[Нам пишут] Jailbreak. Побег из тюрьмы в тюрьму

Нам пишет генеральный директор студии Unreal Mojo Слава Карпенко

Когда iPhone только появился на американском рынке (в 2007 году), он был жёстко привязан к американскому оператору, не позволял собой пользоваться с SIM-картой других операторов, не имел магазина приложений App Store, и уж тем более не поддерживал нероманские языки и клавиатуры. Именно тогда появились первые джейлбрейки — они решали как раз все эти проблемы для тех, кто хотел пользоваться новинкой не в США, и тех, кому не хватало стандартных возможностей системы. Вместе с джейлбрейками возникло и развилось коммьюнити вокруг них: кроме непосредственно хакеров, которые занимались поиском и реализацией уязвимостей, позволяющих сделать сам джейлбрейк, появились разработчики, которые делали приложения и приложения для установки приложений, пользователи, которые активно формировали спрос и создавали ажиотаж на рынке.

Jailbreak

Популярность iPhone росла, рос и объем рынка телефонов, используемых вне США. Apple смотрела на всё это сквозь пальцы, конечно, для вида латая дыры, но одновременно и помогая хакерам советом, когда те совсем уж заходили в тупик.

Выгоды для компании от самого факта джейлбрейка были очевидны — для своих партнёров (AT&T) они держали марку, одновременно наличие «серого» рынка позволяло продавать на порядок больше устройств, совсем не заморачиваясь их поддержкой. Кроме того, сама экосистема сторонних приложений, хаков и твиков (от слова tweaks) позволяла без лишних затрат проверить некоторые идеи, с тем, чтобы решить, добавлять ту или иную функциональность в будущие версии операционной системы или нет. Например, в те времена, когда я писал русскую клавиатуру, с нами вполне официально консультировались ребята из Apple при подготовке «родной» локализации на русский язык — по их просьбе мы сделали несколько раскладок русской клавиатуры с тем, чтобы они могли для себя решить, как сделать лучше. Насколько я знаю, похожие истории были и для других изготовителей стороннего софта для iPhone.

Первый этап развития jailbreak-community был в основном альтруистично-энтузиастским. Ребятам-хакерам было интересно находить «дырки» и эксплуатировать их. Программистам нравилась возможность создавать приложения для «почти компьютера, но телефона». Пользователям нравилось использовать телефон с SIM-картами любых операторов, ставить всякие приложения и всячески играть с новой игрушкой. Почти сразу появились и первые разработчики, которые стали продавать свои приложения (среди них был и я). Внезапно выяснилось, что рынок достаточно велик и измеряется сотнями тысячами пользователей и устройств, и на этом можно неплохо заработать.

Приложения в 2007-2008 годах распространялись через первый «App Store» iPhone под названием Installer.app. Он позволял пользователям добавлять различные «источники», содержащие наборы приложений. Появились первые крупные серверы-источники, поддерживаемые энтузиастами и содержащие различные коллекции стороннего софта. По мере роста числа пользователей джейлбрейкнутых телефонов рос и трафик этих серверов, зачастую переваливая за несколько сотен гигабайт данных в сутки. Принципиальная позиция разработчиков Installer.app (изначально — ребят из Nullriver, затем — моя с коллегами) была в простоте использования приложения и отсутствие контроля владельцев серверов-источников (repositories) над тем, как их источник выглядит на устройствах пользователей.

Именно тогда и поэтому на смену Installer.app пришел «новичок» от альтруиста open source community Saurik под названием Cydia. Saurik декларировал открытость и свободу, так как Cydia была построена на открытом движке для установки приложений с Linux под названием APT. Но самое главное то, что в Cydia можно было демонстрировать рекламные баннеры, которые задавали сами владельцы серверов-источников. Это явилось решающим аргументом для администраторов серверов — ведь для Installer.app никак нельзя было монетизировать свою деятельность (а хостинг определенно стоил денег, учитывая постоянно увеличивающийся трафик).

Таким образом, Installer.app довольно быстро был заброшен в пользу новой системы установки, позволяющей администраторам зарабатывать неплохие деньги. Смена лидера произошла буквально за несколько месяцев, и уже к концу 2008 года почти никто не пользовался Installer.app (так как в нём почти не появлялось новых программ), зато Cydia имела миллионы пользователей.

Затем Saurik сделал следующий логичный шаг. До того момента все авторы, что создавали приложения (а мы помним, что App Store от Apple ещё не было), продавали их самостоятельно, кто во что горазд. Конечно, разумным и естественным шагом был анонс Cydia Store, который централизовал процесс продажи программного обеспечения (и приносил процент от продажи самому Saurik’у). Джейлбрейк окончательно превратился из интересной игрушки в средство для зарабатывания денег — это, конечно же, нормальный процесс, иначе и быть не могло.

После этого Apple запустил сначала App Store, а потом расширил область продаж телефонов, сделав ненужным джейлбрейк для того, чтобы отвязывать телефон от SIM-карт американских операторов (хотя некоторые люди покупали и пользовались американскими аппаратами, так как они были на несколько десятков долларов дешевле «отвязанных»). В итоге джейлбрейк превратился в сообщество тех, кому нравится модифицировать телефон, устанавливая твики, а также кто не мог обойтись без приложений, которые были невозможны в экосистеме App Store (например, чёрные списки и тому подобное, использующее запрещённые Apple вызовы системы).

Примерно в середине 2009 года в связи с полукриминальной историей, связанной с моей командой, я навсегда покинул мир разработки для jailbreak, равно как и перестал делать его на своих устройствах — мне в целом хватало возможностей стандартной системы, а зарабатывать деньги на старых продуктах не представлялось возможным. Тем не менее я с интересом продолжаю наблюдать за новостями.

Последние истории с джейлбрейками лишь подтверждают общий тренд — из всех групп, которые занимались наполнением jailbreak community (владельцы серверов-источников, авторы программного обеспечения и хакеры, делающие непосредственно решения для jailbreak), осталась лишь одна, которая могла заработать только одним способом — через добровольные пожертвования пользователей (а добровольность, как известно, не слишком прибыльна). Потому совсем неудивительно, что теперь и хакеры пытаются получить какую-то выгоду из своего труда — например, получая сотни тысяч долларов от заинтересованных группировок в противовес фактическому монополисту Cydia (а Saurik, в свою очередь, не может смириться с тем, что его уровень доходов упадёт, если Cydia не будет включаться по определению в новые версии джейлбрейков, так что, думаю, ему тоже придётся делиться с хакерами частью своих доходов, если он уже это не делает).

Чем дальше, тем больше всё это all about money, и непосредственно о пользователях все думают меньше и меньше, занятые преследованием своих собственных интересов и жаждой наживы. Потому не стоит ждать откровений от jailbreak’a в дальнейшем — это давно уже выгодный бизнес, а не глоток свежего воздуха для тех, кто привык думать иначе.

Если вы думаете, что сделав jailbreak и установив несколько «запрещённых» приложений, вы перестаёте быть отарой овец, направляемой всесильной Apple, думающей за вас, то зря. Меняется лишь пастух, да и тот может быть мелковат и шелудив.

Pages_
Если вам есть, чем поделиться с другими читателями нашего сайта, пишите на advert@appleinsider.ru и не забудьте указать свое имя или ник. Мы внимательно читаем входящие письма и публикуем ваши самые интересные истории.

Обзоры приложений для iOS и Mac