Apple возвращается!

7

Обозреватели обсуждали недостатки и идиотизм iMac, и предсказывали ему бесславный конец, тем временем 150 тысяч клиентов уже оформили на него предварительный заказ...

Это вторая часть серии статей об iMac. Первую можете найти по этой ссылке

Успех iMac был очень важен для Apple, поэтому ни сил, ни средств, на его достижение не жалели. На его продвижение был выделен рекламный бюджет в сто миллионов долларов. Выделение такой суммы на рекламу продукта являлось большой редкостью. Но того, что случилось, не ожидал никто. Скромность Apple и неуверенность в своих силах чуть не подвела компанию. Привлекательность того, что им удалось создать, недооценили. Спрос превзошел предложение и iMac сметали с прилавков быстрее, чем их успевали производить.

Еще слишком свежи и болезненны были воспоминания о складах, забитых дешевыми и никому ненужными Performa’ами, на списание которых и ликвидацию пришлось потратить десятки миллионов долларов, в самое тяжелое и беспросветное время. Теперь нужно было срочно решать проблему внезапно возникшего дефицита, но это было проще, чем создать что-то, что вдруг оказывается нужным стольким людям. Решением был перевод завода в Фремонте на работу в три смены и открытие дополнительной линии по выпуску iMac. В итоге его получили все, кто готов был заплатить за него деньги. Как это все похоже на то, что в следующие 20 лет случалось не один раз!

Как Стив Джобс обманул покупателей

Слышали ли вы про “поле искажения реальности” Стива Джобса? Это что-то вроде магии, или гипноза. Страшное оружие, Которое Стив использовал для достижения своих целей. В 1998 году о нем писали, что он обманщик и чуть ли не жулик. Конечно, это было не только в 1998 году, но из-за iMac (которого почти никто из пишущих еще не видел), именно в этом году поток обвинений стал особенно полноводен, но повод назвать Стива обманщиком и в самом деле был.

В спецификациях iMac, озвученных Джобсом 6 мая 1998 года, в конструкции должен был быть модем, обеспечивавший скорость передачи данных примерно в 34 Кб/сек в секунду. В это трудно поверить, но в 1998 году, даже в Кремниевой долине, только у 10% пользователей компьютеров был доступ к мощным коммуникационным каналам, и хороший модем в конфигурации компьютера был очень важен.

Для 1998 года, модем был слабоват. Клиенты возмущались, или выражали сожаление. 15 августа 1998 года, в день начала продаж iMac, выяснилось, что Apple (то есть, Стив Джобс), вместо обещанного модема предлагает модем с пропускной способностью в 56 Кб/сек.


Стива обвиняли в обмане по нескольким поводам. Он называл мышь в форме хоккейной шайбы лучшей. Монитор, встроенный в iMac от тоже называл “лучшим в мире”. Монитор был обычным, но странно было бы ожидать монитор бескомпромиссно высокого класса в бюджетном компьютере форм-фактора все-в-одном. Тем не менее, монитор iMac был достаточно хорошим в своем классе.

Мышь в форме шайбы была делом вкуса. Её не любили почти все, многие жаловались на реальные проблемы при её использовании (боли, и т.п.), но те, у кого с ней не возникало проблем, её любили больше, чем всех остальных мышей. Я, например.

Небольшая ложь в коммерции неизбежна. Поэтому, если Стив в чем-то и соврал, то только немного и в рамках приличий.

Момент истины: iMac в руках сотен тысяч пользователей

Момент истины наступил, когда разрекламированное техническое изделие оказалось в руках потребителей. Всё, о чем до этого можно было умолчать или сказать неправду, вылезло наружу. Естественно, iMac тут же разобрали и выложили его подноготную на всеобщее обозрение, но ничего страшного не произошло.

Обнаружили, что оперативную память iMac, с помощью сторонних чипов, не получивших благословения Apple Computer, можно увеличить намного больше, чем сообщается. В итоге, как это почти всегда и бывает у Apple, все просто работало.

Правда, не обошлось и без проблем, особенно с подключением старой Mac’овской периферии, но их легко можно было предсказать. Не у всех была возможность использовать локальные сети для переноса содержимого дисков, отправляемых в отставку Mac’ов на iMac. Тем не менее, число USB-устройств, совместимых с iMac, росло в геометрической прогрессии. Очень скоро на рынке предлагались USB-переходники для работы с SCSI-дисками, дисководы для дискет. Я даже помню один такой за 100 долларов, так как сам им пользовался.

Почти одновременно с Apple, о полной поддержке USB в Windows 98 заявила Microsoft. Спрос на iMac, после его столкновения с реальными людьми, не упал. Недоброжелатели были разочарованы, а всех, кто “купился и купил” эту чушь, стали называть фанатиками.

CompUSA

В 1997 году, обнаружив что ни один из традиционных для Apple каналов продаж толком не работает, Стив взялся за устранение препятствий на пути продукции компании. Про онлайновый Apple Store мы уже рассказывали, теперь пришло время рассказать еще об одном менее удачном решении Стива.

В 1997 Apple заключила партнерское соглашение с компанией CompUSA, дистрибютором компьютерной и бытовой техники, программного обеспечения и периферии, хозяином сети популярных в США магазинов. В рамках соглашения, дизайнеры и маркетологи Apple разработали требования к тому, как отделы, продающие технику Apple, должны выглядеть и работать. Персонал “store in store” (магазин в магазине — так официально назывались “яблочные отделы” в CompUSA) должен был проходить специальное обучение в Apple и получать сертификаты, но в реальности, руководители CompUSA не считали необходимым педантично соблюдать договоренности.

На “магазины в магазинах” поступали сотни жалоб, персонал слабо разбирался в компьютерах Mac, и упорно пытался перенаправить клиентов в отделы, продающие Windows-машины, чуть ли не агитируя за них.

У Apple не было возможности прекратить сотрудничество, так как заключение соглашения с какой-либо другой сетью магазинов требовало времени и средств, а Apple было не до этого. Да и на создание собственной сети магазинов пока не было денег, тем не менее было представление о том, как должен быть работать их фирменный магазин. Самое главное, что он должен быть особенным.

Все-таки, Apple приложила усилия к расширению розничной сети, и стала делегировать в “store in store” своих сотрудников, а так же добровольцев из пользовательских групп Apple. В день начала продаж iMac во всех “store in store” в CompUSA на всей территории США, помимо штатных продавцов работали волонтеры.

Если бы не они, начало продаж было бы сорвано. Добровольцы, насколько я знаю, денег за свою работу не получили, многим из них пришлось отпрашиваться с работы. Правда, Стив позаботился о них: они покупали iMac без очереди и с хорошей скидкой.

Продолжение следует

Обсудить историю компании Apple, а также произведенные ей устройства вы можете в нашем Telegram-чате

Лучший комментарий

7 комментариев Оставить свой

  1. 1

    Спасибо Олег! Тернист путь к Олимпу!

  2. 3

    Классные статьи. Огромное спасибо автору. Жду с нетерпением продолжения.

  3. 1
    Пан⇒Українецьヅ

    Я ещё не видел столько ошибок в одном месте (статье) от AppleInsider😱 – подкоректируйте их 😉
    А статья действительно классная 😃

  4. 1

    Для 1998 гола…….. кто забил??₽))) маленькая ошибка

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий