[4] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна
[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна
[3] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Первым большим дизайнерским триумфом, который подарил миру альянс Джобса и Айва, стал представленный в мае 1998 года iMac – настольный компьютер, рассчитанный на сегмент домашних потребителей. Джобс изначально озвучил желаемые спецификации данного продукта: он должен был обладать корпусом «все в одном», где клавиатура, монитор и компьютер были готовы к использованию прямо «из коробки». Он должен был иметь запоминающийся дизайн, являющим собой дерзкое заявление.

[4] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Айв и его правая рука Дэнни Костер начали делать наброски футуристичных дизайнов машины. Джобс в жесткой форме забраковал десяток пенопластовых макетов, которые они первоначально смастерили, однако тогда Айв уже знал, как на него можно воздействовать. Айв признал, что ни один из них не был сделан как надо, но один все же выглядел небезнадежно. Он обладал изогнутыми линиями, имел максимально неформальный вид и не выглядел как неподвижная плита, приросшая к вашему столу.

«Создается ощущение, как будто он только что запрыгнул к вам на стол и собирается поскакать куда-нибудь дальше», — сказал он Джобсу.

К следующей встрече с Джобсом Айв подготовил усовершенствованную версию макета. На этот раз Джобс, которому был присущ двойственный взгляд на мир, заявил, что в полном восторге от модели. Он взял этот пенопластовый прототип и начал носить его с собой по головному офису, с гордостью демонстрируя своей команде менеджеров и членам совета директоров. В своих рекламных роликах Apple рассказывала о достоинствах умения «думать иначе», но до того момента еще не смогла предложить продукт, который бы существенно отличался от имевшихся на рынке компьютеров. Теперь Apple действительно удалось придумать что-то новое.

Пластиковый корпус, который сконструировали Айв и Костер, был предложен в голубом цвете с оттенком морской бирюзы. Поздней этот цвет был назван «bondi blue» в честь цвета воды на одном из австралийских пляжей. Кроме того, корпус был полупрозрачным и предоставлял пользователю возможность изучить его внутренности.

«Мы пытались передать ощущение компьютера, который мог меняться в зависимости от ваших потребностей, как хамелеон, – говорит Айв. – Поэтому нам очень понравилась идея того, чтобы сделать его полупрозрачным. С одной стороны вы могли выбрать только один цвет, с другой – он не выглядел статичным. Кроме того, он имел очень дерзкий вид»

Метафорически и буквально полупрозрачность соединяла внутреннюю начинку компьютера с его внешним дизайном. Джобс всегда настаивал на том, чтобы ряды чипов на платах выглядели аккуратно, даже несмотря на то, что никто из покупателей их не увидит. Теперь же они должны были предстать взору пользователя. Благодаря полупрозрачному корпусу потребитель имел возможность оценить всю ту заботу, которую конструкторы вкладывали в производство всех компонентов компьютера и их расположение по местам. Игривый дизайн машины излучал простоту и в то же время обнажал глубины, которые за этой простотой скрывались.

[4] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Даже простота самой пластиковой оболочки таила в себе огромную сложность. Айв и его команда сотрудничали с корейскими поставщиками Apple в процессе разработки корпусов и однажды даже посетили фабрику производства желейного драже, чтобы подумать над тем, как сделать полупрозрачные цвета максимально привлекательными. Стоимость изготовления одного корпуса составила 60 долларов, то есть втрое больше, чем у обычного компьютерного корпуса. Руководители других компаний, скорее всего, потребовали бы проведения специальных презентаций и исследований, которые доказали бы, что такие вложения обеспечат достойные продажи. Наделенному сильной интуицией Джобсу такой анализ не понадобился.

Венцом дизайнерского чуда iMac стала ручка, встроенная в его корпус. Конечно, она присутствовала там скорее как имиджевый элемент, чем функциональный. Все-таки это был настольный компьютер, и немногие люди действительно собирались носить его в руке. Но поздней Айв рассказал:

«В те времена технология и комфорт для большинства людей были не слишком тесно связанными понятиями. Если ты боишься технологий, вряд ли тебе захочется к ним прикасаться. Я сам видел это на примере своей мамы. И я подумал: если у компьютера появится ручка, то это может помочь в построении комфортных отношений между машиной и человеком. Компьютер станет более доступным для интуитивного общения. Он как бы позволяет тебе потрогать себя. К сожалению, появление в корпусе утопленной ручки подразумевало увеличение затрат. В Apple старого образца я бы наверняка проиграл в споре с руководством. А Стив меня очень порадовал, когда посмотрел на этот корпус и сказал: «Это круто!». Я еще не успел объяснить всей концепции, но он уже интуитивно ее понял. Он просто знал, что эта деталь отлично дополняет образ дружелюбного и игривого iMac»

Джобс и Айв пытались сделать зачаровывающий дизайн фирменной чертой всех будущих компьютеров Apple. После этого вышел еще ноутбук, выглядящий как ракушка мандаринового цвета, а также профессиональный настольный компьютер, походивший на кубик льда. Подобно расклешенным брюкам, неожиданно показавшимся в задней части вашего шкафа, некоторые из этих моделей, со временем устаревая технически, внешне выглядят только лучше. К тому же они демонстрируют любовь своих авторов к дизайну, которую порой можно было назвать излишней. Но они выделяли Apple из ряда других компаний и создавали всплески на поверхности информационного поля, которые были необходимы им, чтобы выжить в мире, выбравшем Windows.

Когда мониторы с плоским дисплеем стало рентабельно производить для массового рынка, Джобс решил, что пришло время обновить линейку iMac. Айв создал модель, которая была достаточно традиционна, и в ней внутренности компьютера крепились к задней части плоского экрана. Джобсу эта модель не понравилась. Ему казалось, что в этом варианте дизайна было нечто, в чем не хватало чистоты.

«Зачем нам нужен плоский дисплей, если ты сгрудил все это на его задней стороне? – спросил он Айва. – Нам нужно позволить каждому элементу служить самому себе»

В тот день Стив отправился домой раньше обычного. Он хотел взвесить все «за» и «против». Чуть позже он позвонил Айву и пригласил того к себе домой. Когда Джони приехал, они отправились прогуляться по саду, который разбила жена Джобса. Этот сад просто изобиловал подсолнухами.

«Каждый год я сажаю какое-нибудь дикорастущее растение. В том году наш сад был усыпан подсолнухами. Дети даже устроили себе домик среди них, — вспоминает супруга Джобса. – Джони и Стив, погрузившись в раздумья, гуляли по саду. Айв предложил: «А что если сделать так, чтобы монитор был отдельно от компьютера, словно подсолнух?». Воодушевленный своей идей, Джонатан сразу бросился делать зарисовки»

Айву нравится, если дизайн рисует в воображении человека какой-нибудь образ и, по его мнению, похожий на подсолнух компьютер всем своим видом передаст пользователю ощущение стремления к солнцу.

В новом дизайне дисплей крепился к подвижной хромированной ножке. На самом деле, он напоминал не только подсолнух, но еще и настольную лампу Люксо – героя короткометражного анимационного фильма, снятого компанией Pixar. За свою историю компания Apple получила большое количество патентов на дизайн, в основном на имя Джонатана Айва. Однако в одном из них – в патенте на «вычислительную систему с передвижным системным блоком, прикрепленным к плоскому дисплею» – главным изобретателем числится Стивен Пол Джобс.

[4] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Вера Джобса в силу простоты, как предпосылки дизайна, достигла кульминации в трех потребительских продуктах, которые он начал производить в 2001 году и которые стали для него настоящим триумфом: iPod, iPhone и iPad. Он ежедневно лично участвовал в процессе разработки первого iPod и его интерфейса. Главное его требование было таким: «Упрощайте!». Он детально изучал каждый экран пользовательского интерфейса и проводил простой тест: если ему нужно было добраться до какой-либо песни или функции, он должен был иметь возможность сделать это в три клика. Использование устройства должно было отличаться интуитивной простотой. Если Джобс не мог разобраться в навигации, или для выполнения какой-то задачи требовалось более трех кликов, он выходил из себя.

«Иногда были моменты, когда он сосредоточит все наше внимание на одной проблеме с пользовательским интерфейсом, будучи в полной уверенности, что мы рассмотрели все варианты, – говорит Тони Фэделл, руководитель этой группы. – Потом он спросит: «А об этом вы подумали?». Берясь за проблему, он изменяет подход к ее решению, и проблемы как не бывало»

iPod, а позднее iPhone и iPad, стали триумфом зарожденной в начале 1980-х убежденности Джобса в том, что простоты дизайна наиболее эффективно можно добиться, тесно интегрировав аппаратное и программное обеспечение. В отличие от Microsoft, которая лицензировала свою операционную систему Windows различным производителям «железа», таким как IBM и Dell, Apple создавала продукты, которые от начала до конца были целостными. В особенности это относилось к самому первому поколению iPod. Здесь все было связано воедино: аппаратное обеспечение Macintosh, операционная система Macintosh, программное обеспечение iTunes, магазин iTunes Store, а также аппаратная и программная начинка самого iPod.

Это позволило Apple сделать устройство iPod намного проще, чем многие другие конкурирующие MP3 — такие как Rio. «Такими бестолковыми устройства вроде Rio делало то, что они были чрезвычайно сложными, – рассказывает Джобс. – Там нужно было создавать массу плейлистов, потому что они не интегрировались с проигрывателем на компьютере. Таким образом, имея в своем распоряжении программное обеспечение iTunes и устройство iPod, мы заставили компьютер и устройство работать вместе, что позволило нам разместить сложность там, где ей положено быть». Астроном Йоханнес Кеплер говорил, что «природа любит простоту и единство». Именно этим принципом руководствовался Стив Джобс. Интегрировав аппаратное и программное обеспечение, он смог добиться и того, и другого.

[4] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Уолтер Айзексон

В тот год, когда Стив Джобс ушел из жизни, и когда была опубликована написанная мной биография этого человека, меня поразили две противоположные реакции, которые вызвала эта книга. Некоторых людей оттолкнуло то, каким бесцеремонным и жестоким он мог быть. Однако другие, в особенности молодые предприниматели, которым приходится управлять компаниями, обратили внимание на то, как его нетерпимость совмещалась в нем с творческой чувствительностью и перфекционизмом в дизайне.

Я считаю, что вторая интерпретация более близка к истине. Да, иногда Джобс был слишком требовательным и вел себя как последний негодяй. Но этот мир наполнен требовательными боссами и негодяями, большинство из которых мало что из себя в действительности представляют. Особенным, а порой и гениальным Джобса делало его неистовое стремление к красоте, его созидательный талант и его уверенность в том, что все это имеет значение. И именно по этой причине он смог создать компанию, которая стала самой великой на сегодняшний день движущей силой развития инновационного дизайна и живым доказательством того, насколько он важен.

По материалам Smithsonianmag.com

Дизайн AppleСтив Джобс