Стив Джобс: Личные амбиции или продукт пиара

17

— Ты видал, что Джобс опять придумал? Чума!
человек далекий от IT

Уж сколько было написано статей о гении Стива Джобса. Его называли человеком года, лучшим руководителем IT компании, его презентации разбирают на составляющие и стараются быть похожим на него. Это все так, но я бы в этой статье хотел затронуть эти и другие аспекты его деятельности немного с другой стороны. А точнее поставить хоть и один, но зато очень важный вопрос — «почему?». Почему именно он, а никто другой? Как так получилось, что компания Apple у нас отождествляется именно с его именем? Почему обычные пользователи продукции HP или Sony, в массе своей, не знают имен основателей компании и их бессменных лидеров? Именно в этом я и хочу попытаться разобраться.

Начать как и обычно следует издалека. Стив Джобс — американец. Он рос в Америке, и именно в штатах он начинал свои первые шаги в бизнесе. Говоря об Америке и американцах в рамках этой статьи — я бы хотел напомнить о таком важном для них словосочетании, как «американская мечта». Что это такое — предмет отдельных рассуждений и отдельной статьи. В ее упрощенном варианте я бы дал следующее определение: любой американец хочет жить богато, иметь свой бизнес, и иметь возможность всего добиться самому. Из грязи в князи, если уж совсем коротко. И Америка такую возможность дает каждому. В истории этого народа имеется огромное количество подобных примеров, когда родители эмигранты приехали с 5$ в кармане, а их сын добивался если не всего, то очень многого. Далеко за примером можно не ходить — это президент страны Барак Обама. Другими примерами воплощения «американской мечты» стали Билл Гейтс, Генри Форд и многие многие другие. Среди них и Стив Джобс. И это очень важно. В глазах обычных людей, не только американцев, он является ярким представителем этой самой «мечты». Человек который начинал с гаража — сейчас имеет самую дорогую IT компанию в мире. И он является ее лицом. Его имя у всех на слуху. Люди, которые могут даже не обладать яблочной техникой — все равно о нем слышали. Не все конечно, но многие. А уж те кто этой техникой владеют — почти наверняка. Так же, как все знают Билла Гейтса. Но вы не думали почему? Почему человек глубоко неинтересующийся IT компаниями знает основателя Apple, но не знает остальных? У меня на этот счет есть пару мыслей, и я постараюсь их вам раскрыть чуть ниже.

Почему я сейчас говорю про Америку? Да потому, что в момент становления компании, как и сейчас — основной и первичный рынок сбыта продуктов компании это их внутренний рынок. А это означает, что и методы продвижения продуктов, в основном, рассчитываются именно на американцев. И вот тут мы имеем первый психологический якорь — человек который всего добился сам, и стал мировой величиной не может нам впаривать фуфло. Я говорю не о конкретике, а скорее о психологическом посыле. Мы это принимаем на уровне подсознания, и это лишь один из методов кудесников из Купертино. Давайте пойдем дальше — это цена. Продукция Apple никогда не была дешевой, это известно всем. А значит мы тут же мы имеем второй психологический якорь — обладать этими гаджетами значит поднять свой статус в глазах других, но что намного важнее — в своих собственных глазах.

Стив Джобс — перфекционист. Ходят легенды о том, как он мог полностью закопать проект в последний момент, если ему что-либо не нравилось. Все что он делает, по его собственному мнению, он старается делать идеальным. И мы знаем об этом. Пусть даже в чем то не соглашаясь, мы все равно знаем, что продукт тщательно тестировался и дорабатывался прежде чем нам его показали. Откуда мы это знаем? Да он каждый раз нам сам же это и повторяет. Вот вам и еще один психологический якорь. Покупая продукцию Apple мы вносим в наш быт что-то отточенное до мелочей, тем самым делая еще один шаг к идеальному обустройству нашей собственной жизни.

