[Внутри Apple] Глава 2 – Обеспечение секретности. Часть вторая

Глава 1 – Переосмысление управления. Часть первая
Глава 1 – Переосмысление управления. Часть вторая
Глава 1 – Переосмысление управления. Часть третья
Глава 1 – Переосмысление управления. Часть четвертая
Глава 2 – Обеспечение секретности. Часть первая

Однажды Стив Джобс признался, что нежелание говорить о внутренних разработках Apple он позаимствовал у Уолта Диснея. Создатель Волшебного королевства чувствовал, что магия, которую люди связывают с его работами, будет подпорчена, если станет известно слишком многое из того, что происходит за кулисами. По этой причине Дисней настаивал на строгой секретности работы своей студии. Например, когда он в 1960-х планировал открыть во Флориде Walt Disney World, он создал комитет для работы над так называемым «Проектом Икс». Внутренние записки о планах по строительству нового парка развлечений были пронумерованы, чтобы их можно было отследить. Об этом говорится в биографической книге Нила Гэблера «Уолт Дисней: Триумф американского воображения».

[Внутри Apple] Глава 2 – Обеспечение секретности. Часть вторая

Сотрудников заставляли следить за тем, чтобы информация не попадала не в те руки. В Apple секретность была переведена на новый уровень: «не те руки» могли принадлежать даже другим сотрудникам той же самой компании. По словам одного из бывших сотрудников, в этом заключается «общая культура таинственности компании». Подразделения Apple намеренно далеко разносят друг от друга: иногда потому что они, сами того не зная, конкурируют друг с другом, но чаще потому что подход Apple заключается в том, что одна группа не должна вмешиваться в дела другой. Преимущества такого подхода просты в своей очевидности: работники, которым не позволяют интересоваться делами своих коллег, имеют больше времени, чтобы сосредоточиться на собственной работе. Сотруднику Apple, находящемуся на низшем уровне иерархии, порой приходится сложно, поскольку зачастую он имеет право доступа к недостаточному количеству нужной информации. Как лошадь с завязанными глазами, его ведут по дозволенной тропе без права выглянуть из-под повязки.

Apple создала продуманную и нервозную систему укрепления внутренней секретности, которая вращается вокруг понятия посвящения. Чтобы обсудить на собрании какую-либо тему, выступающий должен быть уверен, что все присутствующие «посвящены» в эту тему, то есть осведомлены о конкретных секретах, которых он собирается коснуться. «Вы не можете говорить о каких-либо секретах до тех пор, пока не будете уверены, что все собравшиеся в них посвящены», вспоминает один бывший сотрудник. Как следствие – сотрудники Apple со своими проектами являются деталями одной большой головоломки. Как это головоломка выглядит целиком, знает только руководящая верхушка организации. Это вызывает в памяти ячейки сопротивления в тылу врага, члены которой не имеют права получать информацию, чреватую риском выдачи товарищей. Бывший топ-менеджер подразделения Apple по аппаратному обеспечению Джон Рубинштейн однажды привел сравнение, которое можно назвать менее лестным, но сопоставимым по своей точности.

– У нас есть ячейки, как в террористической организации, – сказал он в интервью журналу Businessweek в 2000 году. – Все основывается на правах доступа к специальной информации.

Как и в любом тайном обществе, в Apple секреты доверяются далеко не первому встречному. Новых членов групп обычно в течение некоторого времени держат на расстоянии, по крайней мере, до тех пор, пока они не завоюют доверие управляющего. Сотрудники рассказывают истории о том, как работают над «основными технологиями», а не над конкретными продуктами, а также о том, что им в течение месячного испытательного срока не разрешают сидеть рядом с остальными членами группы. Организационные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью любой компании, в Apple отсутствуют как вид. Считается, что эту информацию сотрудникам знать не следует, а посторонним ей располагать необязательно. Когда в мае 2011 года журнал Fortune опубликовал собственноручно подготовленную организационную таблицу Apple, посетители кампуса компании рассказывали о том, что сотрудники Apple начинали нервничать, даже если просто видели на своих столах распечатку этой таблицы. Тем не менее, сотрудники Apple все же имеют один важный источник информации – внутреннюю Директорию Apple. В этом электронном руководстве перечисляется имя каждого сотрудника, с указанием группы, менеджера, местоположения, электронного адреса, телефонного номера и иногда фотографии.

Конечно, чтобы понимать, кто в доме хозяин, сотрудникам Apple никакая организационная таблица и не нужна. Компанией управляет команда топ-менеджеров – небольшой совет при исполнительном директоре, дополненный группой вице-президентов численностью менее сотни человек. Однако должность в Apple не всегда является индикатором реальных полномочий. Все в компании осведомлены о наличии неофициальной кастовой системы. В число неприкасаемых входят промышленные дизайнеры, а также (по крайней мере, до смерти Стива Джобса) небольшая группа инженеров, которые работали с Джобсом долгие годы. Эта группа носит название DEST (выдающийся инженер/ученый/технолог, distinguished engineer/scientist/technologist). Члены этой группы вносят свой индивидуальный вклад в организацию работы компании, но официально никакими управленческими полномочиями не наделены. Кроме того, статус сотрудника в компании зависит и от судьбы продуктов, за разработку которых он отвечает. Например, с успехом iPhone и iPad наибольшим почитанием в команде стали пользоваться программные инженеры, которые работали над созданием мобильной операционной системы под названием iOS. Далее в этой неофициальной иерархии следуют аппаратные инженеры и, что вызывает недоумение, менеджеры продуктов, занимавшиеся различными устройствами и располагающиеся в порядке убывания степени успешности этих продуктов. Внизу пирамиды находятся сотрудники подразделений по разработке iTunes, iCloud и других онлайн-сервисов. Сотрудники, тесно связанные с Macintosh, которые некогда ходили по коридорам Apple с задранными в небо носами, ныне относятся к категории работников второго сорта. Что касается специалистов по продажам, кадрам и обслуживания покупателей, то такие подотряды в местной табели о рангах и вовсе не котируются.

Хотя секреты являются неотъемлемой частью существования Apple, попытка разобраться в них может таить в себе массу сюрпризов. «В Apple нет открытых дверей», вспоминает один бывший сотрудник. Значки-пропуски позволяют сотрудникам получать доступ в определенные помещения, и периодически может возникнуть парадоксальная ситуация: простой работник может заходить в те места, в которые даже его начальник не имеет доступа. Некоторые участки более секретны, чем остальные, а специальные проекты и вовсе обладают беспрецедентным уровнем секретности. В качестве примера можно привести знаменитую лабораторию промышленного дизайна, в которой работают дизайнеры Apple. Доступ к этой лаборатории так сильно ограничен, что лишь немногие сотрудники Apple смогли даже увидеть ее дверь.

В своем бестселлере «Инкогнито» (Incognito) невролог Дэвид Иглман пишет о разрушительном влиянии культуры секретности. «Главное, что нужно знать о секретах, – говорит он, – это то, что необходимость хранить их негативно сказывается на деятельности мозга». Люди хотят делиться секретами, говорит он, и имеют к этому сильное естественное стремление. Apple решает эту проблему, стараясь максимально, насколько это возможно, держать своих сотрудников во мраке неведения. Но здесь неизбежно возникает вопрос о том, насколько счастливы сотрудники этой компании.

В общем и целом Apple отличается рабочей обстановкой товарищества и взаимовыручки, лишенной открытого политиканства. Причина существования такого товарищества, по словам бывших инсайдеров, состоит в наличии структуры управления и контроля.

– Все знают, что простая и незаметная интеграция между разными составными частями является залогом возникновения настоящей магии, – говорит Роб Шебен, бывший вице-президент, отвечавший за маркетинг программных приложений. – В Apple команды постоянно работают в одной сцепке. Стив просто оторвет тебе яйца, если ты не обеспечишь этого.

Как видно, эти слова были сказаны еще в то время, когда Джобс был жив. Кстати, корпорация Microsoft во время руководства Билла Гейтса заработала репутацию компании с активной внутренней конкуренцией, что стало следствием присущей ее сотрудникам ментальности бульдогов под ковром.

[Внутри Apple] Глава 2 – Обеспечение секретности. Часть вторая

Культура Apple может быть связана с взаимовыручкой, однако доброжелательности тут явно недостаточно, а расслабленной ее уж точно не назовешь.

– Когда попадаешь в кампус, никогда не возникает ощущения того, что люди здесь слоняются без дела, – говорит наблюдатель, знакомый с руководством Apple. – Конфликты здесь часто носят личный характер и могут приобретать очень некрасивую форму. В соответствии со сложившейся ментальностью, нет ничего плохого в унижении сотрудников, если это помогает создать эмоциональный климат, способствующий созданию самых успешных продуктов.

– Главная одержимость, которую здесь испытывают, это стремление к удовольствию от получения безупречного результата, – говорит бывший топ-менеджер. – А добиться безупречного весьма сложно.

Еще один бывший инсайдер рассказал об одном из весьма распространенных случаев, когда ему пришлось пожертвовать своим личным временем и испортить отдых в связи со срочной «просьбой Стива»:

«Когда я был в отпуске, планировалось в рамках презентации представить новый продукт. В конце концов мне пришлось прыгать в самолет и потом все выходные посвятить репетиции»

Состязательная сущность культуры Apple ощущается во всем. «Каждый день, когда ты ходишь на работу в Apple, ты сражаешься не на жизнь, а на смерть, – говорит Стив Дойл, бывший топ-менеджер в организации цепи поставок Apple. – Если ты хоть немного зазеваешься, это отражается на работе всей команды. Другой бывший топ-менеджер описал культуру Apple похожими словами:

«Это культура стремления к совершенству. Если ты хочешь играть в эту игру, ты должен стремится играть лучше всех. Ты просто не имеешь права быть слабым звеном в этой цепи. Все здесь ощущают сильное желание не подвести компанию. Каждый работает максимально усиленно и отдает себя работе без остатка»

По своей культуре Apple является полной противоположностью Google, где повсюду висят приглашения на самые различные развлекательные мероприятия: от соревнований по лыжному спорту до чтений популярных авторов. В Apple же команда iTunes изредка спонсирует выступления музыкальных групп, а также имеется тренажерный зал, посещение которого стоит денег. В конце концов, в Apple люди в первую очередь приходят работать, и это чувствуется во всем.

– Здесь на совещаниях вы не услышите разговоров о доме у озера, где кто-то провел свой уикенд, – вспоминает один из топ-менеджеров. – Вы приходите и сразу приступаете к делу.

Контраст условий работы в Apple и в других компаниях очевиден. «Когда я общаюсь с людьми из других компаний, они обычно не настолько одержимы своей работой, – говорит один инженер Apple. – В Apple люди так преданы своему делу, что возвращаются домой поздно вечером, но Apple все равно не покидает их мыслей. То, чем они занимаются в Apple, похоже на религиозную деятельность».

Такое отношение к работе в Apple не менялось десятилетиями. Вот как в 1986 году Джо Носера описал в журнале Esquire позицию Джобса по рабочей среде в Apple:

Он часто говорил, к примеру, о том, чтобы сделать из Apple «безумно прекрасное» место для работы, но имел в виду не вкусный кофе или какие-либо финансовые поощрения. Вместо этого он говорил о создании среды, в которой люди могли бы работать дольше и упорней, чем когда-либо работали в своей жизни. Он хотел создать условия, в которых люди бы лучше переносили давления сжатых сроков и могли брать на себя максимальную ответственность, никогда при этом не уходя в отпуск и не всегда отдыхая по выходным, и при этом их это не должно было беспокоить! Они должны были любить это! Необходимо было сделать так, чтобы люди не могли жить без работы, ответственности и сильнейшего прессинга. Всем людям в данном помещении знакомы такие чувства от работы – одновременно заряжающие энергией и очень личные – эти чувства они ощущали, работая со Стивом Джобсом. Каждый из них обладает личной историей работы в Apple. Это объединяло их, и никто другой, кому не довелось там поработать, не сможет их полностью понять.

Почти никто не описывает работу в Apple как приятный и веселый процесс. На самом деле, на вопрос о том, является ли Apple «приятным» местом для работы, сотрудники отвечают на удивление единодушно. «Люди с огромной страстью относятся к тому, какие великолепные продукты они создают, – сказал один бывший сотрудник. – Тут дело не просто в культуре признании успеха. Все завязано на упорной работе». Другой сотрудник продолжал: «Если ты настоящий «яблочный» маньяк, то для тебя это превращается в магию. Но это не такое уж простое место для работы. Необходимо непрерывно заниматься разработкой продуктов: от начальной стадии проектирования до запуска. А это означает, что часто нужно возвращаться домой поздно вечером». Третий сотрудник ушел от ответа в аналогичной манере: «Поскольку люди воспринимают Apple с такой огромной страстью, они ощущают себя частью механизма, служащего реализации миссии компании».

Аналогично тому, как в Apple не идут любители приятно проводить время, там также не стремятся работать те, кто хочет сколотить большое состояние. Несомненно, Apple за все свое существование успела сделать не одного миллионера из своих инвесторов – особенно среди тех, кто проявил дальновидность и приобрел акции в течение последних пяти лет.

– В большинстве мест в Долине вы можете зарабатывать большие деньги, – говорит бывший сотрудник отдела маркетинга Apple Вэн Джонсон. – Но деньги – не такой уж важный показатель.

В целях поддержания приличной репутации Apple платит зарплаты, сопоставимые со средними показателями на рынке труда, но не более того. Топ-менеджер здесь может зарабатывать 200 000 долларов в год вместе с премиями в удачные годы, которые могут составлять до 50 процентов оклада. Разговоры о деньгах в Apple являются дурным тоном.

– Я считаю, что работать в подобной компании и душой болеть за создание отличных продуктов – это по-настоящему круто! – сказал Джонсон, пытаясь подвести итоги. – Когда сидишь в баре и видишь, что 90 процентов присутствующих пользуются устройствами, которые сделала твоя компания, это ведь просто фантастические ощущения, которые никакими долларами не измеришь!

Стив Джобс, который славился отсутствием заинтересованности в разговорах о деньгах, однажды высказал свое мнение относительно понятия счастья и работы в Apple.

– Я не знаю никого, кто бы не мог сказать, что это самое важное задание, которое они выполняют в своей жизни, – сказал он. – Люди влюблены в свою работу, а не просто получают от нее удовольствие. А это куда важней, ведь удовольствие приходит и уходит.