Майкл Шпиндлер в кресле легендарного Стива. Часть 5. PowerPC. Становление традиции

Фото из коллекции ресурса N24. Бывший генеральный директор компании Apple Майкл Шпиндлер за своим рабочим столом

Многие старые «маководы» считают «Макинтоши» на базе PowerPC «настоящими», истинно эппловскими. Это своего рода традиция. Но, многие ли из вас, дорогие наши читатели, знают, что традиция эта была заложена при непосредственном участии Майкла Шпиндлера? Все великие и переломные моменты в истории любимой компании принято связывать со Стивом Джобсом, его способностью менять мир и настойчивостью в достижении своих целой. В целом это верно, но в данном конкретном случае решение о переходе на процессоры PowerPC принималось без участия гениального лидера Apple, в те времена, когда ему пришлось покинуть созданную им компанию и искать другое приложение своим выдающимся талантам. Наверняка среди наших читателей есть опытные «маководы», которым известны интересные факты из истории Apple 1990-х годов, которые они с радостью поведают молодежи, дополнив наше повествование новыми подробностями.

Бывший глава Apple Майкл Шпиндлер за рабочим столом

С огромной благодарностью Тому Хорнби (Tom Hormby), собравшему великолепный материал об истории Apple, продолжаем ранее начатое повествование о бывшем генеральном директоре этой великолепной компании Майкле Шпиндлере, человеке стоявшем у истоков многих ярких начинаний.

Ураган в кубе

До 1992 года компания Apple предпринимала несколько попыток создания собственного RISC-процессора. Это и первые робкие шаги в этом направлении в рамках проекта Aquarius (1987 года) и рабочие станции Jaguar и Apollo (1988 года). В 1992 году работа над всеми этими проектами была окончательно прекращена. На смену всем этим бесплодным попыткам пришел проект PowerPC. Работа над аппаратной частью проекта велась за пределами купертиновской цитадели Apple, в ничем не примечательном офисном здании города Остин, что в штате Техас. Здание это называли «Сомерсет». Разработкой программного обеспечения занимались эппловские специалисты из подразделения AppleSoft, которое было весьма эффективно, несмотря на некоторую хаотичность.

Разработка началась еще до того, когда Скалли во всеуслышание заявил о начале новой эпохи в истории компании. В самой компании Apple комплекс работ по созданию «Макинтошей» на базе PowerPC сначала получил звучное имя «Ураган» («Hurricane»), но вскоре был переименован в скромный «Тессеракт» («Tesseract»), что в переводе с древнегреческого означает «четырехмерный куб» или «куб в четырехмерном пространстве». Если вдуматься, то новое название проекта намекало на создание новой реальности, в котором не три, а целых четыре измерения. Надо полагать, «четвертым измерением» предстояло стать вычислительной технике. Со временем так и получилось. Сейчас виртуальное пространство Глобальной сети является новым измерением нашей реальности.

Для работы над проектом была сформирована специальная группа исследователей «Advanced Technologies Group» («Дополнительная технологическая группа»), которую возглавляли Ларри Теслер (Larry Tesler) и Дейв Нейгел (Dave Nagel). Группа была склонна следовать прихотям нескольких ведущих инженеров. Кстати, именно так и родились провальные проекты Newton и Pink.

«Tesseract» была высокопроизводительной рабочей станцией для профессионалов в области графического дизайна. Ее цена приближалась к 4500 долларов США. Поскольку Apple отказалась от использования платформы IBM CHRP, разработка шла медленно, ведь инженерам предстояло практически с нуля создать аппаратное обеспечение новых Macintosh.

Кроме того, специалисты работали также над новым постоянным запоминающим устройством, которое должно было вмещать в себя большую часть Mac OS, в том числе программу обработки графических данных и текущие операции, производимые над файлами. К счастью, PowerPC оказался совместимым по выходам с RISC-процессором Motorola 88000. Это позволило инженерам использовать те наработки, которые были созданы в рамках проекта Jaguar.

Как всегда, инженеры конфликтовали между собой. Вспоминая грандиозные планы Скалли по созданию дешевых «Макинтошей» (1990 года), часть инженеров решила выделиться из проекта Tesseract в группу, которой предстояло работать над бюджетными компьютерами и машинами среднего класса на базе того же процессора PowerPC. В итоге, одной и той же командой были разработаны два продукта, получившие кодовые имена Carl Sagan и Piltdown Man (PDM).

Узнавшему об этом астроному и астрофизику Карлу Сагану (Carl Sagan) не понравилось, что его имя используется без разрешения. Как ни старались инженеры Apple объяснить ему, что кодовое имя не является названием готового продукта, он все равно начал против компании тяжбу. Итогом достигнутого соглашения стало переименование продукта в BHA («Butt-head astronomer», «Бодающийся астроном»). Ирония не понравилась ученому и он в очередной раз предъявил компании свои претензии. В конечном итоге рабочее название продукта стало звучать как LAW («Lawyers Are Wimps», «Бесхарактерные юристы»).

Команда разработчиков "Макинтоша" 1988 года

Фото из коллекции ресурса Computerhistory. Снято 31 августа 1988 года. На снимке команда разработчиков «Макинтошей» Blue Macintosh Team

Гениальное решение профессора

Работа над более простыми машинами PDM и LAW пошла быстрее. Им не требовались мультимедийные акселераторы (именовавшиеся DSP, «digital signal processors», «процессорами цифровой обработки сигналов»). Не нуждались они и в мощной системе охлаждения, всегда усложняющей работу над компьютером с емким жестким диском и могучим процессором.

Все эти модели базировались на шине стандарта NuBus, выбранном в 1988 году для Macintosh II. Стандарт был недостаточно проработан и так никогда и не получил, до этого времени, широкого распространения на рынке персональных компьютеров. К счастью для Apple, NuBus позволял подключать весьма интересные внутренние устройства и это было очень важным, в особенности для команды, работавшей над мощной рабочей станцией «Tesseract».

В целом с аппаратной стороной было куда меньше сложностей, чем с разработкой программного обеспечения. Сейчас в это трудно поверить, но до конца девяностых годов минувшего века разработка программного обеспечения в любимой миллионами компании велась крайне неэффективно. Apple инвестировала в проекты Pink и Copland сотни миллионов долларов США. Эти гигантские вложения стали приносить свои плоды только годы спустя и проявились в программном обеспечении для кодирования текста Mac OS 8 и в наноядре Mac OS 8.6.

Профессор информатики Филип Кох (Phillip Koch), которому было поручено перенести Mac OS на платформу PowerPC, пришел к выводу, что успеть полностью переписать операционную систему к 1994 году просто нереально. Но ученый нашел другое решение, предложив переписать лишь небольшую часть Mac OS. Платформе PowerPC предстояло стать родной для этого кусочка, остальное ПО предлагалось просто эмулировать.

Профессор Кох исходил из того, что в 90% случаев пользователь обращается лишь к 10% программного кода и пришел к выводу, что имеет смысл полностью переписать только ту часть, для которой производительность играет решающее значение. Например, Chooser так и не был никогда адаптирован к PowerPC и всегда запускался в режиме эмуляции, а QuickDraw почти с самого дебюта платформы стала ее родным приложением.

Этот проект получил название Psychic TV и, подобно всем наиболее успешным проектам Apple, был не слишком масштабным. Есть программисты, готовые тратить долгие часы на то, чтобы небольшой фрагмент кода работал максимально элегантно. Команда профессора не стала заниматься подобным «вылизыванием» кода и, поэтому получила значительное преимущество во времени.

Самая трудная часть работы в рамках проекта была готова уже к лету 1992 года. Инженеры переписали под PowerPC часть программного кода. То ПО, которое должно было работать в режиме эмуляции, было переработано таким образом, чтобы исключить несовместимость.

Теперь уже работа над аппаратной частью стала отставать от программной стороны проекта. Команда «Tesseract» не находила возможности сделать так, чтобы ее изделие можно было продавать за 4500 долларов США. Напомним, что именно такая цена была определена для этого профессионального компьютера. Инженеры все еще не были готовы показать свой продукт широкой общественности. Презентацию 24 августа 1992 года провел сам Джон Скалли. Таким образом, фаворитами стали специалисты из групп, занимавшихся разработкой «младших» моделей PDM и LAW, а грандиозный проект «Tesseract» сместился на второй план.

Портирование программного обеспечения на новые компьютеры за считанные месяцы стало великолепным техническим прорывом инженеров компании. Несмотря на эту ярчайшую победу над временем, Шпиндлер не проявлял ко всему этому особого интереса, даже когда в 1993 году компания полностью перешла под его руку. Отделы, занимавшиеся разработкой LAW и PDM он посещал редко и тем самым явно демонстрировал отсутствие интереса и, главное, понимания важности этих проектов для будущего Apple.

Ведущий разработчик Psychic TV Гари Давидян (Gary Davidian) вспоминает о том, что демонстрация достижений отдела вызывала у Шпиндлера зевоту. Он не стеснялся задавать вопросы, не имеющие отношения к делу, а также произносить перед инженерами пространные речи о том, как корпоративный рынок спасет компанию. Тем временем, жизнеспособность проектов PDM и LAW была очевидна, не взирая даже на отсутствие поддержки со стороны главного операционного директора.

Работа над аппаратным обеспечением и Mac OS велась синхронно, но оставался еще и программный инструментарий, который используется разработчиками для создания программ. А он как раз и близко не был готов. Мысль о том, что такой инструментарий необходим пришла достаточно поздно, и Apple договорилась с Symantec, поручив этой компании ее разработку.

На тот момент Symantec уже располагала средой разработки для Mac под названием Think C. К несчастью для Apple, Symantec не проявляла большого интереса к разработке приложений для Mac. Большую часть своей прибыли Symantec получала от продаж набора программных утилит для Windows и DOS. Apple прождала около года и, наконец, осознала, что столь необходимый ей инструментарий готов не будет.

К счастью для крупных компаний-разработчиков, ту систему, которую сама Apple применяла для создания программ, можно было приобрести. Но стоила она баснословно дорого, более 10 тысяч долларов США. Речь идет о самой высокопроизводительной рабочей станции из линейки IBM RS/6000, которая базировалась на процессоре POWER, предшественнике PowerPC. Но это не было доступным выходом для небольших программистских фирм, добывавших средства к существованию для своих сотрудников разработкой программ к «Макинтошам».

Итак, соглашение с Symantec было расторгнуто, и за дело взялась небольшая канадская фирма Metrowerks, которой и был создан совместимый с платформой PowerPC инструментарий разработчика CodeWarrior. Надо сказать, что Apple очень повезло, поскольку CodeWarrior работал существенно быстрее, чем прототипы продуктов Symantec и даже, чем комплекс RS/6000. В результате, крупные разработчики перешли на CodeWarrior.

Содержание цикла «Майкл Шпиндлер в кресле легендарного Стива»
Часть 1. Великий стратег, шагающий к власти
Часть 2. Марш инженеров в поддержку Гасси
Часть 3. Windows наносит сокрушительный удар
Часть 4. IBM. Альянс с соперником

Содержание цикла «Главы о звездном главе Apple»
Часть 1. Apple Store: Путь из бездны краха к пику триумфа
Часть 2. Photoshop помог Apple в трудные дни

Источники:
1. Lowendmac.com, «Michael Spindler: The Peter Principle at Apple», Том Хормби, 6 апреля 2006 года
2. En.wikipedia.org, «Michael Spindler»
3. Nytimes.com, «Apple Expects It Will Lose $700 Million», Джон Марков, 28 марта 1996 года
4. Nytimes.com, «An ‘Unknown’ Co-Founder Leaves After 20 Years of Glory and Turmoil», Джон Марков, 1 сентября 1997 года
5. N24.de
6. Computerhistory.org

Джон СкаллиСтив Джобс