Apple играет на струнах любви

Логика восторга

Что заставляет людей любить Apple и ее продукцию, ловить каждый, даже смутный слух о планах компании, набивать полные залы, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Стива Джобса (Steve Jobs)? Что же так привлекает пользователей? На этот вопрос постарался дать ответ обозреватель газеты Денвер Пост Энди Вонг (Andy Vuong). Полагаю и нашим читателям будет интересно узнать, какая сила создает вокруг Apple атмосферу праздника и покрывает каждый анонс новых продуктов компании ореолом радостной феерии.

Стив Джобс представляет iPhone 4
Ни MP3-плееры, ни смартфоны, ни планшетные компьютеры не родились в недрах научного центра Apple, но в Купертино нашли способ «заново изобрести» эти вещи и наполнить их совершенно новых смыслом. На Западе iPod’ом вообще нередко называют любой MP3-плеер, а iPhone стал не только показателем положения его владельца в обществе, но и задал общий тон в индустрии. Обратите внимание, многие из современных смартфонов так или иначе похожи на iPhone. Он стал не просто очередной моделью телефона, а новой философией общения. Если до появления iPhone пользователи не так уж часто выходили в Интернет со своего сотового, то после начался настоящий бум мобильного веб-серфинга. Безусловно, расширился спектр предложений операторов, мобильная связь совершенствовалась и дешевела, но именно iPhone показал: чтобы зайти в Интернет совершенно не обязательно включать компьютер.

Держится ли любовь к Apple только на энтузиазме фанов? Такое мнение нередко высказывается не только людьми, далекими от продукции Apple, но даже и самими увлеченными маководами. Рыночные эксперты придерживаются мнения, что энтузиазм играет далеко не первую скрипку в успехе «Калифорнийского Яблока». Давайте задумается, что же отличает продукцию компании вообще от всех и вся? Да-да, она «превосходна», «прекрасна», «замечательна»! Но это только эмоции. Настоящий ответ состоит в том, что, в отличие от остальных игроков информационно-технологического рынка, Apple пошла по пути самостоятельной разработки аппаратной и программной частей своих продуктов. Одна из немногих компаний, которая сама создает и «железо» и «софт». В итоге техника Apple отличается привлекательным дизайном и простотой использования. Но в Купертино идут дальше и не оставляют свою продукцию без внимания ни на одном из этапов на ее пути к покупателю. Как прекрасно и ёмко высказался вице-президент по промышленной аналитике весьма уважаемого маркетингового агентства NPD Group Стивен Бейкер (Stephen Baker) о специалистах Apple:

Они держат руку на пульсе в большей степени, чем любая из компаний, создающих потребительскую технику. Они контролируют каждый этап, который проходит продукт — от создания и производства до маркетинговых усилий.

iPad и iPhone — главные факторы мобильного бума

iPad - любой контент в любое время

iPad стал «вторым дыханием» для планшетников, которые на момент его анонса были основательно потеснены на рынке нетбуками. Помните, даже от Apple ждали нетбука? И удивлялись, почему в Купертино медлят и даже делают «странные» заявления о бесперспективности для компании нетбучного рынка. Всего год прошел с тех пор, как Стив Джобс показал iPad восхищенной публике, но за это время рынок существенно изменился. Проходившая с 6-го по 9-ое января 2011 года Международная выставка потребительской электроники (International Consumer Electronics Show, CES) превратилась в настоящий «парад планшетников», в ходе которого мировая индустрия прошествовала по стопам технологического гиганта из Купертино и продемонстрировала публике свои новые разработки. А еще недавно этого и вообразить было нельзя.

Рассмотрим теперь, как же проявляется превосходство Apple на «мобильном» рынке. Операционная система Google Android превзошла iOS по охватываемой рыночной доле, но сетевой поисковый гигант не занимается производством смартфонов, возложив эту часть проекта на своих партнеров: HTC, Samsung and Motorola. Это ведет к тому, что телефоны с «андроидной» прошивкой слишком разнообразны. Казалось бы — это прекрасно, у пользователя есть альтернатива. Но большинство людей — не технологи и предпочитают комфорт и простоту сложностям, вызываемым необходимостью каждый раз переучиваться на новую мобилку. Такие бестселлеры на базе Android, как Evo и Motorola Droid X даже не приблизились к тому, чтобы поколебать превосходство iPhone. Таким образом, всему пестрому «андроидному» многообразию получается превзойти iOS только совместными усилиями, а в «одиночном заплыве» iPhone продолжает уверенно лидировать. Согласно оценке NPD Group iPhone 4 и iPhone 3GS стали наиболее продаваемыми смартфонами с июня по ноябрь 2010 года. Такие именитые конкуренты, как Research in Motion (RIM), выпускающий BlackBerry и Hewlett-Packard (HP) сейчас внимательно присматриваются к уникальной бизнес-модели Apple. По этому поводу Стивен Бейкер отмечает:

RIM сейчас работает над единой операционной системой для всех телефонов компании и она же будет применяться в планшетниках RIM, когда те появятся.

HP в прошлом году потратила миллиард долларов на приобретение легендарного в недавнем прошлом разработчика карманных компьютеров Palm и планирует представить планшетку на базе «пальмовых» программных разработок. Шествуя в авангарде высоких технологий, Apple нередко идет на риск принятия нестандартных решений. Это касается отказала от тех или иных «общеупотребительных» вещей в своих новых продуктах. Глава денверской фирмы Double Encore, специализирующейся на разработке приложений, ранее работавший в Apple Дэн Бьоркоу (Dan Burcaw) делится своими воспоминаниями:

Порою они идут против здравого смысла. Временами они отказываются от таких функций и комплектующих, которые всей индустрией рассматриваются как совершенно необходимые и даже входят в стандартный «минимальный набор».

Самое интересное, что Apple обладает практически безошибочным чутьем. Компания стала первым разработчиком компьютеров, отказавшимся от флоппи-дисковода. В далеком 1998 году линейка iMac, к удивлению и даже негодованию всего околотехнологического мира, лишилась приводов для дискет, которые на тот момент еще довольно широко использовались. Как впоследствии оказалось, дискеты действительно уже уходили в историю и, возможно, именно решение Apple стало переломным. Сегодня флоппи-дискеты — большая редкость, для переноса информации используются флешки, но еще десяток лет назад дискетки казались незаменимыми.

Даже в такой мелочи, как конструкция батареи, Apple привычно идет «против течения». В большинстве устройств пользователь может легко открыть отсек батареи, достать ее и заменить собственноручно. В iPod, iPhone и iPad батарея несъемная. Такое непопулярное решение обрушило на компанию потоки критики от любителей поковыряться в недрах своего устройства. Дэн Бьоркоу прокомментировал ситуацию:

Пользователям так лучше, тем более, батарея iPhone значительно превосходит большинство аккумуляторов смартфонов, представленных на рынке.

Да, Apple предпочитает защищать свои продукты от неумелых ручек «народных умельцев» и, как к этому не относись, такой подход продиктован горьким опытом. Редкий человек, увлекающийся техникой, не считает свои руки «золотыми», а свои навыки в ремонте — превосходными. Часто ли это так? Не очень то. В итоге: поломанная вещь и недовольство покупателя обращается на компанию. Не станет же он винить свое неумение обращаться с тонкой электроникой. Кроме того, вряд ли многие пользователи меняют батарею в почти стерильных условиях производственного цеха. Скорее наоборот, руками в пиве и налипшей крошке от сухариков, чипсов и табака. Технике это на пользу явно не идет.

Капитан яблочного корабля

Стив Джобс - капитан яблочного корабля

Очередной виток успеха почтенной компании-разработчика персоналок начался в 2001 году уже вновь под руководством Стива Джобса, когда был представлен iPod. Нельзя сказать, чтобы до этого не было MP3-плееров. Они были и пользовались очень ограниченным вниманием (как и персональные компьютеры, кстати, до тех пор, пока за дело не взялись два знаменитых Стива). Но iPod был создан «под пользователя»: с большим для своего времени объемом памяти, удобным навигационным колесиком и удобным магазином iTunes, где пользователи могли легко и просто приобретать музыку. По данным NPD, 70% проданных MP3-плееров это iPod’ы. По всей видимости, данные по США, в обзоре это не уточняется, но цифра дает представление о громадной популярности, которую снискали плееры Apple.

Когда в 2007 году Стив Джобс представил iPhone всего с одной физической кнопкой на лицевой стороне, снова начались недоуменные возгласы со стороны критиков. Это шло вразрез со всеми представлениями о сотовом телефоне, как таковом. Но за очень короткое время люди свыклись с виртуальной клавиатурой, полюбили ее, а сегодня уже очень многие, особенно молодые, пользователи даже не представляют себе, что смартфон может выглядеть иначе. Сенсорные экраны тоже были и до iPhone. В основном применялись в КПК, которые имели свою, довольно скромную долю рынка. Однако Apple не просто оснастила сенсорным экраном свою разработку, но и значительно усовершенствовала его технологией «мультитач». Это был настоящий прорыв, примерно, как в свое время компьютерная мышка. Оказалось, что пользователь различными простыми движениями пальцев может выполнять те действия, которые ранее требовали долго и нудно жать на кнопки.

Следует остановиться еще на одном бесспорном преимуществе, которым располагает Apple: сеть специализированных фирменных магазинов Apple Store и феноменальный сервис, доходящий буквально до каждого пользователя. Магазины компании своего рода клубы, куда люди приходят познакомиться с продукцией Apple, проконсультироваться и обменяться мнениями. Сегодня, при недостатке живого общения и значительной замене его виртуальным, это огромный плюс. Ведь таким образом формируется Apple-сообщество, огромная всемирная компания единомышленников, которых по-русски чаще всего именуют «маководами», хотя продукция компании давно не ограничивается персональными компьютерами Mac. Владелец денверской фирмы-разработчика приложений Xcellent Creations Бен Раубенштайн (Ben Reubenstein) охарактеризовал это так:

Они продумывают каждый шаг пользователя на пути к продукту: с того момента, как вы заходите в магазин компании или на ее сайт до распаковки и работы с устройством.

Обзор немного напоминает хвалебную оду, но, необходимо подчеркнуть: далеко не всё, к чему прикладывают руку в Купертино «превращается в золото», как в древней легенде. Не снискали особой популярности такие продукты компании, как Apple TV и сервера. Не всё гладко и с динамиками iPod, но здесь важен общий результат, а не отдельные достижения и просчёты. А он таков, что кораблю Apple, ведомому твердой рукой его капитана Стива Джобса, сопутствует успех. Сейчас эксперты всерьез озабочены вопросом: что же будет с компанией, если ее находящийся сейчас на больничном глава не вернется к испольнению своих обязанностей? Трудно предугадать, как развернется в этом случае колесо фортуны. А сейчас отзывы пользователей исполнены любви к компании и ее продуктам. Генеральный менеджер одной из компаний в Колорадо Джонатан Смит (Jonathan Smith), все пятеро членов семьи которого — пользователи устройств Apple, с восторгом подчеркивает инновационность продуктов компании. Но только ли чистый восторг и тяга к изысканному минимализму дизайна руководит теми миллионами людей, которые ежегодно обзаводятся продуктами Apple? А может это человек-легенда у руля, один из «тех самых двух парней, которые собрали компьютер в гараже»? Всё это очень важно, но это не единственные причины успеха компании. Секрет популярности эппловской техники прост: инженеры Apple берут привычные вещи и перерабатывают их заново таким образом, чтобы с ними мог комфортно работать даже неподготовленный человек. А поскольку большинство пользователей чисто статистически не являются ни электронщиками, ни программистами, ни вообще компьютерными профессионалами, то они выбирают такие коммуникационные устройства, обращаться с которыми не сложнее, чем с утюгом или тостером.

Источник: Detnews.com
Специально для AppleInsider.ru