[3] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Жизнь в Лондоне

Летом 1989 года Джони Айв вместе с Дэвидом Тонджем уехал в Америку. Недавно закончившая Политехнический университет Ньюкасла, эта парочка с призовыми деньгами от RSA в кармане готовилась провести восемь недель в компании Pitney Bowes в Коннектикуте.

Джони Айв

То, что Джони увидел в головном офисе компании в Стэмфорде, почти в сорока милях от Манхэттена, его разочаровало. «Ему было не очень-то интересно», вспоминает Гриньер с улыбкой. Куда больше впечатлений Джони получил от поездки в Сан-Франциско и экскурсий по недавно открытым дизайн-студиям в районе Калифорнийского залива.

Когда визит в Pitney Bowes был завершен, Джони и Тондж разделились. Дэвид отправился в офисы Herman Miller, Knoll и нескольких других компаний, занимающихся разработкой деловой мебели, а Джони устремился в Калифорнию, чтобы попутешествовать по Кремниевой долине. В Сан-Франциско он взял напрокат машину и отправился в путешествие по полуострову, чтобы нанести визит в несколько студий. Сначала он направлялся в студию ID Two (ныне IDEO), где работал Гриньер, а затем планировал посетить Lunar Design в центре Сан-Хосе. Этой компанией руководила восходящая звезда дизайна Роберт Бруннер. В мгновение ока они смогли найти с Бруннером общий язык.

Бруннер родился в 1958 году и вырос в Кремниевой долине в семье инженера-механика и художницы. Его отец Ресс, успевший долгое время поработать в IBM, стал изобретателем многих внутренних деталей первого жесткого диска. До поступления в колледж Бруннер и понятия не имел о существовании такого направления, как промышленный дизайн. Он уже практически принял решение поступать на художественный факультет Университета Сан-Хосе, когда неожиданно его взгляд задержался на стенде, где были выставлены макеты и чертежи студентов дизайнерского факультета.

«Тогда я сразу принял решение о том, что именно этим мне хочется заниматься», — с радостью вспоминает он.

Работая над ученой степенью в университете, он проходил практику в дизайнерском агентстве GVO Inc., которое считалось одним из наиболее быстрорастущих в долине. Закончив университет в 1981 году, Бруннер устроился в эту компанию, но постепенно начал в ней разочаровываться, поскольку не ощущал в компании наличия амбиций, необходимых для развития и успеха.

«В GVO не было силы, указывающей вектор развития, — говорит он. — Они просто хотели, чтобы ты выдавал чертежи и макеты, чтобы клиенты были довольны»

В 1984 году он решил реализовать еще одну инициативу, объединив усилия с двумя другими сотрудниками GVO — Джеффом Смитом и Джерардом Фурбершоу, а также еще одним дизайнером, Питером Лоу. Они собрали все имевшиеся у них деньги (около 5000 долларов) и арендовали уголок на бывшем вертолетном заводе. Также они взяли напрокат копировальный аппарат и купили один на всех компьютер Apple IIc. Свою компанию они назвали Lunar Design: лунный свет в английском языке ассоциируется со вторым местом работы — «халтурке», которую зачастую приходится делать по ночам. Название предложил Бруннер, который в то время параллельно продолжал работать в GVO.

Время было выбрано идеально. В середине восьмидесятых обитатели Кремниевой долины только начинали заниматься потребительскими товарами, что привело к тому, что спрос на услуги таких дизайнерских компаний, как Lunar, был очень высоким. GVO тоже сумела предложить что-то новое: в то время большинство компаний в Кремниевой долине управлялось инженерами, не имевшими никакого опыта работы в сфере дизайна.

«Мы не были никакими пророками или провидцами, — говорит Бруннер, — но получилось так, что мы оказались в нужном месте и в нужное время. Это было начало золотой эпохи Кремниевой долины. Мы начинали, когда появилась компания Frog, когда появились ID2, Matrix и David Kelley, поздней переименованная в IDEO. Все это происходило в то время, когда мы начинали. Это было потрясающее время для создания новых компаний в Кремниевой долине»

К 1989 году Lunar уже накопила солидную базу клиентов и имела серьезные успехи. В число клиентов входила компания Apple, которая попросила Бруннера поработать над несколькими специальными проектами, в числе которых разработка дизайна преемника первоначальной модели Macintosh. Проект, получивший кодовое наименование Jaguar, впоследствии эволюционировал в платформу PowerPC.

Когда Джони приехал познакомиться с Бруннером, он продемонстрировал ему свой концепт телефона трубчатой формы, который он создал на последнем курсе Университета Ньюкасла.

Модель не являлась простым макетом формы телефона, как в большинстве студенческих проектов. Она также включала в себя внутренние компоненты, и Джони даже продумал процесс серийного производства изделия.

«Я был очень впечатлен, — заявил Бруннер. — Дизайн по-настоящему определял предмет и превращал его в удобное в использовании устройство. Однако больше всего меня поразило то, что я увидел, после того как он разобрал модели: внутри я увидел компоненты. Никогда еще я не видел, чтобы студент создал такой великолепный предмет, да еще и полностью продумал его работу. Это было невероятно. Джони даже высчитал необходимую толщину деталей и продумал то, как они будут производиться в формовочной машине под давлением»

Бруннер говорит, что плоды трудов Джони были не только лучшими студенческими работами, которые он видел, но они также могли составить конкуренцию произведениям тогдашних мастеров Кремниевой долины.

«Это было поразительно: молодой человек только что закончил вуз и еще не имеет никакого опыта работы, но уже демонстрирует огромный интерес к тому, как вещи работают, — говорит Бруннер. — Большинство выпускников обычно главным образом заинтересованы в форме и облике, и немногих волнует то, как все работает. Лишь единицы способны создавать нечто дерзкое и интересное, да и еще и пытаться понять то, как заставить это работать. Как промышленный дизайнер, вы должны придумать великолепную идею и перенести ее в этот мир. Но вы не сможете оттачивать свое мастерство, если вы просто создаете красивую форму и останавливаетесь на этом»

Бруннер был так впечатлен, что поговорил с Джони о возможности его трудоустройства в Lunar. Бруннер рассказывает, что это было не просто официальное приглашение, а признание его талантов и выражение чести, связанной с перспективой привлечения на работу такого специалиста. Однако Джони отказался и сказал, что дал обещание вернуться в Лондон, чтобы работать в компании RWG, которая спонсировала его обучение в колледже. Это был не единственный подобный разговор, который Джони провел во время своей калифорнийской поездки: несколько других компаний также предпринимали попытки заманить его в свой штат.

Спустя несколько лет Бруннер сделал шаг в сторону их будущего воссоединения с Джони. Через несколько месяцев после визита Айва Бруннер был нанят на работу компанией Apple. Там он открыл первую в компании студию дизайна, заложив фундамент для работы, которая вознесет Apple на вершину дизайнерского олимпа. Через некоторое время именно в своей новой должности Бруннер предпримет вторую попытку привлечь Джони на работу.

После возвращения в Великобританию Джони передал в RSA отчет о своей поездке. Он отметил, что визит в Сан-Франциско принес ему много приятных впечатлений.

«Я сразу влюбился в Сан-Франциско и надеюсь на то, что когда-нибудь в будущем смогу туда вернуться», писал он.

Продолжение следует.

Лиэндер Кэни. «Джони Айв»

Предисловие
Глава 1. Школьные годы
Часть первая
Глава 2. Британское дизайнерское образование
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Глава 3. Жизнь в Лондоне
Часть первая
Часть вторая

Джонатан АйвКниги на iPad