каких-то принципиальных изменений ждать, пожалуй, не стоит.

В чём сила, брат?

Однако вернёмся к нашим баранам. Всего за какое-то десятилетие Apple превратилась из нишевого производителя в самый настоящий мейнстрим, попутно став монстром биржевого рынка, причём таким, как это не удавалось ни одному коммерческому предприятию на протяжении ни много ни мало тридцати лет. Рыночная капитализация, то есть суммарная стоимость всех акций компании, составляет более 700 миллиардов (!) долларов. Для сравнения: главный конкурент купертиновцев в индустрии компьютеров, софтверный гигант Microsoft, по этому показателю уступает им практически в два раза; капитализация же Google, ближайшего соперника Apple на «мобильном» рынке, и того меньше. Кстати, вдвойне любопытно, что при всём этом платформы обеих компаний лидируют в количественном отношении: Windows для ПК и Android для мобильных устройств. Но давайте перейдём к наглядному.

apple_compared

Впечатляет, не так ли? Однако ложка дёгтя всегда есть даже в самой чистой бочке мёда, и давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

ibm_1985_sp

Последний график может показаться дорогому читателю несколько неуместным. И правда, к чему здесь данные тридцатилетней давности, когда и условия, и технологии, и даже само общество уже успело измениться много раз? Дело в том, всё в мире относительно, и компания IBM, тогдашний соперник Apple на компьютерной сцене, занимала в своё время лучшие позиции, оставив конкурентов далеко позади. Кроме того, в некотором роде гигант был куда более важным игроком для индустрии восьмидесятых, чем Apple является для рынка сегодняшнего. В своё время IBM удалось доcтичь более чем шестипроцентного рейтинга в индексе Standard & Poor’s, показателя, которому позавидует любой бизнес, включая команду Тима Кука. 1985 год был апогеем развития для корпорации, и даже нынешние рекордсмены из Купертино до сих пор «отстают» от неё более чем на полтора процента. Но в чём же был секрет IBM?

ibm_logo_colourful

В фундамент этой фирмы изначально была заложена деловая составляющая. Уже тогда имея за плечами громадный опыт работы в индустрии, IBM никогда не стремилась к популярности на массовом рынке, но престиж и репутация её были невероятными. Конечно, эти понятия сложно выразить в числах, и для наглядности просто упомянем тот факт, что в 1987 году двое работавших на IBM исследователей удостоились Нобелевской премии по физике за важное открытие в области физики сверхпроводников. И это ещё не всё: годом ранее сотрудники компании уже становились нобелевскими лауреатами за изобретение туннельного растрового электронного микроскопа. Казалось бы, куда там нынешним лидерам с их ориентированными на потребителя разработками? Но оглядываясь назад несложно понять, что IBM оказалась заложницей собственного положения — с головой окунувшись в науку и занимаясь выпуском невероятных по тем временам специализированных машин, компания уделяла всё меньше и меньше внимания потребительскому сегменту. Руководство гиганта попросту доверилось таким партнёрам, как Intel и Microsoft, которые должны были решать за IBM «мелкие», по его мнению, проблемы. Впрочем, положение дел устраивало инвесторов: в эпоху громоздких мейнфреймов позиция компании казалось незыблемой, а рыночный потенциал — практически бесконечным.

Минздрав предупреждает

А теперь о самом интересном. Как вы думаете, кто громче всех намекал IBM на подстерегающую её опасность? Коллеги по сегменту? Завсегдатаи Уолл-стрит? Отнюдь. Помните знаменитый рекламный ролик «1984», в котором юная спортсменка бросает молотом в экран с изображением «Большого Брата»?

apple_1984_video

Год спустя заказчик ролика, а по совместительству основатель одной «фруктовой» компании скажет в интервью журналу Playboy:

Если, по той или иной причине, мы всё же совершим ошибку и IBM победит, то мне кажется, что для индустрии наступят тёмные времена как минимум на двадцать лет.

Как вы уже наверняка догадались, это был Стив Джобс, и всяческие попытки Apple высмеять IBM на этом не закончились. Представленный в 1984 году компьютер Macintosh обладал функцией, которой так гордился основатель компании — простейшим синтезом речи, и одной из первых «мыслей», «высказанных» аппаратом в демонстрационных целях, стал явный выпад в сторону конкурента:

Я не привык выступать перед публикой, но кое-чем хотел бы с вами поделиться. Когда я в первый раз увидел мейнфрейм от IBM, я подумал: не стоит доверять компьютеру, который вы не можете поднять.

jobs_mac

Несмотря на то, что IBM процветала ещё много лет спустя, со временем компания оказалась слишком неповоротливой, и, как предсказывал Джобс, не выдержала резких перемен в индустрии. Оставаясь крупным поставщиком специализированных решений, некогда ведущий игрок практически покинул потребительский сегмент, продав свои наработки в области ПК китайской Lenovo. Новые же идеи компании, включающие различные алгоритмы «облачных» вычислений и профессиональные мобильные приложения, пока ещё не стали стандартом. Но по иронии судьбы нынешнее партнёрство с Apple может действительно открыть для IBM дверь в компьютерную индустрию нового поколения, ведь научный потенциал компании всё ещё велик, а её опыт и технологии могут проявить себя в очень серьёзной инициативе — аналитической вычислительной платформе Watson Health. В общем и целом Apple получит требуемую ей поддержку в корпоративном секторе, а IBM сможет приобщиться к успеху купертиновцев на потребительском рынке.

Подводя итоги хотелось бы сказать, что стоя на пьедестале, наверняка очень просто не заметить среди соперников действительно опасного игрока. На умного всегда может найтись кто-то умнее, и, как бы ни были сильны позиции, даже небольшое упущение на одном из фронтов может обернуться тяжёлыми последствиями для всей компании. Грустными тому примерами, помимо IBM, уже стали такие гранды, как Sony, Blackberry и вовсе канувшая в Лету Nokia. Будем надеяться, что Apple, которая, в конце концов, сама доказывала этот принцип конкурентам, не забывает об уроках истории и осознаёт всю ответственность своего положения. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна, тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его вновь.

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров