Apple и рынок автомобилей. Часть 1

На протяжении последних двух лет аналитики непрерывно говорят о выходе Apple на рынок телевизоров. Считают, что это будет наиболее вероятный новый рынок для компании. Тем не менее, есть совершенно другие факты, которые указывают на то, что очередным крупным шагом для iOS будет выход на автомобильный рынок. Проявления разработки этого вопроса всплывали в разное время, например, Apple искала специалистов, а мы уже рассуждали на тему iмобилизации.

Колесо

Эдди Кью, глава отдела Apple по программному обеспечению и сервисам в Интернете, недавно взял под свое управление инициативы Siri и собственных карт купертиновцев (которые ранее были в компетенции Скотта Форстолла, недавно уволенного).

Кроме того, Кью попал в совет директоров Ferrari, который отметил опыт Кью в интернет-коммерции в качестве основной причины для приглашения. Связь Кью и автомобильной компании — не единственный момент, указывающий на грядущий рынок автомобилей как полигон для разработок Apple.

Эдди Кью

Siri и Apple Maps, относительно недавно появившиеся на рынке, являются частью кампании по интеграции iOS в автомобильную индустрию, а также логичным продолжением программы «Made for iPod», которую Apple разрабатывает более десяти лет.

В прошлом году Siri выдвигалась на роль кандидата, который может предложить Apple 100 миллиардов долларов. Это выразилось в том, что отдел по разработке голосового ассистента занял очень большое пространство в среде Apple, но это практически ни к чему не привело. Siri не обосновалась в телевизорах Apple. «Умные» телевизоры с активным голосовым управлением и коробочки для видеоконференций (наподобие FaceTime) не приносят денег создателям.

До нынешнего момента Apple никоим образом не проявляла свою работу в плане вовлечения Siri в сферу телевидения. Зато программа Eyes Free, представленная этим летом, должна помочь водителям автомобилей управлять своим транспортным средством посредством Siri.

Эта презентация, в свою очередь, совпала с инициативой Американской национальной администрации по обеспечению безопасного движения, которая прошла под знаком «водители, меньше отвлекайтесь за рулем». Считается, что смертность на дорогах напрямую связана с использованием мобильных телефонов во время вождения.

В больших комнатах мало возможностей для роста

Apple TV

Несмотря на рост слухов о телевизоре Apple в последние два года, которые не находят подтверждения, мы очень мало говорим о потенциале «яблочной» корпорации на рынке автомобилей. Это странно, если учесть возможный доход с одного и другого рынка, спрос на технологии Apple, уровень интеграции iOS там и здесь, а также работу компании, проведенную в одном и другом направлении.

В октябре 2006 года Стив Джобс невзначай показал прототип новой приставки Apple TV. Несколькими месяцами спустя на презентации оригинального iPhone в начале 2007 года она была представлена официально.

С тех пор, если iPhone стал визитной карточкой Apple и популярнейшим в мире продуктом, Apple TV осталась «хобби», хоть и «любимым» хобби компании, продажи которой сейчас можно сравнить с Mac в 2006 году хотя бы в количественном эквиваленте.

Маржа 100-долларовой установки намного меньше, чем у Mac сейчас, что оставляет компании не так много места для разворота коммерческой эксплуатации своего лидерского положения в продаже коробочек для TV. Что примечательно, в отличие от MP3-плееров и смартфонов, ни телевизоры, ни приставки к ним, ничто из этого никогда не было особо прибыльным.

Это напрочь убивает идею того, что Apple будет агрессивно продвигать iOS на рынок телевидения, где устройства теряют миллионы (как TiVo) или даже миллиарды долларов (Xbox от Microsoft, HD-DVD и Blu-ray, PlayStation 3), просто пытаясь создать платформу для продажи программного обеспечения или служб подписки через телевидение.

Это не значит, что Apple не может делать деньги на рынке, где конкуренты потерпели неудачу. iPad стали популярны после десятилетней стагнации планшетов Microsoft. И даже тремя годами позже Apple все еще продает огромное количество устройств, пока ее «любимый враг» продвигает стратегию Xbox, теряя деньги на аппаратном обеспечении в надежде, что однажды будет продавать программы и собирать барыш с подписок.

Концептуальное авто от Apple

Nokia и большинство производителей Android-смартфонов тоже теряют деньги, другие пытаются продавать бюджетные нетбуки и ноутбуки, в то время как Apple просто назначает свою цену за технику премиум-класса. А вот на рынке телевизоров даже «яблочной» компании с ее недюжинными выжимными способностями будет нелегко делать деньги.

Вместо этого компания продолжает зарабатывать минимум на Apple TV, предлагая ее в качестве аксессуара с функцией воспроизведения контента iTunes и беспроводного потокового воспроизведения видео с Mac и iOS-устройств через AirPlay. На фоне стремительного развития iPod, iOS и OS X, ресурсы, которые компания выделяет для улучшения Apple TV, очень невелики.

Автомобильный рынок выглядит как рынок смартфонов до появления iPhone

В то время, как мы ломаем головы, пытаясь разделать шкуру неубитого медведя под названием «телевизоры», Apple открыто продвигается в сторону автомобильного рынка. Он, в свою очередь, сегодня напоминает рынок смартфонов до появления iPhone, а главное — выглядит куда более привлекательным, чем современный рынок телевизоров, для того, чтобы въехать в него верхом на осле.

«Умные» автомобильные продукты, начиная аудиосистемами, картами, голосовой навигацией и заканчивая информационными системами, далеко не новы. И как смартфоны 2006 года, «умные» системы для автомобилей воспринимаются людьми как предметы роскоши, зачастую работают вкривь и вкось, а также оснащены очень тусклыми пользовательскими интерфейсами.

Есть еще одно сходство со смартфонами 2006 года: рынок навигационных систем для авто представлен по большей степени финской компанией Nokia (с небольшим участием платформы Auto PC от Microsoft), продажи таких систем очень жестко контролируются автопроизводителями так же, как мобильные оператора когда-то отвечали за распространение и брендинг телефонов.

Продолжение следует.

Apple TV 4K