Разрабатывает ли Apple автомобиль? Отвечает бывший исполнительный директор компании

На прошлой неделе, без какого-либо явного повода, вялотекущая дискуссия по поводу Apple Car снова обострилась. Началось все с невероятно оптимистичной публикации на эту тему известного аналитика Morgan Stanley Кэти Хьюберти. Неизвестных ранее фактов про загадочный проект “яблочного автомобиля” Кэти не сообщила, но её выводы из того, о чем уже известно (или кажется, что известно) сыграли роль детонатора. Ей ответил Жан Поль Гассé, возглавлявший в конце 80-х и в начале 90-х разработку новых продуктов в Apple Computer, очень вежливо и, вроде бы, убедительно доказав их несостоятельность. На его ответ откликнулись другие эксперты (я с трудом воздержался от кавычек вокруг этого слова), и понеслось. Как это случается даже в самых бессмысленных спорах, внезапно открылось что-то похожее на истину.

Разрабатывает ли Apple автомобиль? Отвечает бывший исполнительный директор компании. Tesla Model 3 в белом салоне больше всего похожа на автомобиль Apple (но Илона Маска пока не купить). Фото.

Tesla Model 3 в белом салоне больше всего похожа на автомобиль Apple (но Илона Маска пока не купить)

Стив Джобс разрабатывал автомобиль?

Считается, что проекту “яблочного автомобиля” в этом году исполняется шесть лет, но все даже еще запущеннее: недавно стало известно, что Стив Джобс, вместе с группой его единомышленников из руководства Apple Computer (в этой группе был и Джонатан Айв, тогда еще не Сэр и не Лучший в Мире Дизайнер) всерьез обсуждали эту идею в конце 90-х. Apple кровь из носа требовался фантастический и потрясающий проект. Дело дошло до приглашения экспертов в области автомобилестроения, один из которых и рассказал об этом эпизоде. Правда это или нет – вопрос, но в то время в Apple действительно искали что-то такое на роль “разгонного двигателя”, чтобы вырваться из тупика. В конце-концов на эту роль утвердили iPod. Умный MP3-плеер. Но вернемся к столкновению идей в наши дни.

В начале 2010 года, на волне беспрецедентного успеха умных телефонов и умных компьютеров завтрашнего дня (планшетов), в Apple задумались о следующем шаге (или шагах). Рано или поздно, восторг от умных вещей из прошлого десятилетия спадет, а восторг публики надо постоянно подкармливать, или он превратится в свою противоположность. Мозговой штурм (без него точно не обошлись) вынес на поверхность несколько банальных и вполне ожидаемых идей: умные часы, умное беспроводное зарядное устройство, и всякие другие умности. И, естественно, умный автомобиль.

Вертикальная интеграция и “лучший в мире дизайн” (сразу во всех смыслах этого слова), творят чудеса. Умные устройства придумали умные люди (без сарказма и преувеличения, другим не платят годовую зарплату в миллион долларов, плюс бонусы), поэтому на тщательную проработку самых перспективных идей были выделены немаленькие средства. Были найдены и приглашены лучшие эксперты в этих и в сопредельных с ними областях. Большую часть замыслов, потратив на их изучение время и деньги, отправили в архив. Проект умного автомобиля назвали Titan и, под видом фиктивной компании-стартапа, разместили в офисном комплексе в соседнем с Купертино городке Саннивейл.

В составе этого комплекса были (и остаются в нем до сих пор) авторемонтные мастерские, небольшое экспериментальное производство и кампус, рассчитанный на пять тысяч рабочих мест. Суть проекта сторонним наблюдателям была абсолютно очевидна: Apple решила, до кучи, влезть еще и в автомобильную индустрию, и заново изобретает автомобиль.

Автомобиль от Apple

Автомобиль от Apple. Apple присутствует в автомобилях пока только с помощью CarPlay. Фото.

Apple присутствует в автомобилях пока только с помощью CarPlay

Кэти Хьюберти повторяет неоднократно высказанное другими экспертами мнение: в этой индустрии зарабатываются гигантские деньги, бóльшие чем в бытовой электронике чуть ли не на порядок. Вложения в автомобильную индустрию быстро окупаются, и вообще это здорово. Не подтверждая это утверждение ничем, поскольку все всё “знают”. Жан Поль Гассé в настоящее время – венчурный капиталист. Что-то вроде жонглера, работающего на тонком канате под куполом цирка без страховки. Быстро и безошибочно разобраться в сути происходящего и немедленно реагировать на изменения – единственный способ не упасть с огромной высоты.

Он привел цифры. У Apple нет ни одной причины влезать на этот рынок. Соотношение прибыли и себестоимости (“маржа”) – это едва ли не самый важный показатель прибыльности производства. Урожайность бизнеса. У Apple в 2019 году этот показатель составлял 29,3%. В том же году Tesla, после долгих и непростых усилий, добилась положительных значений этого показателя – теперь он у неё равен 2,3%. Tesla – особый случай? Допустим. У Ford, General Motors, Volkswagen и почти у всех остальных “титанов” автомобильной индустрии “маржа” чуть меньше или чуть больше 4%. Выше всего в автомобильной индустрии этот показатель у Toyota – 10%.

Кроме того, Apple не строит автомобильных заводов ни в США, ни где-нибудь в мире – это было бы невозможно скрыть, а слухов нет. Автомобиль (любой) – это сеть по его продажам, сеть сервисов, это самое массовое из сложных и самое сложное из массовых изделий в мире. Отмечу только, что в те времена, когда Жан Поль Гассé был одним из топ-менеджеров Apple Computer, компания производила почти все свои изделия на собственных заводах. Его собственная Be Inc производила замечательные BeBox’ы только на своих заводах. Но тем не менее, он убедительно и по-взрослому расставил все по своим местам. Автомобиля Apple не будет? Apple работает над новой продвинутой версией CarPlay, или над салоном автомобиля в стиле “полный хай-тех”?

Автомобиль от Apple. Жан-Поль Гассé на обложке Apple Magazine. Фото.

Жан-Поль Гассé на обложке Apple Magazine

В основном приведенные Жан-Полем цифры соответствуют действительности. Кое-где он ошибся: в 2019 году Toyota и в самом деле заработала 250 миллиардов долларов чистого дохода, продав 10 миллионов автомобилей. По мнению Жан-Поля, это на 20% больше чем доход Apple. В 2019 году Apple заработала 260,2 миллиарда долларов. Это мелочь, к тому же реальные данные работают на версию месье Гассé лучше, чем приведенные им. И то, что ему возражают журналисты – эмоции. Стив Балмер, возглавлявший Microsoft в 2007 году, высмеял iPhone и не менее убедительно доказал, что это никому ненужная чепуха, идею розничных Apple Store в 2001 называли разорительной глупостью, поскольку “У Gateway это не получилось, вы то куда лезете?” Много подобных эпизодов нашли в прошлом. Они забавны и поучительны – но ничего не доказывают.

Что такое проект Titan Apple

В чем цель проекта Titan? Новая (революционная) версия CarPlay, операционная система для чужих автономных транспортных средств, превращение салонов автомобилей других производителей в футуристический пространственный пользовательский интерфейс или, все-таки, автомобиль?

Точного ответа мы не знаем, и если проект закончится выходом на рынок каких-то его результатов, Apple в любом случае нас удивит. Все варианты, в которых Apple не контролирует полностью основные элементы комплекса, отметаем. Остаются два. «CarPlay Pro Max Plus» и автомобиль. Операционная система, интерфейс для салона и целый ряд других аспектов “великой тайны”, о которых известно (если это не мистификация), для версии CarPlay избыточны. Но и это – эмоции.

Что такое проект Titan Apple. Патент Apple, описывающий переходные процессы в управлении тормозной системой. Фото.

Патент Apple, описывающий переходные процессы в управлении тормозной системой

Чуть ли не каждую неделю американское бюро по патентам и торговым знакам выдает Apple очередную порцию патентов, на этот раз их 64. Есть ли в них что-то про Apple Car? Это называется “навскидку”. Есть. Патент номер 10,661,764 “Переходные процессы в управлении тормозной системой”, где описывается автоматическая тормозная система и её состояния – подробно и досконально. Это часть CarPlay?

В патенте номер 10,661,748 описывается “Система безопасности пассажиров с использованием AirBag”, в патенте номер 10,661,669 – “Зарядная станция с пассивными направляющими для транспортных средств”, в патенте номер 10,662,676 описана конструкция скрытой защелки для дверей транспортного средства.

Что такое проект Titan Apple. Зарядная станция для транспортных средств. Фото.

Зарядная станция для транспортных средств

Что такое проект Titan Apple. Система безрпасности. Фото.

Система безрпасности

Во всех этих патентах указано, что они имеют отношение к самому секретному в Apple проекту Titan. Имитация для введения всех в заблуждение? Десятки, если не сотни, высокооплачиваемых специалистов, потратили кучу времени и усилий на имитацию? По-моему, даже для Apple это было бы слишком. Так над чем они все-таки работают? Давайте порассуждаем в комментариях и в нашем Telegram-чате.

CarPlayКомпания AppleТим Кук