Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее

Первый Apple Store открыл свои двери для посетителей 19 мая 2001 года. Случилось это в Tysons Corner,  Virginia. Тогда Apple испытала на себе не малое количество критических заявлений касательно нового предприятия компании. Особенно забавно теперь выглядит заголовок статьи, опубликованной на  businessweek.com спустя два дня после открытия первого Apple Store: Извини Стив: Почему Apple Store не будут работать. Хотя, возможно, тогда эта статья и имела под собой какие то основания. Тем абсурднее она выглядит сегодня.

Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее. Фото.

Предлагаю изучение деятельности магазинов компании Apple разделить на три стадии: прошлое, настоящее и будущее, ну а начнем мы, естественно, с прошлого.

Прошлое

В 2001 году магазины Apple Store находили в крайне бедственном положении. Тогда мы были свидетелями падения продаж компьютеров Mac до 50% за квартал. Это были по-настоящему тяжелые времена для Apple и открытие собственной ретейловой сети магазинов было самым настоящим безумием. Тогда Apple была максимально сосредоточена на своей революционной операционной системе Mac OS. Возможно сама бизнесс-модель Apple и не вызывала каких-либо сомнений в то время, но можно попробовать рассмотреть подобное предприятие с собственными магазинами на примере компании Gateway, которая занималась реализацией PC. Как раз перед открытием первых Apple Store стали закрываться магазины Gateway. Всего было закрыто около 10% магазинов компании. Это и было решающим знаком для Apple, ведь грех было не воспользоваться ситуацией, в которой твой, пусть и не прямой конкурент, но все таки сокращает долю своих розничных магазинов.

Первые Apple Store произошли из полноразмерного макета здания, напоминающего склад, созданного руками Микки Дрекслера (Mickey Drexler), на тот момент генерального директора компании Gap, который в 1999 году вошел в состав совета директоров Apple. Тогда магазины Apple и Gap внешне были весьма схожи. Но основным преимуществом новых магазинов Apple был особенный стиль. Apple Store вывели минималистичный дизайн в розничной торговле на новый уровень. И случилось это благодаря трем материалам. Как говорил в то время старший вице-президент Apple Рон Джонсон (Ron Johnson) «благодарить нужно стекло, нержавеющую сталь и дерево».

Гораздо более важно то, что магазины фокусировались не на своих продуктах исключая все остальное. Разделение продуктов на категории было заведомо ошибочно. Но поскольку на тот момент Apple Store представлял из себя всего лишь макет, Apple удалось полностью изменить дизайн магазина, подчеркнув использование Mac (продажи которых на тот момент отнюдь не радовали) и различные схожие с ними интересы, вроде цифровой фотографии. Это позволяло концентрироваться на развитии взаимоотношений с клиентами, особенно на фоне тогдашнего главного конкурента Apple Store — Best Buy.

Настоящее

Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее. Фото.

Десять лет спустя, то есть на сегодняшний день, Apple имеет в своем арсенале 324 магазина по всему миру, из которых в США располагаются 233. Кстати в прошлом месяце двери перед собой в один из магазинов Apple открыл миллиардный посетитель. В прошлом квартале через все Apple Store прошло около 71 миллиона человек. Годовой прирост посетителей магазинов составляет 51%. Такой рост посещаемости можно отнести не только к увеличению популярности продуктов компании Apple, но и к удачному размещению каждого отдельного магазина. При рассмотрении места для открытия очередного магазина, Apple всегда стремилась к выбору такового, вокруг которого было бы сосредоточено не менее 85% населения города и добраться бы до этого места можно было бы без особых проблем.

Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее. Фото.

За 2010 финансовый год магазины Apple принесли компании около $10 миллиардов. Последний квартал оказался максимально прибыльным и составил $3,19 миллиардов, что на годовой пересчет составляет 90% прирост. Это означает, что все Apple Store приносят компании около 13% выручки. Весьма внушительный результат, особенно на фоне таких конкурентов как Best Buy, объемы продаж которых исчисляются на квадратный фут.

Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее. Фото.

В прошлом квартале Apple продала 797 тысяч маков через Apple Store, что подразумевает более чем 30% годовой прирост. Каждый пятый мак теперь продается через Apple Store, но гораздо более важно кто покупает их. Если вернуться на пять лет назад, то можно заметить, что около половины новых маков были у своих хозяев первыми. Большую роль сыграла значимость бренда и продажи компьютеров мак стали расти, как это было с iPod, iPhone и теперь с iPad. По словам Стива Джобса рост продаж маков оказывает неоценимое влияние на популярность iPad, который сегодня захватил рынок планшетных компьютеров.

Десятилетие Apple Store: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее. Фото.

Глядя на цифры трудно поспорить с тем, что Apple Store принесли Apple огромный успех. В 2004 году Apple начала экспериментировать, вводя мини-магазины сразу в нескольких местах на территории США. На тот момент этих мест было всего шесть, но тогда упорно ходили слухи об увеличении локаций до 50, что, как мы знаем, так и не произошло. Популярность магазинов Apple оказалась настолько высока, что крошечные магазинчики были просто не в состоянии выдержать весь траффик посетителей и начиная с магазина в Пало-Альто, Калифорния, занявшего больше пространства в том же торговом центре, за ним последовали и другие мини-магазинчики, так же увеличив свои площади.

Будущее

Помимо того небольшого косяка с мини-магазинчиками, сложно припомнить Apple какие-либо оплошности в работе с магазинами за эти десять лет. Поэтому предлагаю вам помечтать или составить прогноз на ближайшее будущее. Кому как нравится.

Международные магазины Apple

Apple планирует открыть около 40 магазинов по всему миру в течении 2011 года и только каждый четвертый из них будет располагаться в США. Основной упор, вероятно, будет сделан на Китай. В ближайшее время Apple откроет свой уже пятый магазин в Китае. Это столько же сколько в Германии и на один меньше, чем во Франции. Десять лет спустя мы смело можем ожидать рост количества магазинов в Китае до уровня большего, чем в любой из стран Европы. На сегодняшний день больше всего магазинов в Европе, Apple имеет в Великобритании — 29.

Индивидуальный подход к клиенту

В прошлом квартале Apple создала более миллиона продуктов, бесплатно приобретенных людьми в Apple Store. Напоминает нечто подобное во все том же Best Buy, но нельзя не согласиться с тем, что подобные меры положительно сказываются на восприятии компании покупателями. В будущем планируется более активное развитие подобных услуг, с индивидуальным подходом к каждому покупателю и налаживанию отношений между клиентами и компанией

Отсутствие програмного обеспечения

Запуск Mac App Store стал ключевым моментом в жизни программного обеспечения продаваемого Apple. Теперь нет необходимости идти в ближайший Apple Store за той или иной программой. Гораздо удобнее это сделать, кликнув по соответствующей иконке в доке и открыть перед собой магазин приложений для своего мака. Сейчас вопрос окончательного исчезновения коробок с программным обеспечением с полок магазинов Apple, остается лишь вопросом времени.

Конец эры десктопов

Вам не нужно ждать 2021 года чтобы увидеть когда это случится. Просто зайдите в любой Apple Store и сравните количество настольных компьютеров и ноутбуков в магазине. Да и согласно квартальным отчетам, продажи портативных маков приносят Apple гораздо больше прибыли, нежели стационарные маки. За последние десять лет количество проданных ноутбуков в несколько десятков раз превысило количество проданных Apple десктопов.

Телевидение Apple

Несмотря на некую глупость этой затеи, хобби с черной коробочкой в ближайшем будущем вполне может перерасти в нечто большее, при условии, если к этой коробочке добавится большой плоский экран. У этой затеи имеется достаточно большой потенциал и ее можно расценивать как еще один источник серьезного дохода для Apple. Однако Apple стоит распространить App Store на свою видео приставку Apple TV 2 и сделать больший упор на игры.

В скором будущем мы наверняка станем свидетелями перечисленных событий. Розничный бизнес Apple определенно будет продолжать расти и в США и особенно за ее пределами. Но не зависимо от планов компании, вы вряд ли сможете сегодня найти хотя бы одного аналитика, который осмелится прогнозировать провал компании Apple и ее розничному бизнесу.

По материалам gigaom.com