Новые горизонты Apple: почему всё не так просто

29

Чего только не говорит о "яблочной" корпорации мировая общественность. Порой смелые предположения доходят до абсурда, приписывая кудесникам из Apple нечто
совершенно фантастическое, и когда ожидания не оправдываются, энтузиасты высказывают своё "фе" на бесчисленных форумах. Однако мало кто задумывается, по каким именно причинам ассортимент продуктов компании не расширяется темпами, соответствующими её нынешнему масштабу. Почему же Apple не спешит выходить на совсем новые для себя рынки?

apples_future

Мифические категории продуктов от Apple уже успели превратиться в “городскую легенду” современности. По большому счёту в таком развитии событий нет ничего удивительного — громкие скандалы вроде перехода в Купертино ключевых лиц не связанных со сферой деятельности корпорации предприятий способны посеять сомнения даже среди заядлых скептиков. Нечто похожее произошло и с пресловутым телевизором, с помощью которого Apple предположительно собиралась выйти на этот рынок, что поспешили опровергнуть в прессе, ссылаясь на некие внутренние источники. На самом деле, несмотря на все утечки от якобы причастных к разработке сотрудников, заявлять о стопроцентном закрытии проекта было бы несколько смело даже для такого издания, как The Wall Street Journal. В конце концов, ради сохранения завесы тайны над столь амбициозной задумкой компания могла прибегнуть к классике, а именно — к искусственному развенчанию мифов о своей деятельности. Однако вопрос, как всегда, заключается в целесообразности выпуска какого-либо продукта, к которому избалованная аудитория ввиду специфики работы Apple однозначно предъявит завышенные требования. Что это означает?

Не так давно купертиновский гигант, который в те времена таковым ещё не являлся, уже выпускал под своим брендом периферические или даже не имеющие прямого отношения к компьютерной технике устройства. Например, в девяностых годах прошлого столетия компания пробовала свои силы в производстве фотоаппаратов (кстати, определённый вклад всё-таки был сделан: камера Quicktake стала одной из первых потребительских цифровых камер).

quicktake_apple_camera

Но какая участь постигла в итоге эти начинания? Все проекты были так или иначе свёрнуты, а завершил “чистку рядов” вернувшийся в Apple под конец десятилетия Джобс, который быстро выбросил за борт тонущего корабля весь ненужный, по его мнению, балласт. Сам Стив впоследствии вспоминал об одном из попавшихся под горячую руку продуктов, легендарном КПК Newton:

Возможно, я бы дал ему шанс, если тогдашнее положение Apple не было бы таким тяжёлым.

Обратите внимание: на тот момент основателя совершенно не беспокоил объём ресурсов, вложенных в разработку необычных для компании гаджетов. Подобные меры могут показаться излишне жёсткими, ведь для их выпуска потребовались не только денежные средства, но и труд многих десятков и сотен человек, однако винить в этом можно разве что неграмотный менеджмент, который чуть не превратил Apple в банкрота. К чему это всё? На собственный телевизор, а вероятность самого факта разработки весьма велика, явно было бы потрачено не меньше усилий, чем на предыдущие занимательные штуки. Если верны и сведения о прекращении работ, то в Купертино так или иначе отказались от попытки оправдать совсем недешёвый процесс R&D, предшествовавший заключительной фазе. Здесь-то и проявляется мастерство Тима Кука как руководителя: вместо того, чтобы любой ценой пытаться окупить проект, СЕО задумался о репутации компании как крупнейшего игрока рынка электроники, и это отнюдь не означает неудачи. Тот же Джобс так говорил о свёрнутых инициативах Apple:

Я горжусь закрытыми проектами точно так же, как и успешными. Ведь быть инноватором — значит отвечать «нет» на тысячи предложений.

Ключевое понятие здесь — инновация. С этим можно спорить, но любой продукт, выпускаемый Apple, выполнен в отличной от конкурентов манере, даже если применение той или иной технологии не является здесь в буквальном смысле первым. Мера и степень этого отличия могут разниться от гаджета к гаджету, но при выходе на совершенно неведомую для себя бытовую арену задачей компании едва ли было бы стать ещё одним именем на стенде с телевизорами. Вместо стремления к расширению своего присутствия на все возможные рынки, в Купертино предпочитают выводить новый продукт тогда, когда в его обширном влиянии на индустрию присутствует некая доля уверенности.

tim_cook_keynote

Чтобы понять причину такой стратегии, которая на первый взгляд ограничивает свободу действий производителя, достаточно провести несложный мысленный эксперимент. Давайте представим, что Apple всё-таки включилась в “телевизионную” гонку. А вместе с ней — и ещё в десяток непонятных для себя соревнований, среди которых, скажем, производство тостеров и холодильников, а также велосипедов и даже настольных ламп. Да вот незадача — всё это разнообразие мало чем выделяется на фоне конкурентов и при этом не связано целостной экосистемой. Хватит ли финансов у самой богатой корпорации в мире, чтобы спроектировать и выпустить подобные устройства? Безусловно. Но будет ли этого достаточно, чтобы вы купили хотя бы один такой продукт, не говоря уже о регулярном его обновлении? А теперь подумаем, как это отразится на общем имидже компании. Что есть выпуск серых, однообразных продуктов, не способных стоять особняком на переполненном рынке, для производителя с устоявшейся репутацией революционера индустрии? Лишённые “изюминок”, той самой “магии”, выпущенные лишь для того, чтобы охватить как можно больше отраслей, гаджеты быстро примелькаются потребителям и, как следствие, станут им неинтересны. А вместе с ними негативную репутацию могут приобрести и другие детища компании, ведь человеческая психология — вещь порой непредсказуемая.

Кроме того, телевизоры — устройства ещё более инертные, чем, например, планшеты. Ситуация с iPad наглядно показывает, что длительный жизненный цикл не лучшим образом отражается как на статистике, так и на доходах производителя. Во всяком случае в краткосрочной перспективе. Если же речь идёт о чём-то абсолютно новом для последнего, то продать некоторое количество единиц недостаточно, вместо этого нужно вызвать у потребителя такой восторг, чтобы он с удовольствием приобретал новые модели. Но как это сделать, если большинство пользователей обновляет свои ТВ даже не раз в три года, а в Apple привыкли выкатывать новинки каждый сезон?

tv_enthusiasm

Учитывая всё вышесказанное можно предположить, что разработка телевизора если и остановилась, то именно на той стадии, когда расходы ресурсов стали слишком велики по отношению к предполагаемым результатам. Да, возможно, Apple даже могла бы выпустить на основе этих наработок готовый продукт, но не сумев сделать его настоящей “бомбой” для фундамента сегодняшней индустрии или интегрировать его как неотъемлемый компонент в свою экосистему, компания отложила затею до лучших времён. Именно это имелось ввиду выше, когда говорилось о том, что проект может и не быть закрытым окончательно. Бюджеты на исследовательскую деятельность только растут — об этом свидетельствуют как цифры, так и новые патенты корпорации, и момент, когда образец телевизора на столе Джони Айва будет соотстветствовать требованиям перфекционистов может быть уже не за горами. За последние полтора десятка лет компания зарекомендовала себя в качестве игрока, умеющего «выстреливать» в самых неожиданных областях, например в том же сегменте плееров или смартфонов, причём практически «с нуля». Выходу iPhone, конечно, предшествовал неудачный опыт в виде сотрудничества с Motorola (аппарат ROKR E1), однако это не помешало Apple перевернуть с ног на голову весь рынок мобильных телефонов. Думается, главный вопрос, который будет определять дальнейшее развитие компании, будет заключаться не в том, сможет ли Apple разработать и вывести на рынок тот или иной продукт, а в способности инженеров, программистов и маркетологов совместными усилиями сделать его особенным. Впрочем, умения ошарашивать публику ребятам из Купертино едва ли занимать.

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий