Почему iPhone собирают в Китае, а не в США, часть 2

6

JP-APPLE-1-popup

Часть 1

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Итак, прибыль и эффективность затмили щедрость. Компании и другие экономисты не согласны с этим утверждением, полагая, что оно наивно. Хотя американцы представляют собой одних из самых образованных работников в мире, страна прекратила обучение людей с навыками среднего уровня, необходимыми для заводов, говорят руководители.

Чтобы выжить, компаниям нужно работать там, где они смогут получить достаточно прибыли для оплаты инноваций. В противном случае, есть риск потери еще большего количества американских рабочих мест с течением времени, и свидетельство этому — тени былой славы некогда великих национальных производителей — включая General Motors и прочих — которые значительно сдулись с появлением более проворных конкурентов.

Эта статья написана на основе интервью с более чем тридцатью ныне работающих и бывших сотрудников и подрядчиков компании Apple. Многие из них остались инкогнито, чтобы защитить свои рабочие места. Также были привлечены экономисты, производственные эксперты, международные торговые специалисты, технологические аналитики, ученые-исследователи, сотрудники поставщиков Apple, конкуренты, корпоративные партнеры и государственные чиновники.

Руководители Apple признали, что мир сейчас так изменился, что было бы ошибочно измерять компании просто числом работников. Они также отмечают, что Apple нанимает больше работников в США, чем когда-либо прежде.

Говорят также, что успех компании Apple улучшил экономику в целом путем стимулирования предпринимателей и создания рабочих мест среди операторов сотовых сетей и перевозчиков продукции Apple. И кроме того, верхушка компании полагает, что лечение безработицы — не их работа.

«Мы продаем iPhone в более ста странах», — говорит один из руководителей Apple. — «Мы не обязаны решать проблемы Америки. Единственное наше обязательство — делать по возможности лучший продукт».

Мне нужен стеклянный экран

JP-APPLE-2-popup

В 2007 году, незадолго до того, как iPhone должен был появиться в магазинах, Стив Джобс нанял нескольких лейтенантов в офис. В течение пары недель они должны были охранять прототип устройства, которое Джобс носил в кармане.

По прошествии времени Джобс сердито вынул iPhone из кармана и показал всем, кто мог видеть, десятки мелких царапин, которыми был покрыт пластмассовый экран. Потом Стив вытащил из кармана джинсов ключи.

«Люди будут носить телефон в кармане», — сказал он. — «Еще люди будут носить ключи в кармане. Я не буду продавать продукт, на котором остаются царапины». Напряжение возросло. Единственным выходом было использование стекла, которое не царапается.

«Я хочу стеклянный экран, и я хочу, чтобы в течение шести недель он стал идеальным».

Один из руководителей после этой встречи заказал билет на самолет в Шэньчжэнь, Китай. Если Джобс хотел идеального, больше некуда было идти.

Около двух лет компания работала над проектом с кодовым названием Purple 2. Вопросы оставались прежними: как бы вы полностью переосмыслили мобильный телефон? И как бы вы совместили дизайн и высокое качество — с экраном, который не царапается, например? И как собрать миллионы подобных устройств быстро и недорого, чтобы получить ощутимую прибыль?

Почти все ответы были найдены за пределами Соединенных Штатов. И хотя компоненты менялись от версии к версии, 90% всех сотен частей содержимого iPhone собираются за границей. Полупроводники привозятся из Германии и Тайваня, память — из Кореи и Японии, дисплеи и платы — из Кореи и Тайваня, чипсеты — из Европы, а редкие металлы — из Африки и Азии. Все дороги ведут в Китай.

В начале своей деятельности Apple обычно не выходила за пределы собственного курятника в поиске производственных решений. Через несколько лет после того, как Apple начала собирать Macintosh в 1983, Джобс похвастался, что «эта машинка сделана в Америке». В 1990 году, когда Джобс работал над NeXT, которую в итоге купила Apple, руководитель сказал: «Я так же горжусь заводом, как и компьютером». Еще в 2002 году топ-менеджеры Apple иногда ездили на северо-восток от штаб-квартиры, ведь завод по производству iMac был в двух часах езды (Elk Grove, Калифорния).

