После WWDC: затмение 1988 года

2

WWDC 1988 почти не оставила следов в “яблочных” СМИ того времени. Никаких загадок, в феврале того же года в Далласе состоялась конференция Uniforum, она и затмила WWDC. Apple и Unix, 30 лет назад?

Apple Computer объявила на Uniforum 1988 года собственную Unix-подобную операционную систему, A/UX. Архивраг Apple, прогресса и всего человечества, IBM, одновременно с Apple (в зале двумя этажами выше), объявила AIX, свою Unix-подобную систему. А еще, и это не ускользнуло от внимания журналистов, Apple и IBM проявили друг к другу особый интерес. Любовь?

“Отношения” IBM и Apple достойны поэзии и высокой прозы, в них было все. От ненависти до любви и обратно. Углубляться в эту тему не будем, отложим её до другого раза.

Uniforum 1988 года был очень важен и для Unix, превратив постепенное и почти невидимое широким компьютерным массам проникновение Unix и Unix-подобных систем в индустрию персональных компьютеров в открытое агрессивное вторжение.

Загадка рождения

Возникают вопросы.

Во-первых, в Apple Computer второй половины 80-х годов никто не занимался переносом Unix на Mac. Этим занимались разработчики операционной системы для BigMac, одного из самых любимых проектов Стива Джобса, но его уход поставил на этом проекте крест. Все, кто имел отношение к BigMac, в 1985 году или покинули Apple, или перешли в другие проекты. Откуда у Apple в 1988 году взялась пусть и сыроватая, но настоящая Unix-подобная система?

Во-вторых, руководство компании в это самое время еще не до конца понимало важность операционных систем для благополучия компании. Я сомневаюсь, что Джон Скалли знал о существовании Unix и Unix-подобных систем – не говоря уже о понимании им значимости этих явлений природы. Кто и когда дал команду и выделил финансирование?

С A/UX мне приходилось пересекаться не раз, но её происхождение и другие подробности её судьбы меня тогда не интересовали – жаль. Один из сотрудников компании, в которой я тогда работал, принимал участие в её создании, но он никогда не работал на Apple. Я мог бы столько всего узнать!

Но ответы на эти вопросы удалось найти и без полевого допроса свидетелей.

Начну с ответа на второй. A/UX – порождение кошмара, охватившего Скалли и его ближних соратников, когда ушедший в никуда и в депрессию Стив Джобс основал NeXT Software, а в индустрии пошли слухи о его намерении скрестить персональный компьютер с Unix.

На срочно созванном совещании было принято решение разгромить выскочку на его поле, создав свой, “правильный” Unix. С графическим пользовательским интерфейсом Mac’а, о котором и в самом деле (что бы ни понаписали в конце 90-х критики Apple) мечтали едва ли не все лидеры индустрии, и с не совсем понятными дилетантам, но многообещающими, по мнению экспертов, “сверхспособностями” Unix.

Для создания сверхоружия решили обратиться к специалисту, к компании UniSoft. С 1981 года до конца 90-х UniSoft зарабатывала на жизнь переносом Unix на разные платформы, у нее не было достойных соперников – и брала она за свои услуги недешево.

Кроме того, с 1985-го UniSoft разрабатывала для Open Group инструментарий для проверки соответствия Unix’ов стандарту X/Open. Другими словами, насколько тот или иной Unix на самом деле Unix. У Apple была (теоретическая) возможность заработать на федеральных программах, где на кону были огромные суммы, чтобы подступиться к ним, нужен был Unix с сертификатом о соответствии POSIX. До известия о планах Джобса это направление было закрыто, по причине неспособности компании получить такой сертификат, а тут все так удачно сложилось.

О чем и на каких условиях договорились Apple Computer и UniSoft, неизвестно. Судя по его результатам, за этот договор Apple Computer можно было бы смело поставить “неуд”. Для UniSoft это была задача, подобная десяткам уже выполненных, все подводные камни и всё, что могло случиться при её реализации, сотрудники UniSoft отлично знали, а репутация для них была очень важна.


По договору Unix-подобную систему с Mac’овским интерфейсом следовало завершить к июлю 1987 года. На UniSoft еще не были знакомы с взбалмошной дамой по имени Apple, и, скорее всего, именно из-за особенностей её характера и стиля ведения дел получилось то, что получилось.

С опозданием на 7 месяцев, A/UX 1.0 была объявлена на Uniforum 1988. Качество A/UX не соответствовало обычному для UniSoft настолько, что эта компания даже не пострадала. Все решили, что ей кто-то упорно и настойчиво мешал.

В те времена Apple отстаивала свои интересы, не считаясь ни с чем, даже с собственными интересами. Было такое, и не раз. Хотя в случае A/UX это только предположение. UniSoft сохранила подробности в тайне.

Презентация

В феврале 1988 года всем, кому это было интересно, показали чудо: на самом обычном Mac II, в обличье самой обычной System 6 (6.0.5), работал настоящий Unix. Сертификацию на звание Unix он бы не прошел, но это совершенно точно была Unix-подобная система, и овации собравшихся были уместны.

Основой A/UX стала System V, релиз 2.2, от AT&T. В конце 1988-го AT&T выпустила релиз 4, но, видимо, у UniSoft были какие-то серьезные причины использовать не самый новый релиз Unix’овой основы. В A/UX были включены элементы из SV5R3 и SV5R4 (Систем версии 5, релизов 3 и 4), и из 4.2BSD и 4.3BSD.

Виртуальная память, вытесняющая многозадачность, поддержка трех командных оболочек (Bourne, C и Korn; они же sh, csh и ksh) и многое другое. Настоящий Unix!

В одной из ближайших версий были обещаны полная совместимость со стандартом POSIX и реализация X Window System. Обещание было выполнено в A/UX 1.1, в 1989 году.

Во время демонстрации, как положено, острые углы были аккуратненько обойдены. A/UX сияла, возбуждала аппетит и надежды на волнующе прекрасное будущее. Apple в первых рядах!

Потребности “яблочного” Unix’а тоже впечатляли – он требовал как минимум 4 мегабайта оперативной памяти, для его установки требовался 80-мегабайтный диск. Естественно, для работы A/UX были необходимы процессор 68020 и PMMU-сопроцессор 68851 от Motorola.

Впечатляла и цена: за Mac II c 2 мегабайтами оперативной памяти (меньше минимальных 4 мегабайт – почему?), 12-дюймовым черно-белым монитором, 4-битной видеокартой и 80-мегабайтным жестким диском с установленной на нем A/UX 1.0 просили 8597 долларов 1988 года.

Если вычесть из 8597 долларов стоимость оборудования, цена A/UX получалась меньше тысячи долларов – коммерческие Unix’ы стоили раза в три дороже, поэтому впечатляющие цены не могли омрачить восторг.

Немного (и немногих) настораживали некоторые моменты демонстрации: например, никто и ни разу не показал несколько одновременно работающих Mac’овских приложений. И всё, что касалось Unix’а, показывали на одном Mac II, а Mac’овский интерфейс – на другом.

Когда A/UX 1.0 попала в руки жаждущих, все оказалось даже еще хуже.

Реальность

В 2 мегабайтах оперативной памяти A/UX едва могла дышать. В 4 мегабайтах даже самые элементарные задачи вызывали одышку и часто “крэшили” систему. Опытным путем было установлено, что минимальный объем оперативной памяти, при котором A/UX способна на что-то, – 8 мегабайт.

В режиме 24-битной адресации это максимальный размер оперативной памяти, которая может быть использована. Установить её можно и больше, но…

При 32-битной адресации максимальный объем оперативной памяти в 1988 году был почти бесконечным – 4 гигабайта! Нашлись даже умники, вычислившие, что оперативная память в 4 гигабайта нанесет непоправимый ущерб экологии земного шара. В Mac’е, на котором я пишу этот текст, оперативной памяти в два раза больше (прости меня, экология), этого мне еще и не хватает.

Другие умники (и я был в их числе) считали дурным тоном использовать для чтения и для изменения значений флажков блока памяти написанные для этого API. Где эти флажки располагались в “лишнем” байте адреса, знали все, даже, наверное, мой кот. Из-за этих умников экология была в безопасности, но в системе с 32-битной адресацией программы-нарушители тупо не работали.

А по-хорошему, A/UX 1.0 требовала 32 мегабайт. Или хотя бы 16. Тогда это изделие превращалось в работающее нечто. Но это все равно был “не айс”: в Unix’овой части число багов зашкаливало. Ни в одном из Unix’ов от UniSoft такого, скорее всего, не было. На их счету 225 переносов, о всех судить не могу. Если бы такое повторилось раза два или три, не было бы у них отличной репутации.

Но баги в Unix’е ерунда по сравнению с багами в “четвертой командной оболочке” A/UX, System 6. И не только с багами – с особенностями реализации, так сказать.

Для переключения между Unix’ом и System 6 надо было перезапускать компьютер. И горе вам, если вы при этом забыли сохранить незавершенное.

Одновременно могли работать только… Могла работать только одна программа для Mac’а, если повезет. Несмотря на наличие в системе MultiFinder, системной программы, с помощью которой в System 6 была реализована кооперативная многозадачность.

Вообще, в режиме System 6 глючило все, что только могло.

Для кого эта система?

Инициаторы создания A/UX, видя, с какой завистью смотрят конкуренты на графический пользовательский интерфейс Mac’ов, полагали, что Unix с таким интерфейсом станет если не бестселлером, то во всяком случае хорошенько потеснит всякие другие Unix’ы, в том числе и те, которые еще только должны выйти (NeXT).

Увы. В те времена даже Стив Джобс ошибался чаще, чем допустимо. А уж Скалли…

Пользователям Unix A/UX был интересен, но скорее как курьез. Они прекрасно обходились без Mac’овского интерфейса, и платить за него лишнее никто не хотел. К тому же Unix-станции были в разы производительнее (раза в два, как минимум) и, как правило, стоили дешевле, чем Mac’и в аналогичной конфигурации.

Для обычных пользователей Mac’ов это был явный перебор. Столько лишних сложностей и лишних ограничений – и ничего реально полезного взамен.

К тому же реальность, о которой писались не самые добродушные статьи в компьютерной прессе, была слишком суровой.

Система продавалась, несмотря ни на что – но говорить о серьезном её успехе, увы, не приходится.

Во время презентации Скалли сообщил, что в Apple уже готовы 100 000 комплектов с A/UX 1.0 для продажи. Сомневаюсь, что все эти комплекты нашли покупателя. Данных об объемах продаж этой системы нет. Во всяком случае, я их не нашел. Хорошо, если тысяч 10 смогли продать или подарить.

Первой реально продаваемой версией стал A/UX 2.0.

Продолжение следует. В следующих сериях A/UX 2.0, A/UX 3.0, MachTen (конкурент!) и Apple Workgroup Server.

2 комментария Оставить свой

  1. 0
    AndreySh

    Да, веселая была история. Все очень болели за Apple.

  2. 1

    А я и сейчас более за Apple. Спасибо Олег Вам.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий