Российский пользователь подал в суд на Apple: но есть ли вина компании?

Мы уже привыкли, что с Apple судятся все кому не лень, в том числе и обычные пользователи. В этот раз претензии к технологическому гиганту возникли у российского покупателя iPhone, который подал иск сразу к нескольким компаниям: к ирландской «дочке» Apple, российскому представительству корпорации — ООО «Эппл Рус», реселлеру re:Store и сервисному центру «Эджастерс про». Что же произошло?

Российский пользователь подал в суд на Apple: но есть ли вина компании? Фото.

Как указано в исковом заявлении, зарегистрированном Басманным судом Москвы, копия которого оказалась в распоряжении газеты «Ведомости», в 2015 году Дмитрий Петров приобрел в re:Store смартфон iPhone 6 Plus стоимостью 62 990 рублей. Стандартной гарантии Apple ему оказалось мало, так что пользователь решил доплатить 10 % стоимости аппарата за годовое обслуживание в сервисе «Эджастерс про», который, к слову, не является авторизованным сервисным центром Apple в России.

Видимо, покупатель просто решил себя обезопасить на случай негарантийного ремонта. И не зря — он повредил дисплей и сразу же захотел воспользоваться сервисом, где ему предложили заменить экран на новый. Петров связался со службой поддержки Apple, однако там ему сказали, что дисплеи для ремонта iPhone в Россию не поставляются. Использовать неоригинальные комплектующие он побоялся. Теперь он считает, что Apple нарушает закон РФ о защите прав потребителей, поскольку не поставляет запчасти для ремонта своих устройств.

На первый взгляд история понятная — Apple опять плохая, дисплей на оригинальный менять не хочет и так далее. Но если копнуть глубже, оказывается, что вины компании в данной ситуации нет.

Начнем с азов. Каждый покупатель iPhone получает год бесплатной гарантии от Apple, которая не распространяется на косметические повреждения, а также повреждения вследствие несчастного случая.

Гарантия не распространяется: на косметические повреждения, включая без ограничения царапины и вмятины, сколы и повреждения пластика в области портов, если только проблема не вызвана дефектными материалами или некачественной сборкой; на повреждения вследствие несчастного случая, неправильного использования, ненадлежащей эксплуатации устройства, пожара, землетрясения или других внешних факторов.

И такие условия для стандартной гарантии существуют по всему миру. Apple бесплатно меняет дисплей только в том случае, если покупатель приобрел расширенный гарантийный пакет AppleCare. Однако даже в этом случае Apple может произвести ремонт с использованием новых или бывших в употреблении запчастей, заменить устройство или вернуть уплаченную цену при условии его возврата. Так что претензии насчет оригинальных запчастей к компании не обоснованы.

Российский пользователь подал в суд на Apple: но есть ли вина компании? Фото.

Замена дисплеев действительно практикуется в Европе, где существует специальное оборудование по замене и калибровке экранов. В России такого пока нет, равно как и официальных розничных магазинов Apple.
Российский пользователь подал в суд на Apple: но есть ли вина компании? Фото.

Давайте разберем, чем занимается ООО «Эджастерс про», с которой покупатель заключил договор об обслуживании. re:Store действительно сотрудничает с этой компанией (уже странно, что авторизованный реселлер рекомендует неавторизованный сервис), по сути это AppleCare «по-русски».

Вот выдержки с сайта re:Store:

Какие услуги и сервисы предлагает сервисная программа?

1. Бесплатное восстановление или замена вашего электронного устройства, получившего любые повреждения, в том числе повреждения жидкостью.
2. Бесплатная замена электронного устройства, утраченного в результате грабежа, разбойных действий или кражи.

Если ваше электронное устройство повреждено или утрачено, вы обращаетесь в компанию «Эджастерс про», которая организует восстановление (ремонт) или замену вашего устройства на аналогичное.

Но наше внимание привлек этот пункт:

При этом вам может быть предложено обратиться в ближайший авторизованный сервисный центр, либо, если сервисного центра нет поблизости, вам будет предложено удобное время для визита курьера, который заберет ваше устройство для диагностики, ремонта или замены.

Получается, при гарантийном ремонте устройство все же отправляют в авторизованный СЦ, в остальных случаях ремонт производится, судя по всему, самой компанией. А там уже она решает, какие запчасти использовать, выдать ли покупателю новый смартфон или вообще вернуть ему деньги.

Случай действительно резонансный, но один вывод можно сделать точно: поскольку со стороны Apple была предоставлена обычная гарантия, у покупателя не может быть к ней никаких претензий в случае наступления негарантийного случая. Единственное, что можно поставить под вопрос — вину Apple за отсутствие поставок оригинальных комплектующих в Россию. Тем не менее основные вопросы у пользователя должны быть к сервисной компании, которая взяла на себя обязательства по осуществлению негарантийного ремонта.

Apple в РоссииiPhone 6SСуд против AppleЭкран iPhone