Однако, в 2004 году Apple радикально повернулась к иностранному производству. Решение принял Тимоти Д. Кук, операционный эксперт компании Apple, заменивший Джобса на посту исполнительного директора в августе прошлого года, за шесть недель до смерти Джобса. Большинство других американских компаний по производству электроники уже уехали за границу, и Apple, которой на тот момент было нелегко, почувствовала все преимущества.

В частности, Азия была привлекательна тем, что работники средней квалификации там были дешевле. Но не это привлекало Apple. Для технологических компаний стоимость труда минимальна по сравнению с затратами на покупку запчастей и управлением цепочками поставок, объединяющих компоненты и услуги сотен компаний.

Для Кука фокус на Азии был «обусловлен двумя вещами». Заводы в Азии «можно быстро перестраивать вверх и вниз» и «азиатские цепочки поставок превзошли то, что мы имеем в США». В результате, «мы не можем конкурировать по этому пункту», сообщил Кук.

Влияние таких преимуществ стало очевидным, как только Джобсу потребовались стеклянные экраны в 2007 году.

В течение многих лет производители мобильных телефонов избегали  использования стекла, поскольку оно требовало точности резки и шлифовки, а этого чрезвычайно трудно достичь. Apple выбрала американскую компанию Corning Inc. для производства огромных панелей укрепленного стекла. Но не придумала, как разрезать эти панели на миллионы экранов iPhone, ведь для этого потребовались бы заводы по резке стекла, сотни кусочков стекла для экспериментов и армия инженеров среднего звена. Одно это приготовление стоит целое состояние.

Заявка поступила с одного из китайских заводов.

И к тому времени, как команда Apple нанесла визит, владельцы китайского завода уже построили новое крыло. «Это на случай подписания контракта», — сказал менеджер, обращаясь к бывшему руководителю Apple. Китайское правительство согласилось компенсировать затраты во многих отраслях, и эти субсидии коснулись и завода по резке стекла. Владельцы предоставили Apple образцы стекла практически бесплатно. На территории завода уже стояли общежития, поэтому рабочие будут доступны 24 часа в сутки.

Китайский завод получил работу.

«Вся цепочка поставок находится в Китае сейчас», — сказал другой бывший высокопоставленный руководитель Apple. — «Вам нужны тысячи резиновых прокладок? Соседний завод. Миллион винтиков? Завод в квартале отсюда. Нужны немного не такие винтики? Дайте им три часа».

Далее: Foxconn

Источник: nytimes.com

6 комментариев

  1. 0

    Впечатляет! Но моя шизофрения порождает подозрения в обратной, не такой «светлой» стороне всего этого. В любом случее для меня «главное идеальный продукт», а как выглядит кухня уже вторично.

  2. 0

    очень познавательно, спасибо.

  3. 0

    Интересно, спасибо за статью.

  4. 0

    «Мы продаем iPhone в более ста странах»
    капитан, исправь на
    «Мы продаем iPhone более чем в ста странах»

  5. 0
    Михаил

    Джобс сделал «открытие», что айфон царапается об ключи в кармане. Видимо до этого в Америке не было телефонов или не было привычки носить их в карманах и Джобс установил новую моду. В Америке бы не удалось напрячь большое количество инженеров и сотрудников за просто так устранять ошибки планирования топ-менеджмента. Зато китайцев можно запросто нагнуть. При этом, в духе корпоративной пропаганды, вся история преподносится как прорыв, гений менеджмента и т.п.
    Говард Хьюз, насколько помню, покупал нужных ему людей за деньги, значительно превышающие среднерыночные и эти люди уже делали то, что хотел Хьюз. У Джобса награда-путешествие. Вот вкратце резюме, что я понял по переносу производства. С другой стороны не он придумал эти правила с дешевой рабочей силой, но он их использует по-максимуму для своих капризов.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий