[3] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Roberts Weaver Group

Сдержав свое обещание вернуться в компанию Roberts Weaver Group, Джони вместе со своей женой Хитер переехал из Ньюкасла в Лондон. Его решение устроиться в Roberts Weaver несколько удивило его нового босса Фила Грея, который знал о том, какие посты ему успели предложить.

Джони Айв

«Тогда он уже был широко признан как очень талантливый «молодой дизайнер», — вспоминает Грей. — Будучи порядочным человеком, он принял наше предложение, хотя на тот момент ему успело поступить множество более привлекательных предложений»

Приход RWG был чем-то более существенным, чем утешительный приз: Roberts Weaver была одной из ведущих дизайнерских компаний в Великобритании. Джони оказался в компании талантливых людей и быстро нашел новых друзей, установив прочные связи, которые живы и по сей день. Его друг Гриньер на тот момент уже успел перейти в другую дизайнерскую компанию под Кембриджем, однако в конце восьмидесятых RWG выиграла несколько дизайнерских наград.

Как и многие аналогичные консалтинговые фирмы, эта компания работала над большим портфелем пакетов от потребительских товаров до высокотехнологичных продуктов и сотрудничала с международными клиентами в США, Европе, Японии и Южной Корее. В число клиентов входили такие компании, как Applied Materials, Zebra и производитель газонокосилок Qualcast. Структура менеджмента и производства RWG, как это было типично для того времени, охватывала три разные группы, работавшие вместе: дизайн продуктов, дизайн интерьера и мастерская. Джони присоединился к отделу дизайна продуктов.

В числе его коллег было двадцать дизайнеров, инженеров и графических дизайнеров, работающих в открытой студии. Джони и его коллеги имели быстрый доступ к мастерской, которая располагалась прямо под студией. Это было полностью оборудованное помещение для подготовки макетов, где располагалось пять специальных макетчиков. Команда по дизайну интерьера насчитывала 23 дизайнера, архитектора и компьютерных специалиста.

RWG занялась двумя базовыми типами проектов, связанных с дизайном продуктов, как рассказывает партнер Барри Уивер. Одним из них был полный процесс дизайна и разработки, как правило, для клиентов в Великобритании. Такие проекты предусматривали разработку концепта продуктов, подготовку готовых рабочих моделей, а также разработку инженерных решений и продумывание инструментария. Иными словами, необходимо было полностью подготовить продукт к серийному выпуску. Второй тип проектов был более ограниченным и сосредоточивался на выработке новых идей или изобретении новых продуктов — обычно для иностранных клиентов, большинство из которых были из Японии и Кореи. В большинстве таких случаев компания-клиент обладала собственной дизайнерской командой, но искала свежие концепции или иной подход извне.

«Важно понимать, что наши проекты осуществлялись в очень сжатые сроки и с ограниченными бюджетами, — рассказывает Уивер о своей работе в RWG. — Если мы не могли реализовать проект достаточно эффективно, то предприятие потеряет деньги. Это делает процесс принятия решений более оперативным и ограничивает время, необходимое для анализа, исследований, этнографии, изучения социальных возможностей и т.д.»

На своем новом рабочем месте Джони демонстрировал не меньшую производительность, чем в Ньюкасле. «Некоторые инженеры считают, что чем больше исследований ты проводишь, тем лучше будет результат, — говорит Уивер. — Лично я верю в здравый смысл и интуицию. Сильная сторона Джонатана состояла в том, что он быстро постигал суть проблемы и принимал интуитивные решения, которые были элегантными, перспективными и отличались вниманием к деталям, столь несвойственным таким молодым людям»

Он обрел доверие своих новых коллег и заработал репутацию трудолюбивого энтузиаста, умеющего работать в коллективе. «Он обладал спокойным характером и отличным чувством юмора, — вспоминает Грей. — В студии он никогда не вел себя шумно, но работа его была продуктивна, потому что он умел настоять на своем. Он отличался высокой степенью прилежности и работал чрезвычайно усердно. Эффективность его работы была потрясающей, а качество — безупречным. Он часто генерировал по полдюжины великолепных идей зa короткий промежуток времени и был способен не только обсуждать их, но и доносить их до других благодаря своим изумительным чертежным задаткам.

Хотя стиль Джони полностью подходил RWG, нельзя было сказать то же самое о работе компании в качестве консалтинговой фирмы. RWG часто приходилось идти на уступки во взаимодействии с клиентами, и очень скоро это начало сводить Джони с ума.

«Важно понять, что существуют другие аспекты, с которыми необходимо иметь дело, если ты являешься консультантом, — отмечает Уивер. — Конечное слово всегда за клиентом, ведь он платит!»

С другой стороны, Уивер четко понимал раздражение своего дизайнера:

«К сожалению, маркетинговые отделы клиентов обычно отличаются вопиюще дурным вкусом и требуют внести изменения в дизайн. Впоследствии получалось так, что проекты, которыми ты гордишься, приходилось делать хуже, чтобы пойти на компромисс»

Входя в дизайнерский пул, Джони сотрудничал и с другими дизайнерами. Он работал над системами наружного освещения для сада и газонокосилками для британского производителя Qualcast. Он создал несколько концептуальных чертежей для промышленных перфораторов для еще одной британской компании, Kango.

Дрель Джони Айва

Его уверенность в себе стремительно росла, и спустя всего несколько недель работы в RWG он обратился к Грею с просьбой о существенном повышении. Он был талантлив и чувствовал, что заслуживает этого. Однако он был еще молод, только недавно закончил вуз, и Грей решил рассказать молодому выскочке о реалиях быстрых взлетов.

«Мне нужно было сбаласировать интересы в бизнесе, — сказал Грей. — Мне предстоял очень сложный разговор: я должен был объяснить ему, что карьера это путешествие. Ведь кругом были и другие люди, у каждого из которых были сильные и слабые стороны. Нам было необходимо найти точку равновесия, которая справедливо обеспечила бы каждого возможностями. Сделать это было моей прерогативой, и от этого мне было неуютно, потому что я не люблю разочаровывать людей. Однако разговор наш оказался очень взвешенным. Я почувствовал, что он был разочарован исходом беседы, хотя с другой стороны он не впал в хандру. Его это не задело»

Однако его таланты стали источниками проблем у его руководителей в RWG. В 1989 году дипломный проект Джони принял участие в престижной Выставке молодых дизайнеров, которую провел Совет по дизайну Великобритании. Его футуристичные работы привлекли внимание топ-менеджера компании Ideal Standard — крупного производителя крепежных аксессуаров для ванной комнаты и туалета. Директор отдела продаж Ideal Standard был так впечатлен работой Джони, что обратился в Roberts Weaver и попросил разрешения руководства на то, чтобы Джони занялся одним дизайнерским проектом его компании. В Roberts Weaver почувствовали, что должны дать свой отказ.

«В нашей студии имелось двенадцать дизайнеров, и мы ни в коем случае не хотели позволять работать с одним из наших клиентов такому молодому сотруднику, как Джони, — говорит Грей. — Поэтому мы ответили Ideal Standard, что они могут дать нам техническое задание, а далее мы сами решим, кому из дизайнеров следует поручить эту работу. Когда глава компании услышал это, он просто ушел прочь! Ему хотелось, чтобы проектом занялся именно Джони»

Спустя время топ-менеджер Ideal Standard вновь оказался в поле внимании Айва. В 1989 году кризис ликвидности и банковских кредитов нанес удар по финансовому положению RWG. Подразделение компании по дизайну интерьера получало множество заказов на дизайн переговорных комнат банков Великобритании, Испании и Австралии. Однако финансовый кризис распространился по всему миру, и банки отменили свои заказы.

«Из-за финансового кризиса банки отменили проекты и оставили наших дизайнеров без работы, — вспоминает Уивер. — В то же время отсутствие кредитов означало, что британские производители приостанавливали свои программы по разработке новых продуктов»

RWG пришлось приостановить работу своего офиса по дизайну интерьера в Лондоне. Деловой партнер Уивера Джос Робертс покинул офис и переехал в Австралию, а отдел дизайна продуктов прошел через реструктуризацию. В рамках реформ Уивер составил новые контракты для всех дизайнеров.

Все дизайнеры, кроме Джони, отказались подписывать эти контракты. Да и он подписал свой договор, потому что он аннулировал предыдущий контракт, который привязывал его к компании RWG в благодарность за спонсирование его обучения в колледже. Благодаря обнаруженной юридической лазейке ему удалось избавить себя от этого обязательства. Впоследствии он ушел из RWG, и первый этап его профессиональной карьеры подошел к концу.

Продолжение следует.

Лиэндер Кэни. «Джони Айв»

Предисловие
Глава 1. Школьные годы
Часть первая
Глава 2. Британское дизайнерское образование
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Глава 3. Жизнь в Лондоне
Часть первая
Часть вторая

Джонатан АйвКниги на iPad