Тиму Куку советуют поберечь копилку

3

Копилка в форме яблока

Многие ожидают, что Apple выплатит наконец дивиденды своим инвесторам. Среди аналитиков даже раздаются призывы к Apple выплатить гигантские единоразовые дивиденды и в дальнейшем половину своих заработков тратить на их регулярные выплаты. Эти советы ласкают слух инвесторов, ведь у Apple целых 100 миллиардов долларов США в запасе. Тем временем обозреватель Форбс Чанка Муи (Chunka Mui) считает это мнение ошибочным. Что заставляет его высказывать точку зрения, противоположную мнению Уолл-Стрит? Есть шесть задач, которые Apple предстоит решить. И эти задачи потребуют от компании немалых сил и денег.

Как Apple эффективнее использовать свой немалый потенциал?

У Apple есть возможность доминировать в развивающихся околокомпьютерных отраслях в течение ближайшего десятилетия, но битва за это лидерство будет стоить немало сил и денег. Чанка Муи считает, что компании целесообразнее сосредоточить средства у себя для борьбы за грядущие победы, чем поощрять инвесторов за победы прошлого. Не следует забывать, что успех Apple в будущем не гарантирован. В прошлом Apple была первопроходцем в мире персональных компьютеров со своим ярким «Макинтошем». Но ее доминирование было недолгим и сменилось десятилетием упадка, поставившим компанию на грань разорения.

Сегодня есть два важнейших поля сражений, на которых выступает Apple: это сегменты смартфонов и планшетов. Высокие доходы Apple и неимоверно высокая совокупная стоимость ее акций проистекают из лидирующих позиций компании в этих стремительно развивающихся сегментах высокотехнологического рынка. Но рынок мобильных устройств (планшетов и смартфонов) сегодня очень узок, по сравнению с теми размерами, которых он может достигнуть в будущем.

В ближайшем десятилетии смартфоны станут основными коммуникационными устройствами для большинства жителей нашей планеты. В 2011 году Apple продала 93 миллиона iPhone из общего числа купленных в мире телефонов в 1,6 миллиарда. Только вообразите себе, что в 2021 году Apple продаст 900 миллионов своих телефонов. Фантастика? Не исключено. Это не прогноз, а просто предположение Чанки Муи.

На последней квартальной отчетной конференции Apple Тим Кук озвучил прогноз, согласно которому планшеты станут основными компьютерными устройствами потребительского класса и обойдут традиционные персональные компьютеры в этом сегменте. В 2010 году было продано в общей сложности 350 миллионов персональных компьютеров. В 2011 году Apple удалось продать «всего лишь» 40,7 миллиона планшетных устройств iPad. Если прогноз главы Apple оправдается и iPad останется лидером продаж среди планшетов, глядя на цифру в 350 миллионов, можно сделать вывод о том, что ему есть куда расти.

Apple сама заложила основы своего благополучия. В устройствах Apple тесно переплетены контент, реклама, коммуникации и развлечения. Господство Apple в сегментах планшетов и смартфонов способно обеспечить ее устойчивым положением на смежных рынках. Сюда, в числе прочих, входят рынки рекламы и продвижения продуктов, потокового видео, музыки, издания, не говоря уже об играх, голосовом и текстовом общении, а также платежах.

Звучит прекрасно, но нельзя исключать и вероятности того, что Apple может повторить сценарий «компьютерной битвы», которую она, в конечном счете, проиграла. Со своей стороны Apple предлагает на рынке смартфонов и планшетов закрытую экосистему, отличающуюся простотой. Дизайн самих устройств Apple весьма элегантен. Здесь Apple противостоит открытая платформа Android, продвигаемая усилиями множества компаний. Apple опять сражается одна против множества соперников и в этих непростых условиях ей предстоит превзойти экосистему Android по инновационности. Превзойти не только на определенном отрезке времени, но делать это постоянно, на шаг опережая конкурентов. Здесь следует вспомнить недавнюю историю. «Макинтош» был превосходен, но ему не удалось обойти по инновациям открытую экосистему Windows + Intel.

Чанка Муи считает, что для удержания успеха компании Apple следует сосредоточить все свои ресурсы в шести ключевых направлениях. Само собой разумеется, что, помимо этого, ей и далее необходимо делать великолепные смартфоны и планшеты.

1. Победить в облачной битве

Перемещение работы пользователей с автономных накопителей «в облака» куда более значимое технологическое новшество, чем появление смартфонов и планшетов самих по себе. Тим Кук называет Apple iCloud «стратегией грядущего десятилетия». Привязав пользователей к своему облачному сервису, она, тем самым, привяжет их и к своим устройствам.

Вопрос только в том, сумеет ли Apple предложить достаточные простоту и функциональность для того, чтобы пользователи не противились подобной привязке? Amazon, Google и Dropbox самим своим присутствием на рынке указывают на то, что Apple почти невозможно достичь этого. С другой стороны, 85 миллионов зарегистрировавшихся в iCloud пользователей указывают на то, что у Apple есть шанс. Сделать iCloud достаточно мощным для того, чтобы им смогли пользоваться миллиарды пользователей будет стоить дорого.

2. Сохранить темпы развития сети розничных магазинов Apple

В настоящее время Apple владеет 361 розничным магазином и активно развивает свою розничную стратегию, повышая не только показатели продаж Apple Store, но и ценность брэнда. Розничную сеть есть куда развивать, особенно за пределами США, но стоить это будет немалых денег. Наиболее затратно постоянно освежать интерьер магазинов, но ведь это важная видимая сторона, обеспечивающая привлекательность торговых точек Apple. Без Стива Джобса и покинувшего компанию Рона Джонсона (Ron Johnson) развивать розничное направление станет сложнее. Джонсон стоял у самых истоков Apple Store, а теперь возглавил JC Penney.

3. Взять на себя заботу обо всей цепочке поставок

С одной стороны, в разветвленной цепочке поставок Apple сосредоточена гигантская сила. С другой же, сбои на каждом этапе могут угрожать работоспособности всей системы. В роли самой дорогостоящей компании мира Apple приходится брать на себя ответственность за всю работающую на нее экосистему.

4. Siri пора взрослеть

Персональная голосовая помощница Siri очень помогла iPhone 4S стать успешным смартфоном. Тем не менее, на сегодняшний день она всего лишь прообраз искусственного интеллекта будущего. Первая ласточка, дающая представление о том, какими станут грядущие планшеты и смартфоны. Вечно оставаться в этом качестве ей нельзя.

Siri повысила планку, которую придется преодолеть конкурентам, чтобы потягаться с iPhone. По мнению Чанки Муи битва за господство на рынке смартфонов и планшетов протекает поэтапно. На первом этапе сражения главную роль играли аппаратные характеристики устройств. В частности, размер экрана и характеристики камеры. В будущем, основную роль будут играть программные возможности, среди которых интеллектуальный персональный помощник, умение смартфона общаться со своим пользователем на понятном ему языке при помощи живой речи, способность устройства к анализу данных. Иными словами, общение с мобильным устройством будущего должно в значительной мере уподобиться общению с собеседником-человеком.

5. Создать собственного оператора связи

Apple старается контролировать все от начала и до конца. При этом ее связь с конечным потребителем довольно слаба. Между компанией и пользователем стоят операторы связи. В этой ситуации Apple необходимо принимать какое-то решение. Только вообразите себе, чего могла бы достичь Apple со своей инфраструктурой (iCloud, iTunes, Apple TV), если бы не была зависимой от стратегических решений своих телекоммуникационных партнеров.

Перед своим уходом из компании, Стив Джобс размышлял над тем, чтобы открыть собственного сотового оператора, но решил, что это слишком сложно и дорого. При всех трудностях, сопутствующих этому решению, оно способно дать Apple значительные технологические преимущества в мобильной битве. У компании есть возможность вернуться к рассмотрению этого вопроса в течение ближайших пяти лет.

6. Не отвлекаться и избегать ненужных приобретений

Компания Apple никогда не была склонна к совершению значительных приобретений и Чанки Муи надеется, что эта стратегия будет продолжена. К сожалению, значительные приобретения многие считают признаком хорошего руководства. Поэтому нет недостатка в советах относительно того, что следовало бы приобрести Apple на средства из своего стомиллиардного (в долларах США) денежного резерва. Среди тех компаний, которые по мнению некоторых экспертов, Apple следовало бы приобрести, называются Facebook, Cisco, Sony, Eastman Kodak, Netflix и Sprint.

Стив Джобс был непреклонен в своем нежелании покупать крупные компании, что не мешало Apple приобретать маленькие, но важные проекты. Остается лишь надеяться, что Тим Кук вынес урок из образа действий своего легендарного предшественника.

Вместо послесловия

В настоящее время Apple в ее гонке за лидерство сопутствует успех. Но, не следует забывать, что это бег на длинные дистанции, а не стометровка. Выплата дивидендов была бы подобна признанию небольшого отрезка пути за весь марафон, считает Чанка Муи и рекомендует Apple сохранить свои ресурсы для прохождения оставшегося, большего, отрезка трассы.

Наши читатели смогут познакомиться с предысторией вопроса о многомиллиардном денежном резерве техногиганта из Купертино в статье «Тиму Куку предстоит испытание миллиардами» от 26 января 2012 года.

Источник: Forbes.com (Чанка Муи), Nytimes.com, Cupcakehq.com

3 комментария

  1. 0

    5. Создать собственного оператора связи;
    вот это и хорошо и плохо, но скорее плохо особенно для России, придутся забыть про unlock и покупать телефоны за огромную кучку баксов если у нас так и не появится apple store …

    • 0

      John, Это было бы сильным ходом, когда конечный покупатель зависит не от ОПСОСа, а от производителя с его фирменными плюшками-ватрушками, заточенными под его же сеть. Это как обслуживание не в шиномонтаже проходить, а в нормальном сервисе.

  2. 0
    Винницкий Алексей

    За***ли считать чужие деньги.
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий