Серые будни Apple без Стива. В Купертино тосковали по великому оратору

16

Стив Джобс и Билл Гейтс в 1985 году

Два великих человека, Стив Джобс (слева от читателя) и Билл Гейтс (справа от читателя) в Нью-Йорке в 1985 году. Именно в этом году Биллом Гейтсом и была выдвинута идея о лицензировании Mac OS для сторонних компаний. Фото из коллекции ресурса «Mac-history.net»

У Стива Джобса был редчайший во все времена дар убеждать людей, которым могли похвастаться далеко не все руководители Apple. В 1993 году компанию возглавил выдающийся во многом человек, который, к сожалению, не умел вызывать энтузиазм публики. Он превосходно знал, чего ожидают от компании потребители, но не умел облечь в красивые слова свои правильные в целом мысли. По этому поводу хотелось бы поинтересоваться мнением наших уважаемых читателей. Как вы полагаете, что важнее, умение правильно мыслить и действовать или способность красиво излагать? Иными словами, что важнее, привлекательная форма или надежное содержание?

Превосходство формы изложения над содержанием выступления

Майкл Шпиндлер начал свою деятельность в качестве генерального директора Apple c урезания льгот сотрудникам. Тем временем пресса очень редко вспоминала о некогда славной компании. В те времена Apple, как никогда, не хватало пылкого оратора, который внушил бы компьютерной отрасли и потребителям мысль о том, что с компанией все в полном порядке. К сожалению, Шпиндлер не обладал умением говорить с публикой. Первые четыре месяца своего пребывания в должности главы компании он и вовсе не выступал перед широкой аудиторией.

Свою первую речь перед аудиторией он произнес 20 октября 1993 года на конференции Seybold Conference. Это был полный провал. Шпиндлер не сумел внушить публике любовь к компании, но даже хоть сколько-нибудь заинтересовать ее. Говорил он монотонно, зачитывая заранее заготовленную речь и этим ограничивался. Не всем дан дар слова, способного увлечь людей. Новый глава великой компании был лишен этого дара.

Репортеры жаждали информации о новых продуктах Apple, а Шпиндлер просто повторял старую пластинку о превосходстве «Макинтошей» в издательском деле и о существенно повышенной производительности PowerPC-машин. Одним словом, информация была ценной, но подавалась скучно.

Выступление нового лидера Apple длилось девять минут. Шокированные пресной речью репортеры стали задавать язвительные вопросы, и спустя три минуты преследуемый корреспондентом Шпиндлер поспешил покинуть здание.

Идея Билла Гейтса тревожила умы

Шпиндлер прекрасно понимал, что может пойти компании на пользу, но не располагал достаточной силой для проведения решительных реформ. Шпиндлер осознавал необходимость повышать долю рынка «Макинтошей», как это делал до него и Джон Скалли. Надо сказать, что к тому времени доля Apple на рынке персональных компьютеров возросла с 7,5% до 9,5% и нового гендиректора не оставляла надежда еще более увеличить ее.

Он был уверен, что если доля рынка компьютеров компании может достигнуть даже 15%, то в дальнейшем привлекать новых разработчиков и пользователей станет легко и просто. Если же из этого ничего не выйдет, то и потребители, и разработчики предпочтут не связываться с малораспространенной альтернативной платформой и обратят свои взоры в сторону заполонивших рынок недорогих ПК на базе Windows.

У Apple был один выход, который позволил бы компании всерьез потягаться с Windows. Состоял он в том, чтобы лицензировать Mac OS для сторонних компаний. Это противоречило знаменитому подходу Apple, суть которого сводится к созданию программно-аппаратных комплексов, а не разрозненных продуктов. Но именно этот путь мог серьезно расширить долю Apple на рынке компьютерных операционных систем.

Самым рьяным поборником этого решения был Билл Гейтс, который сделал Apple это предложение еще в 1985 году, когда техногигант из Купертино испытывал трудности. Гасси эту идею гневно отверг, но она продолжала витать в воздухе. В 1993 году Apple столкнулась с непростой ситуацией. Она не могла снизить цены на свои компьютеры до уровня Compaq и Packard Bell, а значит не могла всерьез конкурировать на рынке. Шпиндлеру предстояло принять решение.

Стив Джобс любил пользователей Apple

Сооснователь и легендарный лидер Apple Стив Джобс на фоне лозунга: «Мы любим наших пользователей. Оставаясь нашими пользователями, они вознаграждают нас». Фото из коллекции ресурса «Ibtimes.com»

Усвоены ли в Купертино уроки прошлого?

Каким стало это решение, мы узнаем в следующей части повествования. Сейчас имеет смысл задуматься вот над чем: права ли Apple в своем упорном нежелании лицензировать свои программные платформы для сторонних разработчиков устройств? С одной стороны, это позволяет компании обеспечивать максимальную совместимость программной и аппаратной стороны, с другой же, препятствует ей охватить значительную долю рынка в долгосрочной перспективе.