Конечно это лишь предположения и догадки. Список примеров далеко не полный, и каждый сам может подумать и вспомнить какими «замаскированными» методами пользуются в Купертино. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что техника Apple это хоть и дорогой, но путь к успеху. Я не утверждаю что это так. Это просто формальная логика, а именно она крепко оседает в наших головах помимо нашей воли. Исходя из нее же можно постараться составить психологический портрет тех людей, которые ненавидят Apple, и при разговоре с которыми у них разве что пена изорта не идет. Наверняка у многих из нас имеется такой «знакомый». С ними бесполезно спорить или пытаться его переубедить. Такое впечатление, что когда им говоришь «Apple» у них полностью отключается мозг. У меня на их счет есть гипотеза, которая разумеется не претендует на аксиому. Мне кажется это такой тип людей, которые в своем подсознании полностью расписались в своей никчемности в жизни. Сами себе они говорят — что если бы я захотел, то всего смог бы добиться и заработать много денег. Просто я не хочу. Я ленив. Но вот если бы захотел — то уж тогда бы точно смог. А свое нынешнее существование они объясняют емким определением — меня все устраивает. Они не стремяться построить карьеру, или развиваться ками-то иным способом. Мне кажется, что именно это их заставляет без аргументов ненавидеть эту компанию. Любой разумный человек сможет привести довод, почему ему что-то не нравится. На форумах часто встретишь — «я считаю, что продукты Apple достойны внимания и я бы с удовольствием их попробовал, но их чрезмерная цена не позволяет мне этого сделать. Может быть в будущем». Такая позиция ясна, и не вызывает никакой негативной реакции. В случае же с проявлением открытой агрессии при разговоре, становится ясно, что дело не в конкретном ноутбуке или телефоне, а в психологическом дисбалансе PR стратегии компании и конкретного человека. Впрочем я слегка отвлекся. Давайте продолжим о Стиве.

Меня всегда удивляло то, что на презентациях выходит именно Джобс. Бесспорно — он гениальнейший «оратор» нашего времени, но почему-то кажется, что не все так просто. При всем его гении — он всего лишь человек. Помимо его выступлений у него есть и другая работа. И хотя презентации это огромный труд — мне кажется что подготовка к ним не занимает у него подавляющее количество рабочего времени. Что мешает ему нанять не менее гениального и не менее профессионального человека для проведения презентаций? Ничего, кроме одного: это будет не Джобс. И мы снова возвращаемся к нашим «якорям». Если это будет делать кто-то другой, то рушится вся та PR компания по вбиванию нам в головы мысли об «американской мечте». Apple сама загнала себя в эти рамки, и пока не совсем понятно, как она собирается из них выходить в будущем. Вспомните тот период времени, когда Стив тяжело болел, и вместо него презентацию проводили другие люди? Вы помните их имена? Я — нет. Я даже не помню о чем была та презентация, если честно. А помните ту презентацию, где он вышел всего на несколько минут весь больной и истощенный? Для чего ему это понадобилось? Все просто — показать что его ничто не может остановить на пути к своей цели, а значит не сможет остановить и нас. А кому бы не хотелось думать, что он всего может добиться несмотря ни на что?

И если все вышесказанное пытается ответить на вопрос «почему?», то следом за ним встает еще один вопрос — если это действительно так, то кем это придумано? С одной стороны это может быть просто личными амбициями одного человека. Слухи о жесткости Стива Джобса ходят давно, а потому нельзя исключать и этот вариант. Но с другой стороны — обладая таким количеством денег, компания просто обязана иметь лучший в мире PR отдел. И мы с вами нередко убеждаемся в том, что они не зря свой хлеб кушают. Насколько велико влияние пиарщиков компании на политику «одного человека»? Ответ я думаю как всегда где-то посередине. Когда Джобс начинал — у него не было дргого выхода кроме как самому продвигать свои идеи. Но что сейчас ему мешает полностью уйти со сцены и заняться внутренними делами компании? Мне кажется, что и первое и второе. Он не может перестать первым показывать продукции своей компании, и в то же время это совсем не мешает ему греться в лучах собственной славы, ведь как известно — все мы люди!

Специально для AppleInsider.ru

17 комментариев

  1. 0
    Королев Михаил

    Да, затронута правильная мысль. Все мы не вечны, и что будет с компанией когда уйдет Стив?
    Я думаю все смотрели ролики про новые продукты техники Apple.. Там на белом фоне о новинках рассказывают сотрудники компании и самым частым персонажем там является создатель iPhone, как его называют и дизайнер по должности-проффесии Джонатан Айв. Мне кажется он и станет лицом компании, после Джобса…

  2. 0
    Павел Булаков

    Автору незачёт! Графоманство. Почему компания Apple отождествляется с именем Джобса? Потому как тот выступать со сцены любит!.. Ничего не скажешь, глубокая аналитическая статья! :-)))

  3. 0
    Гришин Ренат

    Вы часто видите выступления Билла Гейтса? А ведь он отождествляется с Microsoft. А вывод из статьи вы сделали не верный.

  4. 0
    Гришин Ренат

    И кстати, как раз именно этот миф я здесь и пытался развеять. Дело не только в выступлениях, а скорее в том, что это основная линия партии. В том числе и на личности одного человека строится успех компании в целом.

  5. 0
    Павел Булаков

    Ренат, без обид! Просто на мой взгляд каша в статье. И уж коли начался у нас диалог, то объясните мне непонятливому, почему компания Apple отождествляется с именем Джобса?

  6. 0
    Гришин Ренат

    Никаких обид. Мне кажется я довольно много об этом написал выше. Или вас интересует почему именно у меня происходит это отождествление? Тогда я не знаю. Так вот строит свой PR компания Apple. А если имелось ввиду «с чего я решил, что все отождествляют?», то это мои наблюдения, не больше.

  7. 0
    Павел Булаков

    Не думаю, что личность Джобса является элементом пиар-политики компании. Зачем раскручивать Джобса, если раскрутка продукции компании является более очевидной задачей для их маркетинга.
    Да и личность Джобса сама по себе слишком яркая, чтобы её не заметить. Пока он у руля компания приспосабливается под него, ну или он приспосабливает её под себя.
    Уйдет Джобс на покой, придёт ему на замену Тимоти Кук. Изменится и компания со своим маркетингом. Станет более технократичной, в духе тех же Майкрософт. Собственно, это уже было в Эппл без Джобса.

  8. 0
    Григорий Савкин

    2 Павел Булаков

    «Уйдет Джобс на покой, придёт ему на замену Тимоти Кук. Изменится и компания со своим маркетингом. Станет более технократичной, в духе тех же Майкрософт. Собственно, это уже было в Эппл без Джобса.»

    Было, и все мы знаем что из этого получилось. Как бы мы не любили Apple всем над понимать, что мы в каком-то смысле жертвы рекламы. Да, продукт Apple хорош, но без Стива врятли этот продукт смог бы выйти на рынок и сделать из нас его фанатов =)

  9. 0
    Гришин Ренат

    Григорий Савкин
    Согласен полностью. Именно это и немного странно если призадуматься. Думаю это очень тонкая PR игра со стороны Apple.

    Павел Булаков
    Именно об этом и речь. Джобс ценен для компании как ее основатель, и как человек проделавший весь этот огромный путь с самого низа и до самого верха. С другим лицом компании и стратегию прийдется кардинально поменять. Тут я полностью разделяю вашу точку зрения.

  10. 0

    Да, все верно, согласен с Павлом Булаковым: Стив — яркая и самодостаточная личность, с Apple или без неё. А вот Apple без Стива, может стать чем угодно, безликой технократической компанией или наоборот. Всё будет зависеть, от того, кто её будет олицетворять и наполнять содержанием. В общем, всё просто: Джобс — яркая личность+трудяга и перфекционист. Такая личность, сделает продукцию любой компании имиджевой и отождествляемой с самим Джобсом.

  11. 0

    Даже я, «блондинка с розовым айфоном», знаю, кто есть Джобс и за что-то его люблю 🙂 наверное, за то, что он Джобс.. И даже для меня эти презентации интересны и понятны. Хотя к АйТи я никакого отношения не имею вообще.
    Автор очень здорово раскрыл название статьи. О чем обещался, о том и написал и здраво порассуждал 🙂
    А вот Павел Булаков, не в обиду Павлу, мне показалось один из тех людей, кто как раз завидует и не может себе в этом признаться. Спор ради спора.. А ведь статья хорошая, Павел 😉 вы ведь так долго ее изучали и так много о ней отозвались :))))))

  12. 0
    Павел Булаков

    Moolinu, не понял, а кому и в чём я завидую? И какие основания у меня для подобной зависти?
    Я просто высказал своё отношения к статье и своё видение ситуации. Нормальное обсуждение, как мне кажется. Причём здесь спор ради спора?

    И, кстати, обсуждать участников дискуссии, их личные качества и мотивацию, является обычным троллизмом. Что осуждается интернет-общественностью, даже в отношении блондинок.

  13. 0
    Гришин Ренат

    Павел, вы только что прекрасно поддержали то, что называете троллизмом :)))) А если по делу — то я с вами согласен, что порой дискуссия в комментариях вызывает не меньший интерес.

  14. 0
    Павел Булаков

    Вот те раз! Я ещё и тролль! Ладно, умолкаю и уползаю в свою троллячью нору. Больше в инет ни ногой. Пойду в тридевятое царство. Буду там подвиги совершать на манер Шрэка.

    • 0
      Гришин Ренат

      Павел, Нет, нет — что вы. Беседа с умным человеком, да еще по теме — большая редкость. Я серьезно, без иронии.

  15. 0
    Дмитрий

    Гейтс давно не выступает. Выступает Балмер. Но Балмер менеджер, а не гик. Ему нравится не софт или хард, а акции и капитализация. Ему не интересен продукт — он не интересен никому, кроме инвесторов и сотрудников. На ReMix, чтобы записать пожелание, он достал бумажку, а не какой-то гаджет, как сделал бы Гейтс или Джобс. Джобса, прошу прощения, реально прёт от того, что он представляет. Это и есть его «секрет». Тот же iPad действительно мечта всей его жизни. Сколько он его в голове носил? 30 лет? Потому ему и верят.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий