Старая песня о главном: Apple развалится без Джобса

45

Не знаю, как вы, а я не реже чем раз в неделю встречаю заметки авгуров-аналитиков о том, что Apple развалится. Что в мире существуют законы, по которым корпорация такого масштаба должна сдуваться. Что без Стива Джобса Apple наступит WindowsVista конец. Что компания не изобретет ничего нового, не найдет куда двигаться, Тим Кук не справится с управлением, бла-бла-бла — список можно продолжать.

Статуя Стива Джобса

Самое эпическое «предсказание» мы выудили из прошлого пятилетней давности — здесь Мэтью Линн говорит о том, что Apple «опоздала на вечеринку». Давайте дружно посмеемся в лицо и генеральному директору Forrester Джорджу Колони.

Для начала поделюсь с вами тем, что меня пугает в прорицаниях такого рода «кипучих мыслителей». Они не делают, они гадают на кофейной гуще. Вместо того, чтобы представить революционный продукт, они приводят в качестве оправдания собственной беспомощности карму, социологические исследования, экономические законы, числа Фибоначчи, гороскоп Павла Глобы и папашу Фрейда. Подобно бабушкам на лавочках, они судачат о будущем Apple, не имея ни малейшего представления о планах Apple на будущее, которые она, будь здоров, держит под семью печатями. Разумеется, это работа аналитиков, но они не в состоянии принять во внимание все данные (ввиду их закрытости), основываясь лишь на домыслах и дырявых теориях. Теперь почитаем дядю Джорджа.
Стив Джобс реагирует на слухи о том, что Apple развалится

«Социолог Макс Вебер в книге «Теория социальных и экономических организаций» 1947 года представил типологию организаций. Он описывает три категории: 1) юридическую/бюрократическую (что-то вроде IBM или правительство США); 2) традиционную (например, католическая церковь) и 3) харизматическую (ведомую отдельными, выдающимися индивидуумами).
Fuck yeah!
Харизматические организации возглавляют люди с «даром небес» (charisma по-гречески). «Он держится отдельно от других людей и воспринимается как обладающий сверхъестественными, сверхчеловеческими или специфическими способностями». Последователи и адепты полностью преданы лидеру взамен на то, что лидер дает им право находиться рядом с волшебной силой. «Харизматическая власть отказывается от прошлого, и в этом смысле ее сила революционна».

Звучит знакомо? Цитата из книги Адама Лащинского «Внутри Apple»: «…Джобс принимал все решения. […] Он был истиной в последней инстанции в вопросах вкуса». Лащински отмечает, что Apple была предприятием, «…но люди в целом там не были предпринимателями — и не хотели ими быть». Другими словами, в центре был один харизматичный предприниматель, который общался с последователями с помощью «…эмоциональной формы отношений».

[Мнение AppleInsider.ru: недостаток подобного рода типологий в том, что они описывают личность вне контекста ситуации и окружения, с которыми те взаимодействуют. Представьте себе, что вам присылают досье на человека. Из него вы не узнаете ничего о замыслах личности и вряд ли точно будете знать, о чем он думает перед сном. Типология личности — это сухой срез без исключений и вариантов развития. Говорю это как человек, работающий над типологией литературных героев на основе теории о модусах Н. Фрая. Стива Джобса можно рассмотреть с точки зрения любой типологии, но делать при этом отличительную черту человека — здесь харизму — краеугольным камнем его отношений с обществом весьма неправильно].
Суровый план руководства Apple
Одной из основных проблем в харизматических организациях является преемственность. В бюрократических организациях привычны процессы вроде выборов нового лидера. В традиционных организациях новый глава выбирается обрядовым способом. В харизматических — волшебный лидер должен назначить другого волшебного харизмата, и это подразумевает эмоциональная связь между сотрудниками (как в Apple). Apple посчитала, что Джобс достаточно компетентен, чтобы назначить последователя. Но его юридический или бюрократический подход не соответствует организации, которая держится на его «даре небес». Что касается того, что Джобс хотел подготовить компанию к тому времени, когда он уйдет, то здесь снова обратимся к Веберу: «Харизма может лишь проснуться и пройти испытания, ее нельзя выучить или запомнить».
Стив Джобс изображает кого-то
Я не знаю лично Джони Айва или Скотта Форсталла, но скорее хотел бы видеть одного из них на посту генерального директора. Их харизмы и чувства прекрасного было бы достаточно, чтобы законно возглавить компанию.

Когда Стив Джобс ушел, он унес с собой три вещи: 1) особое харизматическое лидерство, которое держало компанию в целом и мотивировал людей на чрезвычайную производительность; 2) способность идти на крупный риск; 3) беспрецедентную способность видеть будущее и дизайн продуктов. Apple будет двигаться по инерции 2-4 года. Но без нового харизматического лидера она перестанет быть величайшей компанией и станет обычной компанией, которая постепенно опустится. Как Sony (после Мориты), Polaroid (после Лэнда), Apple в 1985 году (после Джобса) и Disney (за 20 лет после Уолта Диснея)».

Акио Морита, экс-глава Sony
Предположения Джорджа Колони, хоть и ходят вокруг да около, совсем не учитывают мнения самого «виновника торжества» — Стива Джобс. Так называемый «харизматический лидер» был вправе решить самолично, какой глава Apple понадобится больше: блестящий операционист или какой-нибудь Тиль Уленшпигель, балансирующий на веревке над озером. Вряд ли Стив Джобс допустил ошибку. Возможно, тех самых «2-4 года» вполне хватит для того, чтобы «озаренная мистическим светом души Стива» Apple под управлением Тима Кука забрала с необитаемого острова какого-нибудь Робинзона, который увидит будущее Apple по-другому. А возможно, сам Тим Кук далеко не промах.

Зайдем с другой стороны: нужен ли Apple с ее 100 миллиардами долларов наличных азартный харизматический лидер?

Источник: blogs.forrester.com

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий