Неизвестный Джобс. Часть 5. Искусство вместо бизнеса

4

Независимо от того, устройство это или программное обеспечение, Стив Джобс всегда стремился делать так, чтобы продукты компании Apple выглядели максимально привлекательно. Началось это еще с 1977 года, когда вышел компьютер Apple II, обладавший стильным пластиковым корпусом. Свое чувство прекрасного сам Джобс описывает как «вкус». И именно это чувство позволило сформировать очертания компьютерной индустрии в том виде, в котором мы знаем ее сегодня.

Вот как он выразил свое отношение к дизайну в одном из интервью:

«Большинство людей ошибочно считает, что дизайн – это то, как выглядит продукт. Они думают, что это просто внешняя оболочка. По их мнению, дизайнеру просто вручают какую-нибудь коробку и говорят: «Сделай так, чтобы она выглядела красиво». Мы смотрим на это по-другому. Дизайн – это не то, как устройство выглядит, а то, как оно работает».

Как показала история, всю свою жизнь Джобс следовал этой философии при разработке продуктов Apple. Однако его эстетическая одержимость распространялась не только на внешний облик устройств, но и на его внутреннюю начинку. Например, когда Apple создавала компьютер Macintosh, он настоял на том, чтобы инженеры видоизменили материнскую плату, поскольку она выглядела недостаточно привлекательно. Однако у совета директоров было иное мнение на этот счет, и к словам Джобса не прислушались. Позднее, когда он основал компанию NeXT, где у него были развязаны руки, его команде удалось создать материнскую плату, которая хорошо работала и при этом полностью устраивала Джобса своим внешним видом. NeXT Cube стал одним из последних компьютеров, у которых все внутренние компоненты базировались на одной плате, и фотография этой платы красовалась в каждой рекламной брошюре.

Эта одержимость сохранилась у Джобса и по сей день. Если посмотреть видео презентации новейшего поколения MacBook, то можно увидеть, что в нем Джонатан Айв несколько раз повторяет о том, как прекрасен этот ноутбук изнутри. Кроме того, нам также довольно долго показывают заводы – еще одну большую страсть Стива Джобса. В этой связи вспоминается анекдотичный отрывок из рекламной статьи времен NeXT:

Джобс наблюдает за тем, как робот устанавливает современные чипы, которые будут отвечать за питание нового компьютера. Наблюдая в течение нескольких секунд за этим процессом, он говорит: «Это прекрасно…» и вытирает слезы от умиления.

Еще одна особенность уникального подхода Джобса к работе состоит в том, что он не отделяет искусства от технологии:

«Я никогда не считал, что их следует разделять. Леонардо да Винчи был великим художником и великим ученым. Микеланджело обладал огромным объемом знаний о том, как пилить камень на карьере. Большое количество компьютерных специалистов, которых я знаю, являются музыкантами».

Также Джобс неустанно повторяет, что никогда не проводил различительную грань между великими специалистами по компьютерам и великими художниками. И он утверждает это еще со времен создания первого компьютера Macintosh.

Другая неотъемлемая черта характера Стива – его маниакальный перфекционизм. Он ни за что не успокоится, пока не добьется самого лучшего результата (причем речь идет не только о работе, но и о личной жизни). Предъявляемые высокие стандарты качества часто сводят работников Apple с ума, но как уже было отмечено в одной из предыдущих статей нашего цикла, только так на свет появляются великолепные продукты. Если сотрудник не соответствует стандартам Джобса – он будет уволен без колебаний. Однако если человек обладает талантом и демонстрирует, как отлично он умеет его реализовывать, такой сотрудник может рассчитывать на полное расположение главы Apple.

В подтверждение нечеловеческого перфекционизма Стива принято приводить огромное количество проектов, которые Apple начинала по нескольку раз, а затем в последний момент закрывала. В числе таких проектов, закрытых в последнюю минуту, называют карманный компьютер Apple и некоторые веб-службы. По сообщениям источников, такие проекты как первое поколение iMac, магазины Apple Store, iPhone и iPad также несколько раз закрывались, чтобы открыться вновь и, наконец, победить.

Одно из следствий такой философии состоит в том, что Apple не производит дешевые модели компьютеров. На пресс-конференции 2007 года Джобс сказал журналистам: «Мы не можем поставлять всякое барахло. Просто не можем этого делать». Как отметил глава Apple, он не может позволить себе производить продуктами, которыми бы никогда не стал пользоваться сам.

На раннем этапе своей жизни Стив нашел свое призвание, которое заключалось в том, чтобы изменить мир, сделав компьютеры доступными для широких масс. Воз вспоминает об этом так:

«Он действительно с самого начала хотел изменить мир, а не просто создать еще одну компанию, производящую давно всем знакомые вещи, чтобы заработать пару баксов. Именно такова была его цель, когда я впервые встретил его в университете. Он всегда восхищался лучшими людьми нашего мира – от Ньютона до Шекспира. Он считал, что в истории было лишь несколько людей, которые навсегда изменили нашу жизнь. И нет сомнений, что ему всегда хотелось быть в их числе».

И единственный способ достичь такой амбициозной цели состоял в том, чтобы производить лучшие компьютеры, которые только были возможны. Такова философия, которая лежит в основе всей деятельности компании Apple. Как заявил Джобс в одном из своих интервью: «Наша цель состоит в том, чтобы делать лучшие в мире компьютеры, а не быть крупнейшей или богатейшей компанией».

Сегодня мы видим, с каким успехом осуществляются мечты Стива. Например, он всегда говорил о том, какое восхищение он испытывает в отношении компании Sony. Еще с 1980-х годов эта компания была для него эталоном того, как должна выглядеть компания, производящая бытовую электронику. Сначала он хотел, чтобы Apple стала «Sony компьютерной отрасли», и ему это удалось. Теперь же его компании удалось достичь еще большего успеха и отхватить долю рыночного пирога даже у Sony. После выхода таких продуктов как iPod и iPhone компания Apple стала лидером в сфере бытовой электроники. И это является успехом не только Стива Джобса, но и той философии, которой он следует и которую проповедует. В этой связи любопытно вспомнить слова Джона Скалли о планах дальнейшего развития Apple после ухода Стива в 1985 году:

«Apple должна была стать отличной компанией в сфере бытовой электроники. Это был план сумасшедшего человека. Высокотехнологичные продукты не могут разрабатываться и продаваться как бытовые товары».

Одно из качеств, про которые можно сказать, что они абсолютно несвойственны Стиву Джобсу, это скромность. Как вспоминает один из сотрудников Apple: «Стив всегда самый умный парень в комнате, и он это знает».

И эта характеристика присуща и самой компании Apple. Перефразируя вышесказанное, можно заключить: Apple делает лучшие в мире продукты, и она это знает. Джобс всем своим видом олицетворяет этот дух, который многие характеризуют как чванство и заносчивость. Он не упустит ни одной возможности, чтобы продемонстрировать превосходство Apple, а также высмеять и унизить конкурентов, которых он зачастую не воспринимает всерьез или обвиняет в полном отсутствии вкуса.

Заносчивость Apple переносится и в рекламу, которая в огромной мере основывается на том, как Стив Джобс видит свою компанию. В числе самых ярких примеров – реклама «Snail» (улитка), в которой процессор Pentium изображается как улитка по причине медленности своей работы. Еще один пример – реклама «Move to Intel» (переходим на Intel), в которой содержится такой текст:

«Долгое время процессор Intel был заточен в PC – неуклюжих маленьких коробках, где его заставляли выполнять глупые и маленькие задания, в то время как он всегда был способен на большее… И с сегодняшнего дня процессор Intel освобожден и может жить полноценной жизнью внутри Mac».

Ну а про набившую оскомину рекламную кампанию «Я Mac – я PC» можно даже не упоминать. Это классический случай, когда в желании продемонстрировать свои преимущества перед конкурирующей платформой Apple не готова останавливаться ни перед чем.

Однако нельзя не признать, что такое чувство гордости за свои продукты, которое культивирует Джобс среди сотрудников Apple, не может не заряжать их тем азартом, который жизненно необходим при создании революционных товаров. Как написал однажды журналист Дэвид Плотникофф (David Plotnikoff): «Вряд ли Mac вообще бы смог состояться, если бы не то гипертрофированное чувство самоуверенности, которое сопровождало его появление».

Источник: AllAboutSteveJobs.com
Неизвестный Джобс. Часть 1. Страх и ненависть в Купертино
Неизвестный Джобс. Часть 2. Обратная сторона тирана
Неизвестный Джобс. Часть 3. Инновация как повседневность
Неизвестный Джобс. Часть 4. Ближний круг
Неизвестный Джобс. Часть 6. Его крепость
Неизвестный Джобс. Часть 7. На сцене

4 комментария

  1. 0
    Свитчер

    Последнее фото ужасно умильное. И отрывок из рекламы про процессоры Intel. Мне понравилось, как автор обозвал отношение Apple (= Стива Джобса) к тому, что она делает и что делают конкуренты, — ЗАНОСЧИВОСТЬ. Замешанная на кропотливом труде, куче свежих идей, умном маркетинге, на самом непосредственном обаянии, она — поистине непобедима.

  2. 0
    Аноним

    прекрасный цикл статей, очень познавательно
    можно бесконечно смотреть на огонь, воду и работу apple над новым продуктом))

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий