Вторжение в личное пространство: iMac, iTunes, iPod

6

На границе тысячелетий, благодаря триумфальному успеху iMac, выживание уже не было для Apple проблемой номер один. Теперь речь шла о месте компании в мире, а с этим пока было не очень...

В конце 70-х, когда число представителей нашего биологического вида, представляющих что такое «компьютер» не превышало десятой доли процента от численности популяции, Apple довольно часто принимали за сельскохозяйственную компанию.

В 80-е и 90-е, по собственным оценкам, компания лидировала в индустрии персональных компьютеров, в области инноваций, и в научно-технической революции. Отчасти это было правдой, но не всей. В конце 90-х лидирующие позиции в индустрии превратились для Apple в недостижимую мечту.

К началу нынешнего тысячелетия, триумфальный успех iMac почти вдвое увеличил долю Apple на рынке, с 2,9% до 5. Это очень серьезное достижение, но ни о каких претензиях не то что на лидерство, но даже на сколько-нибудь важную роль в индустрии, речь идти не могла.

А лидирующие позиции в индустрии – вовсе не блажь сумасшедшего Джобса, о судьбе небольших, но великих, компаний (Metrowerks, Be, NeXT и других) на этом ресурсе уже опубликовано немало. Небольшой компании непросто уцелеть в бурной и агрессивной среде. Размер имеет значение.

Временный глава Apple Computer, iCEO (кто-то из воинов пера и диктофона уже вбросил в СМИ это остроумное сокращение), уже совершил невозможное. Компания была спасена, в этом уже мало кто сомневался, её популярность медленно, но уверенно росла. Пожалуй, лет через 20, у компании было бы уже процентов 20 рынка… или не было бы.

И только заклинания в пресс-релизах напоминали бы о заслугах компании в былые эпохи, как эпитафия на могильном камне…

Стив мог возвращаться в Pixar, но вместо этого он взялся за ещё более безнадежное дело, за возвращение Apple на Олимп. Он уже знал, как это сделать.

Развивая успех iMac

«Бытовые» компьютеры в конце 90-х были, скорее, способом избавиться от устаревших комплектующих, чем самостоятельным направлением техники. Никто всерьёз не пытался понять, чего все-таки хочет потенциально самый ёмкий сегмент компьютерного рынка.

Сами потребители, если бы кто-нибудь догадался провести «маркетинговое исследование» с целью выявления их мнения, ни за что не додумались бы до правильных выводов. Миром правят инерция и сила трения. Кроме того, откуда обыватель мог узнать о возможностях компьютерной и электронной техники.

Возможно, мы никогда не узнаем, как это было на самом деле: искало ли руководство Apple проблемные области бытия, или они и в самом деле «просто очень любили музыку», но как только обозначился успех iMac, в компании появились люди несколько необычной для компьютерных компаний специализацией.


Музыкальный рынок только выглядел процветающим. Компакт-диски и компакт-кассеты убивали его – нелегальное тиражирование музыкального контента, эффективно бороться с которым было почти невозможно, наносило катастрофический ущерб его создателям и официальным издателям.

А Интернет с его неограниченными возможностями по распространению контента грозил вообще убить музыкальный бизнес насмерть и навсегда. Пираты (самим нелегальным распространителям это определение пришлось по душе), занимавшиеся этим промыслом из-за любви к музыке, фактически эту самую музыку убивали.

Музыкантам, инженерам звукозаписи, производителям профессиональной студийной техники, операторам, акустикам и множеству самых разных людей, без которых создавать качественный профессиональный музыкальный контент невозможно, тоже надо есть. Так устроен наш мир, может это несправедливо и неправильно, но все попытки организовать его иначе привели к ещё большим проблемам.

А любые проблемы, особенно острые и требующие срочного решения – это почти то же самое, что никем не занятый золотоносный участок фантастической мощи…

Первым шагом по устранению (с пользой для себя, естественно) угрозы, нависшей над музыкальной индустрией, стала разработка концепции музыкального магазина, другими словами, того, что сегодня называется iTunes Store.

Концепция iTunes

Суть революционной ситуации в музыкальной индустрии сводилась к классической ситуации «верхи не могут, низы не хотят». Правда, не совсем понятно, что в этом случае считать «верхами», а что наоборот – но ориентацию музыкального рынка в трехмерном пространстве мы обсуждать не будем.

Производители больше не могли, как прежде, продавать достаточные для возмещения всех их затрат тиражи дисков и синглов, а клиенты не хотели платить ощутимые для них суммы за эту продукцию, так как её можно было приобрести намного дешевле у пиратов, а то и просто бесплатно скачать с пиратского сайта.

При этом, покупатели были готовы платить (просто не так много, как раньше), и в основной своей массе вовсе не хотели чувствовать себя ворами.

Решение Стива и его компании, на первый взгляд, кажется нереальным: легальный сервис, предоставляющий покупателям возможность приобретения аудио-контента (пока только аудио, мир проще переворачивать по частям) по приемлемой цене, а продавцам — канал массовых продаж, с отчислением им 2/3 от поступающих сумм.

Права и обязанности «магазина» и «поставщиков контента» сформулированы в правилах, внятно и конкретно, без договора с поставщиком «магазин» не станет распространять его продукцию. У поставщика есть выбор: использовать прежние каналы сбыта, которые уже почти не работают и неэффективны, или размещать свой товар на электронных полках «магазина», и гарантированно получать за этот товар деньги, в зависимости от тиража.

Про iTunes (многоцелевой приложение, одновременно и интерфейс с «магазином», плеер, программа для организации коллекций аудио-контента, и много чего ещё, даже слишком много), и про iTunes Store (тот самый «магазин»), скорее всего, я напишу подробнее, в другой раз.

Как и про ещё одного героя этой революционной эпохи, это я про…

iPod

Революционная ситуация сложилась не только в области приобретения и продажи аудио-контента. Оказалось, что в природе начисто отсутствует адекватный и соответствующий своему предназначению плеер для его воспроизведения «на ходу».

Не то чтобы подобных устройств никто не производил и не выпускал… переносные плееры компакт-дисков, всех форм и расцветок, можно было приобрести в самых удаленных и диких уголках планеты.

Плееры отличались по уровню технического совершенства, качеству изготовления, иногда чтобы научиться управлять подобным устройством следовало внимательно ознакомится с приличным по объёму руководством по эксплуатации, как если бы это был карманный МиГ-29.

Когда вышел первый iPod, я почитал обзоры тогдашних портативных плееров, детали уже не вспомню — помню только общее впечатление. С частными сталкивался лично, пробовал такую технику на себе… Но быстро перестал.

К проблеме плеера была применена та же беспрецедентная методика: выяснить чего на самом деле хотят клиенты (часто сами того не зная), выявить технические сложности и подумать, что из доступного крупной компьютерной компании арсенала технических решений способно эти проблемы решить…

Про iPod я тоже напишу.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple можно в нашем Telegram-чате.

6 комментариев Оставить свой

  1. 2

    Это продолжение истории 8-ми частей?

  2. 4

    Очень жду продолжение. Спасибо Олег!

  3. -2

    «Суть революционной ситуации в музыкальной индустрии сводилась к классической ситуации «верхи не могут, низы не хотят». Правда, не совсем понятно, что в этом случае считать «верхами», а что наоборот – но ориентацию музыкального рынка в трехмерном пространстве мы обсуждать не будем.»

    Что за бред написан? Какие-то популистские словечки, фразочки из СССР и словесный бред.

    Автор, это непрофессионально

  4. -2

    Как я убрал пузо и накачался за 2 недели не выходя из дома! Вот почитайте мой личный опыт, если кому интересно.—- http://qrf.in/laif6t

  5. 1

    Мой айпод)) он ещё работает)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров