Музей Apple: прошлое, которого нет

«Но чем дальше, тем будет быстрей;

Все помнят отцов, но зовут матерей;

И они говорят, что у них веселей —

В доме, в котором не гасят огней…

Но, чтобы стоять, я должен держаться корней».

БГ

Помните? На прошлой неделе мы писали о том, что Apple нужно открыть корпоративный музей в новом кампусе. Об этом разом заговорили сразу все — TUAW, Forbes, CultOfMac и другие заинтересованные хроникеры Apple. Правда, история утонула во всеобщем веселье по поводу кинопроб Эштона Катчера на роль Стива Джобса, но есть возможность ее реанимировать.

Музей Apple

Мнения с CultOfMac и Forbes разделились на два лагеря. Один поддерживает идею музея Apple, другой говорит о том, что «Apple никогда не сделает подобного, поскольку не оглядывается назад.

«Apple никогда не жила прошлым. С чего бы ей начинать делать это сейчас?»

«Я бы предпочел увидеть историю Apple в широком контексте в рамках Музея компьютерной истории. Разместить подобный музей в штаб-квартире корпорации, как и полагал Джобс, отвлекало бы — глаза сотрудников должны смотреть в будущее, а не в прошлое».

«У Apple был музей. В 1996 году. Когда вернулся Стив, он разнес его в щепки, потому что какой смысл жить в прошлом? День, когда Apple откроет музей, станет концом ИСТИНЫ, если не найдется другого Стива, способного спасти компанию».

«Мне нравится идея, но думаю, Apple никогда не пойдет на это. Полагаю, что у компании есть институциональное предубеждение против оглядки в прошлое». — Джон Грубер.

«Единственная проблема Apple заключается в том, что она никогда не оглядывалась. Я разговаривал с сотрудником Apple — они отправили все старые Mac в Стэнфорд», — Дэвид Спаркс (David Sparks), macsparky.com.

«Я спрашивал у Apple, им это не интересно», — из письма Оррина Махони (Orrin Mahoney), вице-мэра города Купертина.

Если руководство Apple будет следовать мнению Стива Джобса о том, что компании нужно смотреть только вперед, возникает своеобразный парадокс.

На корпоративном дне памяти Стива в среду, 19 октября прошлого года, генеральный директор Тим Кук поделился с коллегами советом, который Стив дал ему перед смертью:

«Одним из последних советов, который он дал мне и всем нам, было никогда не задаваться вопросом, что бы сделал он. “Просто делайте то, что нужно”».

Стив Джобс не хотел, чтобы Apple попала в ловушку, в которую попала компания Walt Disney после смерти своего знакового основателя. Стив не хотел повторения истории «Что бы сделал Уолт?». Джобс хотел, чтобы Тим и команда Apple принимали свои собственные решения. Решения, которые основаны на текущих событиях, текущей информации и, возможно, инстинктивные.

Стив не хотел, чтобы Apple продолжала слепо идти проторенной дорогой без постоянной оценки ситуации. «Что бы сделал Стив?» (ЧБСС) — это мышление ошибочно. Именно поэтому политика «никогда не оглядывайтесь» может быть неправильной для нового руководства Apple.

Новый кампус Apple (который станет частью наследия Стива Джобса) это отличная возможность для руководства Apple оглянуться и увековечить вмятину, которую они сделали на теле Вселенной. Стив Джобс оставил неизгладимый след в обществе, и его уход сделал его частью истории. Наследие Джобса будет жить вечно, почему бы для этого не создать специальное место в штаб-квартире Apple?

Идея отказа от музея в принципе соответствует старому мышлению. Это все равно, что вести себя так, как если бы Стив Джобс был здесь. Проблема может стать камнем преткновения для руководства Apple, но Тим Кук уже успел продемонстрировать, что он не особо полагается на стандарты прошлого, о чем свидетельствует недавно начатая выплата дивидендов. Объявляя их, Кук подчеркнул, что Apple главным образом фокусируется на инновационных продуктах, и что будущее компании будет весьма красочным.

Один из авторов CultOfMac отправил ссылку на обсуждаемый вопрос каждому из членов руководства Apple. Неудивительно, что ответа он не получил. Вполне возможно, что некоторые прошли по ссылке и прочитали тему. Кто-то может даже поддержать идею музея, но не публично.

Одним из основных аргументов стал этот:

«Я хотел бы посетить однажды новый кампус, и думаю, многие меня поддержат. Архитекторы, художники, студенты, туристы и просто любопытствующие. Новый кампус станет основным пунктом назначения, и Apple должна осознать это, и что более важно — принять».

Когда Стив Джобс представлял проект нового кампуса в городском совете Купертино, он сказал следующее:

«Спасибо всем, я думаю, мы построим лучшее офисное здание в мире. Я даже думаю, что многие архитекторы-студенты будут приезжать сюда, чтобы посмотреть на него. Это было бы хорошо».

Все понимают, что грандиозный кампус станет Меккой для любителей техники и истории Apple. Руководству Apple стоило бы уже сейчас задуматься над реализацией проекта музея.

Оррин Махони (Orrin Mahoney), вице-мэр Купертино, сообщил следующее:

«Я спрашивал у Apple, им это не интересно, но я пытаюсь создать коалицию заинтересованных сторон в Купертино. Она включает Rotary Club, Торговую палату Купертино, Историческое общество Купертино и сам город Купертино. Мы также долго обсуждали вопрос с Музеем компьютерной истории в Кремниевой долине».

Идея, конечно, замечательная, но при всем уважении к мистеру Махони, согласиться с ним нельзя. Это неправильный путь. Они не смогут заставить Apple построить музей, да и не хотел бы я ехать в музей Apple в Купертино. Я хочу в новый кампус и хочу увидеть там официальный Apple Museum.

Если вы полагаете, что корпоративный музей это сложная и бесполезная затея, есть живой пример того, как постоянные инновации прошлого увековечились в будущем. Этот музей куда старше Apple, но с точки зрения культурного влияния я бы назвал эти два института равными. Я говорю про музей Mercedes-Benz.

Молния! Как пишет автор CultOfMac, после второй статьи, разосланной руководителям Apple, ему ответил Фил Шиллер:

«Не думаю, что это хорошая идея для Apple. Мы ориентируемся на изобретения будущего, а не на возвеличивание прошлого. У других хорошо получается собирать, хранить и демонстрировать исторические элементы. Но мы не хотим быть такими».

Переписка продолжилась:

«Спасибо за ответ. Но если у вас будет время, взгляните с другой точки зрения — посмотрите на музей Mercedes (да, он на Flash, смешно, простите). Это пример инновационной компании, очень дальновидной, но при этом хранящей свое прошлое и помнящей его. Компания использует свое наследие, чтобы продемонстрировать свою инновационность и способность опережать свое время в любую эпоху. Это источник вдохновения для сотрудников, а не повод почивать на лаврах».

И вдогонку:

«О нет, я видимо дал вам неправильный образ. Если вы еще читаете мои письма, то я просто хочу сказать, что слово «музей» не самое лучшее. Жаль, что я не нашел ему лучшую альтернативу. Музей Mercedes еще больше усугубил дело, поскольку дал вам понять, что я говорю о некоем пространстве, где будут представлены устройства и компьютеры Apple.

В первую очередь я имел в виду центр для публичного посещения, который будет рассказывать об истории Apple. Галерея истории Apple, в которой будут люди-основатели, люди, взрастившие компанию. Музей Mercedes хорош, но для Apple это плохой пример, поскольку Mercedes демонстрирует здоровое отношение к прошлому. Стив Джобс очень скоро останется только в прошлом Apple.

Спасибо, Фил».

Источник: cultofmac.com, специально для ресурса письмами и мнениями поделился Дэвид Грилиш (David Greelish), компьютерный историк и президент Atlanta Historical Computing Society.