Apple и Amazon: чья стратегия лучше?

Когда-то, давным-давно, Apple и Amazon еще не были такими конкурентами, каковыми они являются сейчас. Но все изменилось, как только Amazon представила миру свой первый Kindle Fire. Можно до потери пульса спорить о том, может ли Kindle Fire составить конкуренцию iPad, но самое главное — начало было положено. Недавно Amazon показали новое поколение своих планшетов, куда более серьезных и опасных для iPad, а все это подкрепляется слухами о том, что Amazon планирует выпустить собственный смартфон. Две совершенно разные компании, две совершенно разные стратегии и два совершенно разных результата. Посмотрим?

Apple vs Amazon

Стратегия Amazon: продажи сейчас, прибыли потом.

Генеральный директор Amazon Джефф Безос объяснил стратегию своей компании еще на прошлой неделе, во время презентации нового Kindle Fire:

Мы хотим зарабатывать деньги тогда, когда люди будут использовать наши устройства, а не тогда, когда они их покупают. Если кто-то покупает одно из наших устройств, а потом уберет его в ящик стола, то мы просто не заслуживаем того, чтобы он платил нам деньги.

Безос уточнил, что он не заинтересован в том, чтобы продавать свои устройства в убыток Amazon. Он не собирается ходить по лезвию бритвы, он заинтересован в такой бизнес-модели, где компания будет получать «немного денег здесь, немного денег там» и все это будет хорошей сделкой не только для Amazon, но и для пользователей.

Стратегия Apple: большая прибыль от небольших устройств.

Apple по своей сути гениальная компания — она генерирует до сотни долларов прибыли с продажи одного устройства, а иногда и того больше. Если у Amazon аппаратные средства нужны для того, чтобы продавать контент, то у Apple все наоборот: iTunes Store и App Store существуют для того, чтобы продать как можно больше iPad’ов, iPod’ов, Mac’ов и iPhone. Пожалуй, единственное исключение из этого правила — Apple TV: в данном случае этот продукт нужен для того, чтобы пользователи в дальнейшем покупали как можно больше контента.

Сам финансовый директор Apple как-то сказал, что «App Store делает iPhone и iPod Touch куда более привлекательными для потенциальных покупателей».

График доходов Apple и Amazon

Чья стратегия лучше?

Очевидно, если поставить себе задачу собрать как можно больше прибыли в краткосрочный период, то все вопросы сразу отпадают — стратегия Apple в этом плане просто непобедима. Суммарная прибыль Apple, которая продемонстрирована на графике, составляет более 73 миллиардов долларов, в то время как Amazon заработала лишь около 2 миллиардов долларов. Конечно, можно поспорить, использовав аргумент «размера компаний», но по-прежнему подход Apple в краткосрочной перспективе намного лучше.

Тем не менее стратегия Amazon тоже заслуживает должного внимания. Возможно, что ее Kindle Fire не такой уж популярный в нашей стране, но вот в США его покупают весьма охотно. И причина достаточно проста: не у всех есть 400 долларов, но у многих есть 200 долларов. А хорошим доказательством стратегии Amazon является то, что Apple, по слухам, тоже планирует запуск уменьшенного планшета (iPad mini), который тоже будет гораздо бюджетнее своего старшего брата.

Сможет ли Amazon когда-нибудь прийти к такой же прибыли как у Apple? Вряд ли. Но Amazon является по-настоящему многогранной компанией, бизнес которой протянулся от доставки бумажных полотенец до планшетных компьютеров. Вполне возможно, что в конечном итоге Amazon придет к достаточно большим финансовым показателям, но вряд ли они когда-нибудь будут похожи на финансовые показатели Apple.

Конечно, сравнивать эти стратегии сложно из-за того, что они рассчитаны совершенно на разные периоды времени: у Apple на краткосрочный, у Amazon на долгосрочный. Но, к счастью, в настоящее время рынок достаточно велик для обеих компаний. Рентабельность, в конечном счете, поможет отсеять планшетный компьютеры проигравших компаний от победителей, точно так же, как это когда-то произошло на рынке смартфонов: Apple и Samsung — победители; RIM, Nokia, Motorola и другие — проигравшие. Amazon является достаточно большой компанией, чтобы продолжать делать то, что она делает и не боятся экспериментировать. А Apple будет накапливать денежные средства, чтобы в дальнейшем реализовывать что-то новое, ведь кто знает, что будет с ее бизнесом в долгосрочной перспективе…

По материалам readwriteweb.com