Три телесценария Apple

Аппаратная часть проблемой не станет. Сложнее будет убедить Голливуд. По всей видимости, именно соглашение об условиях трансляции контента на «Телевидении Apple» является камнем преткновения на пути телевизионного проекта компании. Из создавшегося тупика есть три возможных выхода, о которых известно аналитику Piper Jaffray Джину Манстеру (Gene Munster). Пойдет ли Apple по пути тотального контроля или же предпочтет сотрудничество?

Будет ли телевизор Apple?

О том, что компания Apple якобы готовит телевизор, уже было много сказано. Известный своим интересом к будням компании Apple аналитик Джин Манстер в очередной раз повторил свой прогноз. Он считает, что следующим значительным продуктом, который представит Apple, станет телевизор от легендарной компании. В записке для клиентов от 31 января 2012 года он особо подчеркнул общеизвестный факт:

Apple приходит на [те или иные] рынки, чтобы переделать их.

Поток оптимизма от Джина Манстера

Прежде, чем продолжить повествование, следует пояснить, что Манстер известен своим энтузиазмом в отношении телевизионных проектов Apple, которые якобы у компании есть. Ранее он прогнозировал, что компания еще в 2009 году продаст 6,6 миллиона своих приставок Apple TV, а полноценный телевизор будет представлен ею в 2011 году.

Эти надежды не оправдались. 2011 год позади, а никакого телевизора от техногиганта из Купертино, о котором Джин Манстер настойчиво говорит без малого четыре года, как не было, так и нет. Да и продажи имеющегося продукта, Apple TV, идут не слишком бойко. В течение 2011 финансового года компания продала всего 3 миллиона этих своеобразных устройств.

Толчок очередному прогнозу аналитика дали его беседы с «ведущими поставщиками комплектующих для телевизоров», которые уверили Манстера в своем общении с Apple на тему «различных характеристик компонентов для телевизионного дисплея компании». Аналитик тут же связал новую информацию с прошлогодней, той самой, в которой речь шла о значительных инвестициях Apple в мощности по производству пятидесятидюймовых жидкокристаллических экранов.

Совокупность этой информации утвердила уверенность аналитика в том, что Apple планирует прорыв на рынок телевизоров в конце 2012 года, хотя он и добавляет к своей уверенности осторожное дополнение о том, что уверенности в отношении конкретных сроков нет.

Проявляя себя в роли знатока корпоративной психологии Apple, он высказал свои соображения по поводу того подхода к освоению новых рынков, который традиционно свойственен компании:

Мы уверены, что Apple входит только на зрелые рынки с целью их революционизировать, что она и проделала с рынком смартфонов. Мы не думаем, что Apple войдет на рынок телевизоров, не располагая свежим подходом к предоставлению контента.

Что такое «свежий подход к предоставлению контента»? По мнению Джина Манстера, возможны три сценария дальнейшего развития событий, три пути, по которым техногигант из Купертино может двинуться к покорению своей очередной вершины.

1. Путь сотрудничества с операторами кабельного телевидения

Apple может начать потоковые трансляции с применением комплексного интерфейса, подобного TiVo, в сотрудничестве с компаниями, предоставляющими услуги кабельного телевидения. Когда Apple работала над iPhone, многие инвесторы полагали, что компания собирается стать «виртуальным оператором мобильной связи». Вместо этого в Купертино предпочли вывести свой смартфон на рынок США в партнерстве с оператором AT&T (ранее именовавшимся Cingular). Не исключено, что Apple выберет этот же подход при входе на телевизионный рынок.

Таким образом она сумеет избежать дополнительных проблем и затрат, связанных с созданием собственной инфраструктуры, создав «Телевидение Apple» объединенными усилиями с поставщиками услуг кабельного телевидения. Это самый простой и самый вероятный сценарий, не влекущий за собой значительных перемен на устоявшемся рынке. Технически это может быть реализовано по тому же принципу, которым воспользовалась TiVo. Контент предоставляется партнерами-провайдерами кабельного телевидения. Решение дополняется программным обеспечением, упрощающим телезрителю поиск нужного контента.

Надо сказать, что компания Apple умеет делать программное обеспечение и эта часть проекта может стать ключевым отличием эппловского телевидения от всего, что предлагается на данном рынке. Несмотря на то, что такой подход таит в себе минимум принципиальных новшеств, благодаря программной части, которую обеспечит Apple, продукт может оказаться невиданным ранее на телевизионном рынке. Помимо прочего, Apple может реализовать для пользователя доступ к прокату и приобретению контента из iTunes Movie прямо с телевизора.

2. Путь партнерства с веб-сервисами

Второй из возможных подходов состоит в том, чтобы предлагать телевизор с доступом по сетевым каналам в сочетании со сторонними веб-сервисами, предлагающими видеоконтент. Это тоже путь наименьшего сопротивления. Доступ к телевидению осуществляется через Интернет. Контент же будет поставляться через новый App Store и поступать от уже имеющихся сервисов, таких как Netflix и Hulu Plus.

Одним словом, любой желающий провайдер видеоконтента сможет создать свое приложение и предлагать свой контент зрителям «Телевидения Apple». В этом случае Apple проложит дорогу туда имеющимися в iTunes фильмам и телепрограммам. Этот сценарий, как и первый, тоже не предполагает значительных изменений в принципах функционирования телевизионного рынка.

3. Путь полного контроля над всей экосистемой в целом

Apple может предложить зрителям воспользоваться месячной подпиской на определенные пакеты, включающие в себя некую подборку от поставщиков контента. Если Apple пожелает контролировать всю связку полностью, ей предстоит стать «виртуальным поставщиком телевизионного контента», от лица которого и будут предлагаться пакеты услуг (каналов или конкретного контента). Маловероятно, чтобы подобное решение вписывалось в текущую модель лицензионных соглашений между поставщиками контента и поставщиками сервисов.

Даже учитывая немалый опыт компании на рынке мультимедийного контента, ей будет непросто сформировать новые традиции. Если Apple пойдет по этому непростому пути, это даст ей возможность контролировать всю экосистему целиком и предлагать пользователям новые функции, которые сегодня не предоставляются поставщиками телевизионных услуг и разработчиками телевизоров.

Что можно сказать по этому поводу? В том, чтобы сделать телевизор, нет ничего выдающегося и на это способны очень многие технологические компании, хотя Apple и обладает преимущественной возможностью интегрировать в свое изделие наиболее передовые экранные технологии. Но не аппаратная часть важна. Apple может наконец сделать интерфейс телевизора более дружественным зрителю. Эта та область, в которой всегда наиболее ярко проявлялись таланты специалистов Apple.

iCloud и iTunes могут сыграть свою роль в новом проекте, но очень сомнительно, что телезрители будут в восторге от приобретения телепрограмм на условиях подписки. Самый сложный вопрос в том, кому следует вести переговоры с Голливудом, Тиму Куку или Эдди Кью? Ведь даже великий Стив Джобс так и не сумел достичь соглашения с Фабрикой грёз, от которой во многом зависит наличие контента и его достойный выбор. А в этом кроется основа успеха грядущего проекта, если таковой проект вообще имеется, а не является плодом воображения блоггеров-мифотворцев и излишнего оптимизма некоторых аналитиков.

Источник: Tech.fortune.cnn.com (Филипп Элмер-де Витт)

Apple TV 4K