Три фронта Apple

Сегодня Apple ведет невероятно агрессивную политику проникновения своих устройств на рынок. Эта уже не та компания, устройства которой стоят несколько тысяч долларов, а их обладателей можно посчитать по пальцам обеих рук. Трудно найти человека, который бы не знал логотип Apple или никогда не слышал об их продуктах, хотя еще 5 лет назад это не казалось таким уж очевидным фактом. Компания ворвалась на рынок бытовой электроники дерзко, агрессивно и без оглядки на конкурентов. Она избрала свой путь, и именно ему стараются подражать, именно его пытаются копировать. Мы не знаем, что ждать от Apple в ближайшем будущем, чем нас снова поразят, но очевидно и то, что выпустив продукт на рынок — они этот рынок и создают. Эта та компания, с которой приходится конкурировать очень и очень многим, потому, что Apple открыла множество фронтов для своих будущих побед, и потому, что судя по всему ни один из них сдавать не намерена. Судите сами: компания выпускает iPhone и всем лидерам рынка, таким как Nokia, Samsung, HTC и т.д. приходится с ним конкурировать. Причем конкурировать на самом прибыльном и заметном рынке — в сегменте топовых моделей.

Три фронта Apple. Фото.

Уже сегодня даже дети знают, что такое iPhone, а те кто им обладает вряд ли согласятся на что-то еще (я говорю про среднего потребителя). Apple это прекрасно понимает и будет продолжать обновлять ежегодно эту линейку привнося все новые и новые функции при этом незначительно меняя дизайн. Это проверенная и отработанная на четырех поколениях устройств стратегия отлично себя зарекомендовала и не требует кардинальных изменений. Остальным же компаниям, как это не прискорбно отмечать, достается роль догоняющих, тех кто делает «убийцы iPhone». Если Apple не свернет производство смартфонов или конкретно не облажается, то такая ситуация на рынке может сохраняться еще достаточно долго. Но лично я сомневаюсь, что может произойти первое или второе. Для первого надо быть ненормальным, а для второго — невезучим. При той поддержке и репутации которой обладает компания, у них в запасе есть право на ошибку, которое при неудачном стечении обстоятельств они вполне смогут реализовать. А догонять остальным прийдется еще и потому, что для Apple iPhone не единственный бизнес, и все то, что они создают и разрабатывают в других сферах где присутствуют, они с легкостью и изяществом применяют повсюду.
Давайте попытаемся вспомнить, в какой момент Apple начала набирать обороты? Ответ на поверхности — с выходом первого iPhone. Тот первый, аллюминиевый, был только ласточкой, которой еще предстояло стать орлом. Уж не знаю, думали ли в Купертино в момент его выхода о том, во что это выльется.. Мне кажется, что нет. Но в результате мы имеем платформу iOS и iPad, который вырос из iPhone. iPad это тот самый второй рынок, на котором Apple задает правила игры, а всем остальным приходится их принимать и выполнять роль догоняющих. В этом сегменте помимо тех компаний, которые вместе с телефонами делают еще и планшеты — в конкурентную борьбу с Apple вступают производители ноутбуков, которые решили попробовать себя на этом рынке. Таких компаний немного (из крупных), но при той ценовой политике которую проводит Apple, конкурировать становится очень и очень сложно. Цена на данные устройства, согласитесь, вполне адекватная, в то время, как качество на очень высоком уровне.

Три фронта Apple. Фото.

Ближайший из реальных конкурентов у iPad это несомненно Samsung Galaxy Tab. Совсем недавно они объявили, что цены на их планшеты будут такими же, как и у iPad. А помните, что они приводили в качестве аргумента того, что их продукт лучше? Его толщину. Мол будто их планшет будет еще тоньше чем у Apple iPad 2. При этом о других его достоинствах или умолчали, или рассказали как-то уж совсем расплывчато. Он будет тоньше? Понимаете? Это то, на что остается ставить акцент. Не дешевле, не производительнее, не богаче программами или возможностями, а ТОНЬШЕ! Мне кажется, что та толщина которая сейчас есть у iPad 2 или будет у нового планшета от Samsung уже близка к минимально возможной. Если это единственный аргумент которым может оперировать Samsung — то это очень печально.Умалчивая о других его характеристиках можно предположить, что они либо такие же, либо хуже. Свое творение корейская компания представит на широкий рынок только летом, в то время как Apple будет вовсю готовить следующее поколение iPad. Остальные поделки в этом сегменте можно пока не рассматривать, т.к. явные лидеры уже наметились, а остальным уготовлена роль догоняющих. Справедливости ради стоит отметить, что есть такие производители как Motorola и BlackBerry, но я думаю, что и так понятно — они в ближайшем будущем не завоюют массовую долю рынка, оставаясь нишевыми продуктами.
Третий фронт Apple — это их ноутбуки и персональные компьютеры. Здесь мы наблюдаем стойкую тенденцию к увеличению единиц техники на рынке. Уверен, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится и всевозможных устройств c Mac OS X на борту будет становится все больше. Огромную роль в этой экспансии играет популярность устройств с iOS. Люди попробовав iPhone или iPad уже перестают воспринимать Apple и их компьютеры как нечто совершенно из другого мира. Они начинают обзванивать знакомых, ходить по магазинам и присматриваться к тому, о чем совсем недавно не имели ни малейшего представления. Этот момент в компании прочувствовали очень тонко, и уже сегодня цены на компьютеры от Apple можно назвать вполне приемлемыми. В данном случае я имею ввиду их сравнение с ценами от производителей ноутбуков премиум сегмента, например линейка Sony Vaio или сверх тонкого Samsung. Но и для потребителей в ценовом сегменте <1000$ Apple есть что предложить. Младшая модель MacBook стоит 999$ (в США), а Mac mini и того меньше. Таким образом Apple влезает и на этот рынок, а с популярностью Mac App Store, уверен, что цены на сами железки будут еще опускаться. Как только модель покупки софта на компьютерах станет похожей на покупку в iOS, Apple со своими 30% от продаж вполне сможет себе позволить продавать свои устройства дешевле конкурентов (при равном качестве самих устройств), и тогда доля их на рынке начнет набирать обороты как снежный ком.
Давайте пойдем далее.. Компания умудряется одним устройством играть на нескольких рынках. Уже сейчас Nintendo заявляет, что продажи их игровых приставок падают, и во многом благодаря продукции компании Apple (iPhone, iPod Touch, iPad). Причем этот рынок для Apple не стоил, по сути, ни копейки. Его создали сами производители игр. Более того, пока что компания даже особых акцентов на этот счет не расставляла, если не считать нескольких игр показанных на презентации. Для многих управление играми сенсорным дисплеем кажется неудобным, но ничто не мешает Apple выпустить милый аксессуарчик за 39.99$ который превратит ваш iPhone 4 в аналог PSP. Если это произойдет (а на мой взгляд это лишь вопрос времени), то производители игр создадут их столько, что глаза будут разбегаться. Уже сейчас есть решения от сторонних производителей, но понятно, что пока это не сделает сама Apple, никто их всерьез воспринимать не будет, а уж писать специально для этих контроллеров игры и подавно.

Второй момент — это iPad 2. Некоторые весьма смело говорят о том, что графика вполне сопоставима (не идентична, а именно сопоставима) с XBOX360 или Sony PS3, но дело то вовсе не в графике. Если в следующем поколении iPad мы получим еще увеличение производительности графического чипа (а мы его получим), то игры станут еще больше похожими на своих собратьев из соседнего лагеря. Apple тихой сапой, без шума и пыли добавили в iPad 2 возможность вывода по HDMI на большие телевизоры. Казалось бы, что тут такого, у всех остальных это уже давно есть. Но! Вывод на телевизор и вывод на экран iPad 2 происходит параллельно и независимо друг от друга. В игре Real Racing HD 2 показали, как это работает. На iPad 2 вы видите карту круга и список лидеров, а все остальное действие происходит на большом экране вашего телевизора. Так почему же Apple молчит о таких, казалось бы, огромных возможностях своей платформы? Ответ может быть только один, и он очевиден. Очень скоро мы увидим открытие нового, полномасштабного фронта на котором Apple будет бороться с Sony и Microsoft. Исход этой битвы нам еще предстоит узнать, но то, что борьба окажется жаркой — не вызывает никаких сомнений. В нашем подкасте мы уже рассуждали о возможной модели присутствия Apple на рынке игровых приставок, но то что она будет, лично у меня, сомнений нет.

Вот три основных фронта на которых Apple ведет конкурентную борьбу. Как нетрудно отметить, везде где компания хочет быть лидером — она им рано или поздно становится (или наверняка станет). Имея эти фронты — генералитет компании с легкостью может перебрасывать силы между ними, что дает им неоспоримое преимущество перед конкурентами. Более того, наращивая свой общий потенциал в лице App Store (любого) они неизбежно укрепляют свои позиции, подорвать которые, с каждым днем, становится все труднее и труднее.