История развития графического интерфейса

В 1930 году американский инженер, разработчик аналоговых компьютеров, администратор и организатор научных исследований Вэннивер Буш описал некое устройство, которое он назвал «Memex». Memex — это скорее интерфейс, чем устройство, хотя, по задумке Буша, к нему можно было подключать различные устройства ввода и вывода, основная задача Memex — систематизация и накопление информации. Но разве мог кто-то в 1930 году увидеть в этом хоть что-то интересное? «Наивная глупость» — думало большинство невеж. А зря…

Вэннивер Буш

Пожалуй, стоит предположить, что название Memex происходит от английского слова memory — память. Ведь основная идея подобного устройства — именно накопление информации.

С момента, как Вэннивер Буш высказал свои идеи, прошло целых пятнадцать лет, прежде, чем он опубликовал свою статью «Как мы можем мыслить» (As We May Think) в сборнике Atlantic Monthly. Именно эта статья вдохновила и подтолкнула Дугласа Энгельбарта к созданию первого компьютера с пользовательским интерфейсом.

Дуглас Энгельбарт

Однажды Дуглас скажет, что всегда хотел работать над тем, что может принести пользу не ему одному или нескольким людям, а всему человечеству. И когда Дуглас увидел и прочитал статью Вэннивер Буш, он сразу начал думать и искать возможность реализации компьютера с удобным пользовательским интерфейсом.

Единственные компьютеры, которые существовали в то время — это ЭВМ, которые были далеко не самыми удобными и не такими уж компактными (они были просто громадными). В 1962 году Дуглас публикует собственную статью «Расширение человеческого интеллекта», в которой утверждает, что цифровые компьютеры — это будущее человечества. Они смогут увеличить способности человеческого разума. Компьютер — это в определенном смысле инструмент, который сможет расширить интеллектуальные способности человека.

Дуглас был полностью поглощен своей идеей. Со своей командой он работал в течение многих лет. В итоге в 1968 году они добились некоторого успеха. На Осенней объединенной компьютерной конференции (Fall Joint Computer Conference) они продемонстрировали основные составляющие разработанной системы NLS (oN-Line System).

NLS

Такое название система получила потому, что она могла работать по сети со множеством других аналогичных компьютеров.

Система была реализована с помощью технологий векторной графики. Основными функциями этой системы стала возможность редактирования текстов в режиме on-line (не приходит ли в голову Google Docs?), добавление гиперссылок, работа с буфером обмена и электронная почта. Ради подобных возможностей, команде Дугласа пришлось писать множество программ практически с нуля. Ничего подобного на тот момент, чтобы могло помочь реализовать их программные задумки, просто не существовало: система подсказок с контекстной привязкой, архитектура клиент-сервера, многооконная система вывода информации (только представьте, что вы можете работать только в одном окне) и так далее.

Но кроме программного обеспечения, команде были необходимы дополнительные аппаратные средства, которых еще также не существовало. Наверное, мало кто знает, что «мышь» была изобретена именно Дугласом, хотя сконструировал ее не он, а один из инженеров из его команды. Но это была не совсем привычная нынешнему пользователю мышь: в ней использовалось два колесика, подключенных к внутренним потенциометрам, которые и определяли направление перемещения курсора (который был в форме обычной палочки) по осям Х и Y.

Мышка Энгельбарда

К сожалению, главная проблема, которая подстерегала Дугласа — это не нехватка сотрудников или еще несуществовавшие программные или аппаратные средства, все это можно было создать самим, нужно было только время. Главная проблема — финансирование. А его жутко не хватало. Кончилось это все очень печально: в 1969 году финансирования не было совсем, поэтому институт, в котором работал Дуглас со своей командой, просто закрыли.

Но еще до закрытия института, Дуглас Энгельбарт смог открыть людям глаза, чтобы они увидели, как важно все то, над чем работала его команда. Люди поняли, что нет ничего невозможного и в будущем они смогут передавать по сети различные файлы, будь то текст или изображения, другим пользователям без особого труда. Конечно, для обычных людей — это была радость, но для одной из компаний это был кошмар.

Речь, конечно же, идет о компании Xerox. Эта компания сделала целое состояние на продаже фотокопировальных устройств, а тут небольшая команда из института открывает людям глаза на то, что в ближайшем будущем такие устройства будут не нужны. Их заменят компьютеры: устройства куда более функциональные и удобные. Боязнь того, что «бумажные» файлы будут никому не нужны, так как мир завоюют электронные файлы не давала спокойно спать руководству Xerox. Итогом этих бессонных ночей стало открытие PARC (Xerox Palo Alto Research Center) в 1970 году. Первым продуктом, который был создан в стенах PARC, был лазерный принтер. Но вот незадача: компьютеров, которые могли бы «потянуть» требования такого принтера, просто нет. Поэтому не долго думая, в 1973 году в PARC изобрели собственный компьютер, который получил название Alto.

Alto

Главной особенностью Alto был его дисплей с разрешением 606 на 808 пикселей. Он был точь-в-точь как печатная страница и был способен отражать полноценную растровую графику. Благодаря этому курсор мыши стал растровым изображением и впервые принял изображение всем знакомой и привычной стрелки. Но форма курсора изменялась в зависимости от того, какую задачу в данный момент выполнял компьютер (как сейчас, например, Windows повис — часики появились). Для компьютера был разработан специальный процессор, который получил название Bravo (видимо, со своей задачей он справлялся так, что заслуживал аплодисментов). В комплект программного обеспечения входил графический редактор с уникальным графическим интерфейсом. Его интерфейс отличался от общего системного интерфейса. Инженеры Xerox PARC приняли решение, что компьютеру необходим единый пользовательский интерфейс для всех новых приложений, но чтобы реализовать такую задумку, необходимо было изобрести абсолютно новую визуальную среду разработки программ.

Новой визуальной средой разработки программ стал Smalltalk.

Продолжение следует…

По материалам Wikipedia и Intel.com