Корпорация Aldus. Часть третья, «Мятеж»

Несмотря на титанические усилия по диверсификации, PageMaker в 1988 и в 1989 годах продолжал приносить компании более 60% дохода. Продажи PageMaker продолжали расти.

Корпорация Aldus. Часть третья, «Мятеж». Фото.

А мир менялся. Очень скоро в текстовых процессорах стали появляться функции, до того встречавшиеся только в профессиональных издательских программах. Конкуренция в некогда спокойных уголках рынка обострялась. Время становилось все насыщеннее и интереснее.

PageMaker

В 1988 году вышли новые версии главной головной боли корпорации Aldus. PageMaker 3.0 для Mac’ов вышел в апреле, и, по сравнению с предыдущей версией, новая подорожала на 100 долларов, до 595. В мае вышел PageMaker 3.0 для Windows. Тоже подорожавший, на те же 100 долларов, до 795. “Писишный” PageMaker требовал уже Windows 2.0. О том, чем третье поколение делателей страниц отличалось от предыдущих, ничего особо интересного, увы, сообщить не могу.

Чуть позже, в том же году, вышел PageMaker 3.0.1 – для операционной системы от IBM, на жаргоне российских разработчиков именовавшейся “полуосью”. Ничего оскорбительного при этом не подразумевалось, система была неплохая, просто её официальное название было OS/2. На “литературном русском” – “ос два”. Был еще один жаргонный вариант – “ос пополам”.

Корпорация Aldus. Часть третья, «Мятеж». PageMaker. Фото.

Если бы не не совсем честные действия Microsoft, для которой утрата единоличного контроля за рынком операционных систем для IBM PC была смертельно опасна, OS/2 вполне могла бы дожить до наших дней и, возможно, стать тем, чем впоследствии стала Windows. По состоянию на 1988 год OS/2 была чище, богаче функциональностью и вообще…

Но Microsoft можно было понять. Вопрос жизни и смерти, не до сантиментов. Для IBM же этот проект был всего лишь еще одним, и далеко не самым важным.

От PageMaker 3.0 для Mac’а и Windows версию для OS/2 отличало массированное применение многопоточности, что заметным образом повышало видимое быстродействие программы, создавая иллюзию высокой эффективности. А, как известно, из быть и казаться самое главное для покупателя – второе. Даже для грамотного в своей непростой области профессионала.

Диверсификация

Расширение продуктовой линейки было приоритетной целью компании, и оно успешно продолжалось. В 1988 году у индивидуального разработчика (фрилансера, как сказали бы сейчас) Питера Полаша компания приобрела права на программу подготовки презентаций Persuasion. Это древний предок MS PowerPoint и Apple Keynote.

Фокусов Persuasion знал меньше, чем его потомки, но зато программа “весила” раз в сто легче, весь комплект умещался на нескольких дискетах, причем сама программа – на одной. Еще одну занимал рантайм, программа, умеющая только презентовать презентации, но не редактировать их. Оба “исполняемых файла” могли бы уместиться и на одной – но предполагалось, что презентатор захочет брать с собой на выступление только рантайм, чтобы случайно не переключиться в режим редактирования.

Остальные дискеты содержали огромный набор картинок, на все случаи жизни, подборки звуков и шрифтов, примеры презентаций (на основе которых даже “на коленке”, в поезде или в самолете, а то и метро можно было успеть приготовиться к выступлению).

Persuasion работал быстро и надежно, обучиться всем его тонкостям можно было методом проб и ошибок в процессе составления первой презентации, не читая учебники (которые тоже поставлялись в комплекте) и даже не особенно напрягаясь.

Питер, по-видимому, в состав Aldus включаться не захотел. Он стал одним из учредителей компании Arabesque, в Кёркланде, штат Вашингтон, и к Persuasion уже не возвращался.

Persuasion 1.0 предлагался только для Mac’ов и стоил 495 долларов (если у кого-то другие сведения, сообщите – нашел данные о цене только в источнике, который уже не раз пытался меня обмануть). В ноябре 1989 года вышел Persuasion 2.0 для Mac’ов, а немного позже (в 1991-м, про “немного позже” я попытался пошутить) – версия для IBM. Видимо, сразу для Windows и для “оси пополам”.

Корпорация Aldus. Часть третья, «Мятеж». Диверсификация. Фото.

Новые версии Persuasion выходили до 1997 года (после 1994-го программа разрабатывалась Adobe Systems).

Диверсификация шла полным ходом, а вот с выпуском новинок компания все чаще и чаще запаздывала, апгрейды постоянно откладывались, что-то явно шло не так, и атмосфера в компании накалялась.

В 1989 году ситуация стала невыносимой.

Мятеж

В мае 1989 года, неожиданно для Пола Брейнарда, два руководящих сотрудника Aldus, главный маркетолог и главный дизайнер, заявили о желании её покинуть. Оба принимали участие еще в создании PageMaker.

Оба бунтовщика объяснили причины своего решения – то, что было очевидно почти всем в компании, кроме её главы.

Он хорошенько подумал и принял правильное решение. Но, скорее всего, было уже слишком поздно что-то менять. Все для провала компании уже было сделано и ждало своего часа.

Пол Брейнард признал свои ошибки и справедливость критики. Назначил новых главных специалистов, прекратил управление повседневной деятельностью компании, передав его группе заместителей, и занялся тем, на что у него раньше не хватало времени. Поиском идей для разработки новых продуктов. Никаких прорывных идей у него так и не появилось, но зато теперь никто не вмешивался в работу подчиненных, сбивая их с толку.

Несколько зависавших уже не первый год проектов сдвинулись с мертвой точки: цветная версия PageMaker и японская локализация для него же. Оба проекта были завершены к концу 1989 года. И вообще, все заработали как-то повеселей.

Говорят, что “мятеж не может быть удачен, тогда бы звался он иначе”, но на революцию случившееся в мае 1989 года никак не тянет. Удачный мятеж. И явно не исключение из правил, такое точно случалось, и не раз.

Еще один год, еще одно удвоение доходов компании (достигших примерно 170 миллионов долларов), опять больше половины поступлений принес PageMaker…

Приобретение Silicon Beach Software

В начале 1990 года Aldus Corporation приобрела Silicon Beach Software, целую компанию с целым набором замечательных программ, вместе с людьми, создавшими эти программы. А причин у этого приобретения две, и они самые банальные: Silicon Beach Software гениально разрабатывала программы и представляла значительный интерес для всех, кто мечтал о расширении линейки продуктов, — это раз; и Silicon Beach Software, основанная в том же 1984 году что и Aldus, так и не научилась превращать свои таланты в доллары – не всем дано, для этого тоже нужен талант — это два.

Про эту компанию и Сан Диего, город на юге Калифорнии и на самой мексиканской границе, до города Тихуана на другой ее стороны всего ничего, я напишу отдельно.

Корпорация Aldus. Часть третья, «Мятеж». Приобретение Silicon Beach Software. Фото.

Здесь ограничусь только рассказом о приобретениях Aldus. Линейка продуктов почти удвоилась и стала намного интереснее.

Во-первых, в результате приобретения в компании появилось новое подразделение, Aldus Consumer Division, для разработки и выпуска программ “для потребителя”, или: как что-то вроде этого называли в советских НИИ, “ширпотреба”:

  • Digital Darkroom, вообще-то редактор черно-белых фотографий, инновационный продукт, особенно поражало его умение имитировать градации серого на матричных принтерах. Программа вышла в свет в 1987 году, и, кроме инноваций для конечных пользователей, в ней в первой из Mac’овских программ была реализована архитектура плаг-инов. Кстати, и сам термин “плаг-ин” первым ввел в обращение один из разработчиков программы, Эд Бомке.
  • PersonalPress, предельно простой, предназначенный для обычных людей, “наборщик” для настольной издательской системы; PageMaker для дилетантов. Впоследствии — Adobe Home Publisher.
  • Super3D, программа трехмерного моделирования.
  • SuperCard, среда для создания мультимедийных приложений, созданная по мотивам Apple HyperCard, но существенно более продвинутая; SuperCard мне не понравился, он был богаче технически, но чего-то важного в нем не хватало. Возможно, я просто не имел с ним реального дела, только смотрел.

Как Digital Darkroom, Super3D и SuperCard попали в “ширпотреб” – ума не приложу.

Во-вторых, одна из программ от Silicon Beach Software заслужила право быть включенной в область ответственности Graphics Division, где числился сражающийся FreeHand (как я уже писал, Aldus FreeHand разрабатывался в Техасе, в нескольких тысяч километров от Сиэтла).

SuperPaint, программа, объединявшая в себе редакторы растровой и векторной графики, с очень простым переключением между векторным и растровым наборами инструментов, обычным Mac’овским пользователям тех лет суть этой программы объяснялась еще проще: это сразу MacPaint и MacDraw. Это вторая из Mac’овских программ с архитектурой плаг-инов.

Я видел десятки программ, разработчики (и продвигатели) которых утверждали, что они практически то же самое, что SuperPaint в свое время… Но ничего на уровне SuperPaint и хотя применимого в том же стиле, к какому я привык, я так и не нашел.

Вернемся к Aldus: многие из вновь приобретенных программ неплохо продавались, но до PageMaker им было далеко.

У Silicon Beach Software было еще несколько программ, некоторые из которых интереснее попавших в продуктовую линейку Aldus, которые исчезли в момент поглощения, время от времени появляясь в виде реплик или подражаний на разных платформах. О некоторых из них надо рассказать, для чего и собираюсь написать про Silicon Beach Software отдельно.

В следующей части начнутся драматические события.

Продолжение следует.

Microsoft OfficeИстория AppleСтив Джобс