Покупка молодых IT-компаний: дань моде или жизненная необходимость?

17

компании

Совсем недавно мы писали об очередной сделке Apple — на этот раз c компанией AuthenTec, которая разрабатывает NFC-чипы и смарт-сенсоры. Разумеется, это не последнее приобретение самой дорогой корпорации в мире, и таких новостей будет еще немало. Но не слишком ли часто мы с вами становимся свидетелями подобных событий?

Несколько лет назад IT-гиганты ворвались на рынок молодых стартапов и сразу начали скупать перспективные проекты, лишая их возможности успешного развития. Слишком драматично? Вряд ли. С одной стороны, молодой предприниматель только рад сделке с такой крупной компанией – ведь это фактически и есть цель его бизнеса. Он получает свои заслуженные миллионы долларов, но уже не имеет никакого влияния и авторитета в своем проекте.

Разве лучшая мотивация это деньги? А как же все грандиозные планы, гениальные идеи – неужели все это сразу отходит на второй план? К сожалению, это так. Все амбиции заменяют толстый чемодан из крокодиловой кожи и несколько рядов стодолларовых купюр. Приведем несколько примеров подобных проектов, бывшие владельцы которых слишком рано решили поставить свою подпись в договоре продажи.

1. Facebook и Instagram

instagram

Одна из самых обсуждаемых сделок этого года. Первоначальная стоимость покупки сервиса фотографий Instagram была 1 млрд долларов, из которых 700 миллионов были предоставлены акциями социальной сети. Но после неудачного первичного размещения акций Facebook владельцы Instagram потеряли почти 300 миллионов долларов! До сих пор аналитики обсуждают цель этой покупки, но так и не пришли к единому мнению. Создателей сервиса можно понять – сумма с девятью нулями способна вскружить голову любому. Но никто не может гарантировать, что одно из самых популярных приложений App Store не потеряет свою изюминку в руках команды Facebook.

2. Google и Sparrow

sparrow

Не менее важная покупка за последние несколько месяцев. Компания Google всегда была известна своей страстью к скупке перспективных проектов, но даже здесь она превзошла саму себя. Sparrow – не просто очередной почтовый клиент. Это лучший инструмент для работы с почтой на «маках» и айфонах, который намного превосходит стандартное приложение Mail.

Альтернатив было много: отказать поисковику и продолжить совершенствование своего клиента; помочь молодым программистам в создании собственных проектов; в конце концов, превратить Sparrow в настоящий бизнес с миллионными прибылями.

Самое ужасное было услышать, что новые версии приложения команда разработчиков Sparrow выпускать больше не будет:

Поскольку мы будем заняты новыми проектами в Google, у нас не останется времени на разработку новых версий Sparrow. Но мы оставим техподдержку и будем исправлять мелкие недоработки.

Увы, но эти слова не звучат ободряюще.

3. Apple, Placebase, Poly9 и C3 Technologies

maps

Целый микс картографических сервисов. C3 Technologies Apple приобрела в конце 2011 года, а еще раньше к компании присоединились Placebase и Poly9. Суммы сделок, разумеется, не разглашались, но пресса не прошла мимо этих событий – о походе за покупками узнали и в Google. Тогда уже начинались разговоры о том, что Apple откажется от карт крупнейшего поисковика и будет разрабатывать собственные.

А что в результате? Недоработанные карты от TomTom, за которые все равно пришлось извиняться. Действительно ли необходимы были все эти приобретения? Или Apple всего лишь старалась поддержать свой статус и следовать общественной моде? Насчет второго вряд ли – Think Different пока еще никто не отменял.

4. Microsoft и Skype

skype

Сделка была закрыта в октябре 2011 года и стоила Microsoft 8,5 млрд долларов. Тут все понятно: Skype используют десятки миллионов людей по всему миру, и Microsoft решила использовать оглушительный успех сервиса в своих целях, внедряя его в свои продукты. Но о чем думали в Skype? Если такая крупная компания готова расстаться с миллиардами долларов за этот проект, не лучше ли было продолжить свое развитие и стать новым IT-гигантом? Лучше бы так и сделали — от последних обновлений дизайна приложений Skype для iOS можно лезть на стену.

Надо отдать Microsoft должное — несмотря на все негативные прогнозы, Skype продолжает исправно работать и обеспечивать своих пользователей качественной связью.

5. Google и Motorola

TH_Google_Motorola-Mobility

Пожалуй, самая громкая сделка 2011 года. 12,5 млрд долларов за одного из самых популярных производителей техники в прошлом десятилетии. Google действительно нуждалась в этой покупке, да и Motorola нельзя назвать мелкой IT-компанией. Во-первых, эта сделка дала поисковику необходимый козырь в рукаве в долгой игре между Android и iOS. Во-вторых, Google заплатила не только за технологию Motorola, но и за ее патенты, которых у корпорации немало — почти 20 тысяч. Вот пример классической сделки для общей выгоды, никаких корыстных побуждений. Просто бизнес.

Только когда IT-гиганты поймут, что каждой своей бессмысленной покупкой они тормозят развитие определенной отрасли и рынка в целом, молодые проекты смогут спокойно существовать и стремиться к мировому признанию. Искать инвестора, думать на несколько шагов вперед — путь не из легких, но пересечь финишную черту стоит очень многого.

17 комментариев

  1. 0

    Motorola и Skype это стартапы? (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0
      Александр Богданов

      Arrthurl, Skype не стартап, но у него могло быть определенно лучшее будущее, чем под крылом у Microsoft, поэтому я привел этот пример.
      А про Motorola я упомянул, что это далеко не мелкая компания, и поместил сюда эту сделку как пример классического ведения бизнеса.

      • 0

        Александр, могло быть определенно лучшее будущее
        —————-
        гадание на кофейной гуще же
        .
        Надо отдать Microsoft должное — несмотря на все негативные прогнозы
        —————-
        чьи это ещё за прогнозы? тех у кого мелкомягкие только с BSODами и вирусами ассоциируются?))

  2. 0

    Для того, чтобы сделать что-то новое, нужны молодые яйца.
    А для того, чтобы эти молодые яйца вороны не склевали, нужна старая крыша. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0
    monster_beats

    Да нормально всё будет..) Столетия сильные поедают молодых так сказать. В прошлом веке большие фабрики покупали маленькие. Сейчас другие времена, век технологического прогресса, но сути этих завоеваний не меняется в принципе. Но всегда появлялись и появляются гении которые переворачивали всё нисмотря ни на что и ни на кого. Так же и в наши времена есть немало таких примеров нисмотря на эту статью..Цукерберг..кем он был и что он сделал, до гения конечно далеко, но всё же пример..А те кто продались или кишка тонка, или им так просто удобней. А реформаторы и революционеры будут появляться всегда, но в своё время..) (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0
      monster_beats

      monster_beats, В смысле будут появляться и будут всех вертеть..))) (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      monster_beats, Тем, кто продал — им не удобней, а выгодней. А по поводу тонкой кишки — Вам бы на их место, товарищ. По остальным пунктам — полностью разделяю Вашу точку зрения. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

      • 0
        monster_beats

        Brick, Насчет удобней, выгодней и имелось ввиду. А насчет кишка тонка, то думаю когда на тебя начинают давить с улыбкой хищника мировая корпоруха, то как-то не айс. Тут тоже идет принцип хищник-жертва и многие думаю просто «сдаются», а не потому что мечтают куда-то влиться.. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

      • 0
        monster_beats

        Brick, А насчет «на их место», я и не утверждаю что повел бы себя героически, в жизни всегда приходится выбирать и чем-то жертвовать. И кишка тонка, скорее не укор, а константация факта, они и правда просто тоньше в такой борьбе.. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  4. 0

    «Если такая крупная компания готова расстаться с миллиардами долларов за этот проект, не лучше ли было продолжить свое развитие и стать новым IT-гигантом?» — посмешили)) Даже если бы скайпом пользовалась половина планеты до IT гиганта им как какой-нибудь sony до apple. (ничего не имею против сони, у их неплохие телевизоры и прикольный дизайн телефонов)

  5. 0

    «Покупка молодых IT-компаний» — это такой прикол?
    Motorola появилась в 1920-х годах, она гораздо старше всех перечисленных в статье гигантов.

  6. 0

    А по мне все правильно делают:
    Во-первых, порой легче купить конкурента, чем победить его в конкурентной борьбе. Покупка Скайп как раз об этом.
    Во-вторых, большое число последователей еще не означает хороших финансовых результатов. Тот же самый Скайп хоть и прибыльный (кажется) бизнес, не считается уж таким успешным с точки зрения финансов, а Твиттер вообще убыточен.
    В-третьих, создавать бизнес и развивать его часто требует разных навыков, некоторые именно в этом видят проблемы Фейсбука. Да и самим создателям порой интереснее продавать старый и основывать новый бизнес.
    В-четвертых, ну сколько можно конкурировать с ИТ-гигантами? Их запас прочности на порядок выше. С ними лучше договориться по-хорошему и продаться чем начать по плохому. В конце концов не продашь бизнес за миллионы — уведут ключевых сотрудников за пару сотен тысяч, слижут основные изюминки интерфейса и готово, судись потом пока не обанкротишься.

  7. 0
    vladislav.martynets

    Только еще сегодня до вашей статьи размышлял насчет того что новые компании сразу скупают. Сам хочу одну основать (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  8. 0

    Одно маленькое НО: основатель sparrow говорил, что при текущей бизнес модели, поддерживать и развивать клиента им не рентабельно. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  9. 0

    Конторы типа Apple тормозят прогресс, и не только покупками стартапов (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий