Две школы мысли: Apple vs. Google

Хочу представить вашему вниманию перевод статьи начинающего писателя-фантаста Бена Парр (Ben Parr), редактора Mashable. В статье описываются его умозаключения о ключевом различии между двумя компаниями, их взаимоотношениях и философии, влияющей на всю деятельность в целом.

Apple и Google на первый взгляд выглядят очень похожими друг на друга, но если присмотреться, сложно найти более разные компании. Я это осознал после прочтения книги «In the Plex» Стивена Леви (Steven Levy) и биографии Стива Джобса от Уолтера Айзексона.

Jonny Ive

Обе компании являются мастодонтами технологической отрасли, не побоявшимися выступить против системы, создающими продукты, которые меняют все общепринятые нормы и правила и стоящие в сумме более $550 миллиардов. Обе компании имеют успешные телефонные подразделения, веб браузеры и общего врага в лице Microsoft.

Обе компании построены на радикально разных основах. Сергей Брин и Ларри Пэйдж твердо верят в силу чисел и данных и в то, что все основные решения в компании должны приниматься на основе статистических данных собираемых компанией. «Информация была великим уравнителем Google», — говорит в своей книге Леви.

С другой стороны был Стив Джобс, который верил в силу дизайна и порой сбрасывал со счетов данные. «Действительно трудно разрабатывать продукты при помощи фокус-групп», — сказал он в интервью BusinessWeek в 1998 году. «В большинстве случаев люди не знают, чего хотят, пока вы не покажите им это.»

Концепции двух разных компаний, дизайн против данных — это как инь и ян. Суть этого противостояния в том, что эти ныне враждующие концепции сначала создали одну из самых тесных связей в технологической отрасли, а позднее развернули самую жестокую битву друг против друга.

Google: данные превыше всего

Почему-то получилось так, что обе книги и биографию Джобса и «In the Plex» леви я читал одновременно (первую на Kindle, вторую как аудиокнигу). Это был весьма сюрреалистический метод, но с его помощью я ясно осознал, что Apple и Google радикально противоположны.

Google Data Center

Давайте начнем с Google. Если вам необходимо доказательство того, что основополагающими в Google являются данные, то вам достаточно будет полистать «In the Plex». Слово «data» появляется в книге Леви примерно 319 раз, слово «design» гораздо меньше — 60 раз. Акцент на данные делают именно главы компании, ее основатели Пэйдж и Брин. Вот как Леви описывает их в самом начале книги:

«[Пэйдж и Брин] чувствовали себя наиболее комфортно в меритократической атмосфере академии, в которой мозги заправляли всем окружающим. Оба они осознавали то, как этот пропитанный информацией мир, в котором они жили еще будучи студентами информатики, должен быть распространен на все общество целиком. Оба верили в превосходство данных.»

Результатом этого стала компания, атмосфера которой пропитана коллегиальностью и таким же меритократическим духом. В ней главные роли играют инженеры и, как говорилось ранее, основной приоритет отдается данным. Google хорошо известна как компания, придирчиво отслеживающая все изменения в расположении каждой мельчайшей детали в собранных ею данных. Google всегда предпочтет иметь «спартанскую» веб страницу, которая конвертирована в прекрасную страницу без информации для сохранения.

«Похоже на то, что здесь человек принимал решение о том, что и куда определить», — сказала однажды Мариса Мэйер (Marissa Mayer), разочарованная работой дизайнеров над отверженным ею продуктом. «Он выглядит слишком отредактированным». Все продукты Google автоматически управляемы. Они создаются машинами. И это именно то, что делает нас сильными. То, что делает наши продукты прекрасными.»

Apple: дизайн в ДНК

Apple, в свою очередь, находится по другую сторону восприятия. Слово «design» в различных вариациях встречается в книге Айзексона 432 раза. А вот слово «data» фигурирует всего в 26 случаях.

«Мне нравится, когда сопоставив действительно великолепный дизайн и простоту использования вы можете получить недорогую вещь», — как-то говорил Джобс Айзексону. «Это было исходным видением Apple. Это то, что мы старались сделать с первым Mac. То, что мы сделали с первым iPod.»

Такой упор на дизайн происходит из детства Джобса. Тогда отец учил его, что стоит одинаково тщательно обрабатывать обе стороны шкафа и изгороди, даже если никто никогда не увидит этого. Позже, в более сознательном возрасте, отправившись в Индию, Джобс перенял дух простоты из дзен-буддистских учений.

Те уроки и тот опыт стали частью его стремления к совершенству, философии, которая сегодня присуща каждому продукту компании Apple.

Заключение

Papered Steve Jobs

Google опирается на свою веру в данные, в то время как Apple поклоняется силе дизайна. Это разделение превратило обе компании в дополняющие друг друга части. Apple продолжит выпускать смартфоны и компьютеры, в то время как Google сделает упор на обновление карт, оптимизацию поиска, YouTube и других веб-инструментов, которые сделают устройства других производителей более полезными человеку. Решение Google выпустить собственную OS превратило их дружбу с Apple в соперничество. А решение о поглощении хардверной компании только упрочило это соперничество.

Что мы можем вынести для себя из этой борьбы между данными и дизайном, из отношений между Apple и Google?

На самом деле учение ни одной из школ не может быть абсолютно верным: Apple и Google являются крупными, успешными компаниями, изменившими мир.

Создание успешной компании вовсе не предполагает перенятие чужой философии. Необходимость следования собственным убеждениям и вере, извлечение ошибок из проходимого пути — вот единственно верный способ.

Несомненно, что компании ориентированные на дизайн ставят и решают совершенно другие задачи, в отличие от компаний, ставящих во главу угла данные.
Дизайн-ориентированные компании вроде Apple, фокусируются на создании революционных продуктов, которых ранее просто не существовало, потому что обращаться к данным для прогнозирования революции рынков по меньшей мере глупо. Компании ориентированные на данные, как Google, однако, имеют больше шансов для осуществления революции на уже существующих рынках, потому что их продукты лучше и гораздо более эффективны. Поисковая система существовала и до Google, но компания использовала данные для того, чтобы стать самой эффективной в мире. Apple же наоборот, стала родителем нескольких революций начав с персональных компьютеров.

И хотя данные и дизайн совершенно различны и зачастую являются противоборствующими силами, они нуждаются друг в друге. Джобс прежде всего фокусировался на дизайне, но он не оставлял без внимания данные, понимая их важность. Когда он столкнулся с проблемой Antennagate у AT&T, он вернулся с Гавайев и приступил к решению проблемы. Данные определили контекст, который и дал ответ. Великолепный дизайн, даже революционный, основывается на надежных данных.

Источник: inoblogger.ru, mashable.com

Стив Джобс