Перенесемся на двадцать лет вперед, в наш 2012 год. Сейчас Apple лидирует на рынке планшетных устройств. Но что будет завтра? Android все увереннее чувствует себя на этом рынке. С другой стороны приближается новая угроза, Windows 8, операционная система Microsoft, способная работать на планшетах. При всей популярности эппловских устройств, компания выпускает, фактически, только одну модель, которой приходится сдерживать натиск десятков, а то и сотен соперников.

Опыт прошлого показывает: кратковременное лидерство не гарантирует постоянного доминирования. У купертиновской компании есть только один выход: раз за разом выпускать такие новые устройства, которые полностью меняют картину мира. В первом десятилетии двадцать первого века Apple это удавалось. У ее руля стоял великий Стив Джобс, и великолепные новинки появлялись одна за одной.

Сегодня трудно даже представить себе мир без iPhone и подобных ему смартфонов, без планшетов и, тем более, без устройств с поддержкой воспроизведения музыки, начало которым было положено в 2001 году с дебютом MP3-плееров iPod. Сумеет ли Apple сохранить прежние темпы инноваций? Этот вопрос занимает не только экспертов, но и всех неравнодушных к высоким технологиям. Так уж повелось, что новые категории цифровых устройств исходят именно из Купертино, что обеспечивает устойчивый интерес ко всему, что относится к великой компании, расположенной в этом небольшом городке.

Содержание цикла «Майкл Шпиндлер в кресле легендарного Стива»
Часть 1. Великий стратег, шагающий к власти
Часть 2. Марш инженеров в поддержку Гасси
Часть 3. Windows наносит сокрушительный удар
Часть 4. IBM. Альянс с соперником
Часть 5. PowerPC. Становление традиции
Часть 6. «Дизель» спас Apple от разрушения

Содержание цикла «Серые будни Apple без Стива»
Яблоко досталось другому
Плата за пищу и спорт

Содержание цикла «Главы о звездном главе Apple»
Часть 1. Apple Store: Путь из бездны краха к пику триумфа
Часть 2. Photoshop помог Apple в трудные дни

По материалам:
1. Lowendmac.com, «Michael Spindler: The Peter Principle at Apple», Том Хормби, 6 апреля 2006 года
2. En.wikipedia.org, «Michael Spindler»
3. Nytimes.com, «Apple Expects It Will Lose $700 Million», Джон Марков, 28 марта 1996 года
4. Nytimes.com, «An ‘Unknown’ Co-Founder Leaves After 20 Years of Glory and Turmoil», Джон Марков, 1 сентября 1997 года
5. Xtimeline.com, «Michael Spindler replaces Sculley as CEO», 18 июня 1993 года
6. Ibtimes.com
7. Mac-history.net

16 комментариев

  1. 0
    crabmonster

    Просто Джобс занимался любимым делом, сложностей с подбором слов у него не было.

  2. 0
    Glazierr

    У Гитлера тоже
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0
    Андрей

    И он тоже занимался любимым делом )))
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  4. 0
    crabmonster

    А помните его знаменитые яблочные путчи?

  5. 0
    iSergick

    Шпиндлер — бездарность, которая просто удовлетворяла всех ТОП менеджеров Аппле на тот момент. Все это прекрасно описано в книжке, которая вышла десяток лет назад на русском:

    http://www.labirint.ru/books/299627/

    не понимаю, тут на сайте родственник Шпиндлера что ли завелся? Зачем черного кабеля отбеливать? Шпиндлер во многом виноват в том, что случилось с компанией до прихода нашего Великого Дедужки.

  6. 0
    AlexEVG

    Улыбнула фотка 🙂 Рядом с Джобсом выглядит как абитуриент!

  7. 0
    Павел

    Дорогой автор, к Вашему сведению Стив Джобс — лучший оратор 20-начало 21 века. Поэтому ваша фраза, о том что он не мог донести свои продукты до потребителей — полный абсурд.

    • 0
      AlexEVG

      Павел, лучший оратор 20-начало 21
      ——————————
      Это кто его провозгласил лучшим?
      Если говорить о 20 веке, то дедушка Адольф всяко получше был 🙂 Выступать с пропагандой идей национал-социализма и прочего, это вам не телефон на конференции впаривать, тут уровень и последствия на порядок выше и серьёзнее!

      • 0
        Брюс Уиллис

        AlexEVG, Хороший коммент )))

      • 0
        Павел

        AlexEVG, На самом деле на сегодняшний день проще «впарить» утопичные социал-националистические идет электорату, нежели продать ему абсолютно новый продукт…
        А прелесть джобса была как раз в том, что он не давал повода думать, что вам это не надо, или это не ваш продукт. Он просто заранее отвечал, на еще не возникшее вопросы например как : «а надо ли мне этот iphone и что это» (2007г.). Ведь после конференций такого вопросы уже не было — вы его просто хотели, даже не потрогав.

    • 0
      Довбня Олег

      Павел, Уважаемый Павел! Речь о Шпиндлере.

  8. 0
    Hezashi

    На примере айфона выходит, что форма важнее содержания. Потому что сам айфон УГ, но так как его красиво преподносят, многим он почему-то нравится…

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий