Apple потеряла форму

74

Что такое Apple без Стива Джобса? Высокодоходная компания, лишенная свежего взгляда на дизайн продуктов. Ее почти неотличимые от предшественников продукты будут, как и прежде, покупать в гигантских количествах, но постепенно восторг перед компанией утихнет. Если раньше компания привлекала не только и не столько содержанием своих продуктов, сколько формой, то теперь об этом придется забыть. Вместе со Стивом Джобсом в историю ушла сама способность Apple удивлять и ее дизайнерское великолепие. Эту точку зрения отстаивает обозревательница The Atlantic Wire Ребекка Гринфилд (Rebecca Greenfield).

Логотип Apple

Мнение это достаточно пессимистическое, поэтому следует учитывать, что в данной статье Ребекка Гринфилд развивает точку зрения сооснователя организации Y Combinator, занимающейся поддержкой стартапов, Пола Грэма (Paul Graham).

C тех пор, как Стив Джобс покинул пост главы компании, Apple представила уже два продукта, лишенных какой-либо новизны в дизайне. Не станет ли этот подход тенденцией и отличительным признаком новой эпохи компании, эпохи, когда у руля уже не стоит ее гениальный сооснователь, с именем которого связана история успеха Apple? Надо сказать, что продукцию Apple не в последнюю очередь любят за ее умение придать высокотехнологическому содержанию соответствующую форму. Если проще, то продукты компании просто приятно держать в руках, на них можно любоваться, как на произведения искусства. Неужели все это в прошлом и дизайн больше меняться не будет?

Умение компании сочетать привлекательность внешнего облика своих продуктов с внутренней мощью и необычайной простотой в использовании уже успело войти в легенды. В отличие от других компаний, Apple располагает непревзойденным главой направления промышленного дизайна Джонатаном Айвом, создателем дизайна iPod, iPad и iPhone. По словам Джонатана Айва:

Многие наши конкуренты интересуются тем, чтобы сделать что-либо иным способом или же хотят предложить на рынок нечто новое. Я считаю их цели ошибочными.

Продукт должен поистине стать лучше. Это требует жесткой дисциплины и того, что ведет нас вперед, а именно: искренней и ненаигранной жажды улучшения.

В этих словах изложена та философия дизайна, которой Apple неизменно следовала под управлением Стива Джобса. В то же время последние продукты компании оставили привкус сомнения в том, что компания по-прежнему следует этой философии.

Время требует от компании решительных действий, таких, которые могли бы помочь ей сохранить позиции лидера даже сейчас, когда Стив Джобс покинул этот мир.

Тем временем, новые iPad и iPhone выглядят практически так же, как и их предшественники, их можно назвать хорошими и даже прекрасными, но уж никак не качественно иными. В дизайне iPhone 4S изменения отсутствуют вовсе. О новом iPad «без имени и номера» в плане внешнего оформления можно сказать очень немногое: планшет «потолстел» и «потяжелел».

В итоге, с точки зрения дизайна новый планшет лучше не стал. Речь не идет о его технических характеристиках, только о внешнем оформлении. У данного подхода к дизайну, разумеется, есть разумное обоснование. Новому iPad требуется батарея большего объема, чтобы питать электричеством более мощный процессор.

Разумеется, новый планшет обладает и светлыми сторонами. Его главной особенностью и величайшим преимуществом, безусловно, является ретина-дисплей. На этом акцентирует внимание и сама компания Apple. Это улучшение относится к техническим характеристикам устройства, а не к улучшению дизайна, о котором говорил Айв.

Пессимистические выводы делать рано. Если вещь выглядит, как и прежде, это еще не означает, что ее не будут покупать. Скорее всего, новые планшеты Apple будут покупать в огромных количествах. Более того, по предварительным заказам их покупают настолько бойко, что время, когда покупатель сможет получить, наконец, вожделенный планшет, отодвигается в зависимости от даты предзаказа. Вокруг iPhone 4S наблюдалась аналогичная ситуация. Несмотря на отсутствие новых дизайнерских изысков, этот телефон продавался, как горячие пирожки. Следовательно, на сегодняшний день у Apple нет никаких причин для переживаний.

В долгосрочной перспективе опасность для компании представляет вероятность изменения отношения к ней со стороны ныне восторженной общественности. Пол Грэм написал на своем персональном сайте слова, проникнутые горечью прощания с ушедшей эпохой:

Нет, не будет больше великолепных вещей, превосходящих все, имеющееся в наличии.

Ведь Apple создала не просто плеер iPod, смартфон iPhone и планшетное устройство iPad. Компания породила совершенно новые отрасли в рамках мировой электронной промышленности. Не исключено, что в сфере телевидения нам предстоит увидеть нечто подобное и вновь исходящее от Apple, как признанного лидера инноваций.

Все это прекрасно, но что нам недавно показали на самом деле? Более емкую батарею и усовершенствованный экран на планшете, который выглядит подобно iPad 2. Грэм считает эту тенденцию началом возможного заката Apple:

Выручка Apple может расти еще долго, но, как показывает пример Microsoft, в технологическом бизнесе выручка может быть показателем прежних заслуг.

Откуда у Пола Грэма столь безоговорочная уверенность в том, что цветущая «технологическая Яблоня» вступила в стадию своего увядания? Дело в том, что оба подвергшихся критике продукта были представлены в ту пору, когда Стив Джобс уже не руководил компанией. Новый ее глава Тим Кук окончательно принял на себя управление в конце августа 2011 года.

«Говорящий» iPhone с Siri появился в октябре. На следующий же день скончался Стив Джобс, на чье присутствие на презентации надеялась общественность. Для Пола Грэма это совпадение символично:

Сейчас, когда Стив ушел, образовался вакуум, который все мы ощущаем.

Сразу после кончины гениального лидера Apple, раздавались голоса, вопрошающие: «Что произойдет с компанией без великого мечтателя Стива?». Сейчас это уже понятно, по крайней мере, Ребекке Гринфилд: высокие доходы на фоне продуктов, не блещущих новизной. Меняющие мир технологии остались в прошлом, наступила эпоха, в которой нет Стива Джобса.

Вне всякого сомнения, статья Ребекки Гринфилд проникнута духом пессимизма. Отсутствие дизайнерских изменений может означать, что оптимальная форма для iУстройств уже найдена. Нет никакой уверенности в том, что изменение внешней формы продукта ради самого изменения оправдано. Тем не менее существует и такая точка зрения и нашим читателям она может быть интересна хотя бы для того, чтобы иметь возможность рассмотреть вопрос со всех возможных сторон.

Источники: Theatlanticwire.com, Usatoday.com, Paulgraham.com, Reuters.com

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий