Почему квартальные отчеты Apple такие интересные?

Есть ли в мире что-то более скучное чем квартальный финансовый отчет? Риторический вопрос, но в данном случае ответ на него, как ни странно, будет положительным. Если это отчет Apple об итогах четвертого финансового квартала драматического 2019 года, я бы не спешил называть его скучным. Многое в мире намного скучней.

Почему квартальные отчеты Apple такие интересные? Тим Кук с интересом изучает квартальный отчет Apple. Фото.

Тим Кук с интересом изучает квартальный отчет Apple

В 1997-98 квартальные отчеты Apple Computer были еще интереснее. В безнадежной до отчаянья ситуации, когда кроме Mac’ов и Newton с eMate у компании не было ничего что могло бы принести доход, сокращенным (по живому) составом, компания квартал за кварталом завершала с прибылью. В 20, 30, 40 миллионов. На фоне продолжающегося падения продаж и отсутствия спроса на рынке. Возвращение на лидирующие позиции в индустрии оплачено кровью нескольких тысяч сотрудников Apple. Именно тогда, борясь с сомнениями и соблазнами (в других компаниях им платили бы больше, за меньшее), и именно они – преодолели инерцию, и раскрутили маховик в обратную сторону. Сегодня мощнейшая сила инерции удерживает Apple на плаву, и кажется, что никакие неверные действия тех кто управляет компанией в наши дни не способны нанести ей вред, но это иллюзия.

Если квартальные отчеты становятся интересными, значит – беда. Что-то идет не так. Но давайте по порядку: 30 октября 2019 года, согласно требованиям закона о публичных компаниях, Apple отчиталась о финансовых результатах четвертого квартала финансового 2019 года, закончившегося 28 сентября. Октябрь, ноябрь и декабрь – это первый квартал финансового 2020 года, с чем я всех нас поздравляю. Конференцию провели глава Apple Тим Кук и главный финансист Apple Лука Маэстри, роль конферансье взяла на себя Нэнси Пэкстон, старший директор Apple по связям с инвесторами. Это был рекордный четвертый квартал за всю историю компании, на счета которой поступили 64 миллиарда долларов, на 2% больше чем в предыдущем четвертом квартале. Чистый доход (после вычета налогов и всех затрат на обеспечение жизнедеятельности компании) составил 13,7 миллиарда, что на 4% больше чем в прошлом четвертом квартале. То есть, всё хорошо?

На чем и сколько зарабатывала Apple в июле-сентябре

Структура отчетов снова изменилась. Теперь на самом верхнем уровне он делится на две статьи, “Продукты” (то есть, iPhone, Mac, iPad и “Носимые, аксессуары и товары для дома”) и “Сервисы”. Немцы, французы и американцы из Apple, приезжавшие в представительство, не переставали удивляться что у нас словом “Продукты” называются магазины где торгуют едой. В нашем случае речь идет о другом типе продуктов. Все “Продукты”, взятые вместе, принесли Apple 51,5 миллиарда долларов (год назад – 52,3); “Сервисы”– 12,5 миллиарда, год назад они принесли на 18% меньше, всего 10,6 миллиарда. Общее число подписчиков по сравнению с прошлым годом выросло в почти в полтора раза, но у многих из них все еще “бесплатный период”, их подсаживают на сервисы как будущих наркоманов на иглу.

На чем и сколько зарабатывала Apple в июле-сентябре. Больше всего Apple по-прежнему зарабатывает на айфонах. Фото.

Больше всего Apple по-прежнему зарабатывает на айфонах

Продажи iPhone принесли Apple 33,4 миллиарда, что на 9% меньше чем в аналогичном квартале прошлого года, однако Тим добавил что iPhone 11, продажи которого начались в самом конце отчетного периода, продается рекордными тиражами, лучше чем любой из его предшественников (цифры, правда, не привел), а iPhone 11 Pro и iPhone 11 Pro Max – самые продвинутые и совершенные в истории Apple. То есть, они продаются не так хорошо – делаем вывод мы. А “-9%”, по словам Тима, внушают оптимизм. В следующем разделе расскажу почему – Тим нас не обманывает. Доходы от продажи Mac’ов упали на 5%, на них Apple заработала всего 7 миллиардов (мы с вами знаем в чем причина, не правда ли?). Зато iPad’ы принесли Apple на 17% больший доход, 4,7 миллиарда долларов, а “Носимые и прочие” – вообще на 50%, аж 6,5 миллиарда. Среди iPad наибольший доход принесли iPad Pro, а почти половину дохода от “Носимых и прочих” обеспечили Apple Watch. Сколько же надо было продать этих Apple Watch чтобы прибыль от них оказалась сравнимой с прибылью от iPad?

Боевой девятнадцатый год

Доход за 2019 финансовый год (продолжавшийся с 1 октября 2018 по 28 сентября 2019), по предварительным данным – 260,2 миллиарда долларов, что на 5 миллиардов меньше чем в 2018 финансовом году (265,6 миллиарда). “Продукты” принесли в 2019 213,9 миллиарда, а в 2018 – 225,8 миллиарда долларов. С “Сервисами” обратная ситуация, они принесли в 2019 году 46,3 миллиарда, в 2018 – всего 40,0. В январе Тим Кук обещал что к концу 2020 годовая прибыль от сервисов достигнет или превысит 50 миллиардов долларов, похоже что обещание будет выполнено.

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Когда-то, когда доходы и прибыли компании были на три порядка меньше, в одном из кварталов Apple Computer потеряла миллиард с лишним долларов. Это были именно убытки, компания их именно потеряла (правда, примерно четверть от этой суммы ушла на приобретение NeXT), а всего в том году убытки составили примерно полтора миллиарда. До этого безобразия еще далеко, и похоже, даже несмотря на ошибки и нисходящие потоки, компания держится. Доход упал на какие-то жалкие 5 миллиардов, это 2,5%.

На протяжении всего 2019 финансового года доходы от продажи iPhone падали. Причина скорее не в китайских конкурентах, а в ценовой политике компании. В первом и во втором кварталах доход от продажи iPhone уменьшался примерно на одну пятую (на 18%). Затем падение стало замедляться (китайские конкуренты не при чем, но замедление началось как только были введены ограничения на ввоз китайских смартфонов, это просто совпадение, правда?). В третьем квартале доход упал на 12%, а в четвертом всего на 9%. Это влияние iPhone 11 и изгнания дешевых подделок? iPhone 11 в этом квартале продавался меньше двух недель – это и в самом деле обнадеживающий результат.

Продажи iPadПродажи iPhoneПродажи Mac