[Письмо в Купертино] Тим, перестань этим заниматься!

70

Дорогая Apple! Это письмо можно рассматривать как очередной посыл в духе «при Джобсе такого не было», но если уж касаться данной темы, то нужно быть готовым к тому, что это будет неизбежно. Разбираться в том, правильный ли путь выбрал Тим Кук, доверим ведущим и не очень аналитикам, а сами, как обычно, просто опишем положение вещей в традиционном эмоциональном ключе.

Тим Кук


А положение вещей описывается очень просто, и вряд ли кто-то с этим будет спорить. Очевидно, что Apple окончательно утратила репутацию компании, которая двигает отрасль вперед и готова для этого брать огонь на себя, принимая серьезные риски.

Любой новый продукт, выпущенный Apple при Стиве Джобсе, был вызовом, который компания бросала сформировавшемуся укладу вещей. Безусловно, были проколы и ошибки, из которых самые досадные были связаны не с взятыми на себя рисками, а скорее с выбором в пользу традиционного подхода. Мало кто помнит, что первым телефоном Apple был Rokr — коллаборация с Motorola, которая практически ничего общего не имела с инновациями. После провала этого продукта Джобс быстро понял, что от его компании ждут отнюдь не этого, на несколько лет запер Джони Айва в мастерской и в 2007 году представил именно тот телефон, который должен был выйти из-под пера Apple.

Компьютер в дерзких расцветках, без дисковода и с мышью в форме хоккейной шайбы выглядел изгоем среди толпы безликих бежевых машин на Windows. Но iMac при первом же взгляде производил впечатление устройства, которое создавалось без оглядки на рынок, чем и подкупало. В этом и состоит смысл рекламной кампании Think Different:

«Они двигают человеческую расу вперед, и там, где другие видят безумие, мы видим гениальность».

Именно безумием, граничащим с гениальностью, можно было обусловить смелые и не всегда логичные шаги Apple в сегменте компьютеров, плееров, телефонов и планшетов. Но единственное, в чем нельзя было упрекнуть Джобса, это в стремлении работать с оглядкой на рынок. Apple всегда существовала как вещь в себе, уникальная компания, которой можно было восхищаться, высмеивать, но уж точно не игнорировать. Теперь же создается впечатление, что Кук не совсем понимает, куда двигаться дальше, и поэтому судорожно оглядывается по сторонам.

Разве есть сомнения в том, что iPhone 6 Plus и iPad mini — это устройства, созданные при учете опыта производителей в сегменте устройств на базе Android, где достаточно сложно отличить смартфон от планшета? Пять лет назад мы с насмешкой смотрели на этот зоопарк и четко понимали: iPhone — лучший телефон, который лучше всех справляется с коммуникационными задачами. С планшетом ему тягаться нет смысла, поскольку для этого у нас имеется iPad. Сегодня же мы оказались в такой ситуации, когда каннибализация уже является привычной реальностью, а не призрачной угрозой. Да, осваивая новые микросегменты и вытесняя конкурентов с оставшихся полян, Кук зарабатывает для акционеров все больше и больше денег. Но Apple из-за этого стабильно перестает быть компанией, которую мы когда-то знали и любили.

Ключевым словом для Джобса было «сосредоточение»: вернувшись в Apple, он отсек лишнее и призвал сотрудников сфокусироваться на нескольких продуктах, чтобы сделать их лучшими в своей категории. Сейчас же внимание, которое следовало бы сосредоточить на взгляде в будущее, тратится на размышления о том, как продолжать движение по волне, которую компания оседлала много лет назад.

Первым по-настоящему новым продуктом, который был создан при Тиме Куке, являются часы Apple Watch. Но повернется ли язык называть инновацией аксессуар, к разработке которого, кажется, больше усилий приложили Анджела Арендтс из Burberry и Поль Денев из Yves Saint Laurent, чем Джони Айв и Кевин Линч? Избыточное внимание к этим часам как к фешен-аксессуару и продвижение новинки в модных журналах сделали свое дело: Apple Watch воспринимаются скорее как дорогостоящая игрушка для гламурных леди, а у серьезных пользователей вызывают лишь снисходительную ухмылку. Спросите у любого сотрудника магазина Apple — и он подтвердит: при выборе умных часов из Купертино люди руководствуются не функциональностью и техническими характеристиками, а тем, хорошо ли он подойдет по цвету к iPhone или iPad. Хорошо ли это? Возможно, такая Apple придется по душе многим, но такая Apple вряд ли смогла бы в 1977 году преобразовать компьютерную отрасль, а в 2001 — музыкальную.

Кук постоянно настаивает на том, что продукты Apple призваны обогатить наши жизни, но с этим утверждением трудно согласиться. Продукты Apple в последние годы служат индикатором финансового положения, социальной принадлежности, коэффициента интеллекта — чем угодно, только не теми приятными вещами, которые действительно обогащают наши жизни. Если iPhone в свое время перевернул наше представление об общении и потреблении контента, то нынешняя линейка продуктов делит покупателей на две категории: тех, кто выбирает ультратонкий 12-дюймовый MacBook, и тех, кто за те же деньги предпочитает менее гламурный, но более производительный MacBook Retina.

И пожалуй, главная проблема на сегодняшний день состоит в следующем. Покупая новый девайс из Купертино, особенно Apple Watch, мы судорожно пытаемся объяснить для себя, зачем были потрачены такие немалые деньги, и стараемся найти хоть какие-то кейсы для их использования. Раньше же эти кейсы были куда очевидней, не так ли? Короче говоря, Тим, советуем тебе отвлечься от превращения Apple в машину для зарабатывания денег и сосредоточиться на будущем. Ты ведь можешь его видеть не хуже, чем Стив, или все-таки нет?

Данный материал — часть нового проекта AppleInsider.ru, в котором мы будем без стеснения и заискивания высказывать свои претензии к тому, что делает компания Apple. Это не просто уголок озлобленного хейтера, а колонка, где мы, как простые пользователи и покупатели, высказываем свое недовольство относительно различных аспектов работы компании. Предлагаем друзьям из Apple рассматривать это как проявление конструктивной критики, направленной на то, чтобы повысить степень нашей с вами удовлетворенности. Пишите в комментариях к этому материалу, согласны ли вы с нашим мнением по данному вопросу. Также просим вас делиться своими претензиями к Apple, и, возможно, предложенная вами тема будет освещена в одном из наших следующих писем в Купертино.

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий