Скевоморфизм мертв. Да здравствует новый дизайн?

Многие дизайнеры говорят, что однажды отполированное программное обеспечение Apple сегодня потеряло свой блеск. По мнению Олофа Шайбергсона (Olof Schybergson), CEO дизайнерской компании Fjord, уход Скотта Форстолла спровоцирует новую эру в сфере разработки программного обеспечения «яблочной» корпорации. Мы уже писали о том, что под чутким руководством Джони Айва, который, как ожидается, возьмет на себя вожжи Стива Джобса, iOS пойдет по другому пути, теперь давайте поговорим о том, куда именно могут привести эксперименты.

Apple

Об уходе Скотта Форстолла из Apple мы судачили не единожды. Теперь в команде директоров под управлением Кука находятся только самые инновационные и не чуждые прогрессу люди, поэтому Apple вступает в новую эру открытий и дизайна. Это, безусловно, захватывающая перспектива, но остается вопрос. Если сейчас программное обеспечение Apple нуждается в переработке, откуда будет черпать вдохновение Айв и его команда? Хватит ли дизайнеру таланта, который вовсю проявился в разработке аппаратного обеспечения, чтобы поднять дизайн iOS с колен?

С первого дня существования Apple, ее подход в плане дизайна был нацелен на простоту: даже ребенок может использовать «яблочную» технику без особых затруднений. Но с момента запуска iPad инновации в работе компании были либо незначительными (например, половинчатые обновления iOS или iPad mini), либо неудачными (например, Siri и карты Apple). Последнее обновление iOS оказалось просроченным, и многие считают эту операционную систему устаревшей. Возможно, Apple сейчас приняла защитную стойку, давая шанс конкурентам в лице Microsoft и Google отыграться, обозначив тенденции в дизайне интерфейса для различных устройств и платформ.

Стив Джобс, как всем известно, особенно в дизайнерской среде, был фанатом скевоморфизма. Это стиль, который основан на воплощении каких-либо реальных элементов и текстур в цифровом интерфейсе. Поддельная кожа, дерево, бумага и стекло стали обычными явлениями в приложениях Apple. Не обошли стороной и книжные полки, бумажные шреддеры и казино в синем зеленом бархате. Но как бы вы ни сопротивлялись новаторскому подходу современных дизайнеров, скевоморфизм явно отжил свое. Теперь он выглядит как дитя стимпанка в мире, где большинство людей отлично свыклись с цифровыми интерфейсами и не чувствуют необходимым работать со старыми «паттернами», вроде бумаги, кожи, дерева и прочих метафор консерватизма. В лучшем случае подход скевоморфистов сегодня выглядит устаревшим, в худшем — безвкусным. Что более важно — он тормозит стремительное развитие техники Apple с точки зрения аппаратного обеспечения. Что же делать дизайнерам компании?

Давайте посмотрим на Microsoft и ее новый пользовательский интерфейс, который является диаметрально противоположным скевоморфизму. Это современный швейцарский подход, где все чрезмерные украшения, излишества и «висюльки» попросту не находят себе места. Весь пользовательский опыт сводится к содержимому и содержанию, но никак не к визуальным элементам.

Безумно популярная Android плавает где-то посередине между скевоморфизмом и новым минималистичным стилем Windows. И хотя Android визуально во многом проигрывает конкурентам (и здесь можете учесть всех лицензиатов ОС от Google), в ней есть изящные и инновационные решения, которых не достает iOS.

Microsoft утверждает минимализм, но радикальная смена позиции Apple может ввести в заблуждение пользователей, а также ознаменовать поражение (что наша любимая компания ой как не любит). Apple всегда ориентировалась в первую очередь на пользователя и продвинулась в этом дальше всех. Технологии, доступные всем. Задача Apple сложна, как Общая Теория Всего: оставить простоту, доступность и легкость в использовании, но при этом освежить стиль пользовательского интерфейса и скорректировать его курс в соответствии с развивающимся спектром услуг и сервисов. Это трудная задача, для решения которой нужны инвестиции, внимание и талант.

Apple долгое время была мастером в том, чтобы делать лучшее ПО и лучшую технику. Но конкуренты вторглись на ее территорию. Даже Microsoft поступила весьма здраво в реализации собственного видения Surface: аппаратное обеспечение должно максимизировать потенциал программного. Создать такое соединение нелегко, и Apple придется работать в буквальном смысле ночами. Очень немногие компании справляются с последовательным созданием цельной картины, выпуская собственное программное обеспечение — и поэтому для многих не было сюрпризом провальное появление Siri и Apple Maps.

С выпуском iOS Apple показала миру, как должна работать парадигма графики и прикосновений. Современные сенсорные интерфейсы характеризуются отзывчивостью, подвижностью и обратной связью с пальцем пользователя (тапы, свайпы, щипки и прочие жесты знакомы почти каждому). Apple обрекла весь мир на сенсорный фанатизм. Но в ближайшем будущем взаимодействие человека с компьютером выйдет за пределы экрана и будет задействовать пассы в воздухе и голос. Сейчас у Apple есть возможность хорошенько продумать дальнейший путь развития пользовательского интерфейса и попытаться предугадать, куда именно заведет нас техника.

Если Тим Кук и Джонатан Айв своими действиями смогут добиться успеха, они не только еще больше поднимут ценность Apple как компании-инноватора, но и продемонстрируют, что в силах думать своей головой, а не просто последовательно представлять то, что завещал Стив Джобс.

По материалам gigaom.com

Дизайн Apple