Beats Electronics: от заката до рассвета

Как известно, Apple собирается совершить свою самую дорогую покупку – приобрести Beats Electronics за 3,2 миллиарда долларов. Возможно, что на момент публикации этого материала, Apple уже официально подтвердила свои намерения или полностью опровергла. Но одна лишь возможность этой покупки помогает нам взглянуть на Beats Electronics совершенно с другой стороны. Это компания с невероятной историей, знавшая и взлеты, и падения. Она могла стать королем на своем рынке, а потом что-то пошло не так…

Betas

Закат

Компания Beats Electronics берет свое начало в далеком 2006 году. Тем не менее, назвать ее «старой» нельзя. Компания совсем молодая. С Apple, наверное, сравнивать было бы неправильно, но, например, Sennheiser Electronic, другой популярный производитель наушников (и не только), появился еще в 1945 году.

SG2011-DrDre-Jimmy

Основатели Beats Electronics – Джимми Йовин и Андре Янг. Последний, конечно, больше известен всем под сценическим именем «Доктор Дре» (Dr. Dre). Возможно, именно причастность Янга и сыграла ключевую роль в маркетинговой кампании Beats Electronics. Ведь, как известно, первоочередно наушники компании продвигались с помощью известных исполнителей самых разных музыкальных жанров: Lady Gaga, Flo Rida, Gwen Stefani, Paris Hilton, Eminem, Kanye West – все они (и многие другие) весьма успешно успели засветиться в наушниках, производимых Beats Electronics. Но наушники «преследовали» их не только в повседневной жизни, они частенько появлялись и в клипах. В итоге, все это привело не просто к популярностью, а к настоящему культу. Все подростки захотели овладеть этими наушниками. Реклама сделала свое дело. Возможно, они не были самыми лучшими в плане характеристик, но они точно были самыми узнаваемыми и желаемыми. И, наверное, самыми подделываемыми.
Lady Gaga

В конце 2008 года компания Monster Cable получила эксклюзивные права на изготовление и разработку продукции Beats Electronics. Контракт был рассчитан на пять лет. Сотрудничество получилось продуктивным, так как рынок увидел весьма качественные наушники. Но уже в начале 2012 года стало известно, что Beats и Monster не буду продлевать свой контракт. В результате Beats Electronics взяли производство своей продукции в собственные руки.

Monster Cable, к слову, в стороне не остались. Компания уже умела делать великолепные кабели, поэтому смело решила двигаться вперед, создав собственные наушники, дав им достаточно банальные названия: Earth, Wind и Fire. Думать над их продвижением Monster особо не стали, взяв за основу уже имеющуюся кампанию Beats Electronics: через знаменитостей.

Monster Cable

Некоторые из наших конкурентов — дешевые инженеры, которые никогда не были в студии звукозаписи. Они не могут просто называть наушники именем того, который ничего не знает о звуке, – иронично прокомментировал ситуацию Джимми Йовин.

Дела у двух друзей и компаньонов шли хорошо. Наушники, несмотря на свою высокую цену, разлетались как горячие пирожки. И это при том, что прямой рекламы для них практически не было. Как уже было сказано выше, продвигались они, в большинстве своем, за счет известных музыкальных исполнителей и групп. Но тут, в 2010 году, пришла беда…

Конечно, сначала бедой это назвать никто и не мог. Это был настоящий успех и признание. Компания HTC, один из ведущих производителей мобильных устройств, купил 50,1% акций Beats Electronics за каких-то 309 миллионов долларов. Как известно, в дальнейшем HTC успели выпустить далеко не один смартфон в партнерстве с Beats. Повлияло ли это на продажи – вопрос сложный. HTC как теряли долю своего рынка, так и продолжили ее терять.

HTC

В 2012 году Beats выкупает обратно 25% своих акций у HTC. Сумма сделки составила 150 миллионов долларов – совершенно невыгодный курс для HTC, но они все еще оставались крупнейшим акционером компании. Говорят, что обратный выкуп был призван обеспечить гибкость для глобальной экспансии Beats Electronics. В действительности, все это полная ерунда. Beats Electronics быстро поняли: HTC потихоньку катится в никуда, поэтому от них, как от своего крупнейшего акционера, надо избавляться. Что они и начали делать, завершив весь обратный выкуп в сентябре 2013 года: за оставшиеся акции пришлось заплатить еще 265 миллионов долларов.

Все, что сделали HTC – замедлили рост Beats Electronics. Слишком много ресурсов было потрачено на совместное производство смартфонов, например, на Sensation XL. Помогли ли новые технологии этому смартфону завоевать рынок? Нет. Знаете ли вы кого-нибудь из своих знакомых, кто хотел бы этот смартфон? Скорее всего, нет. Зато рекламная кампания была грандиозная. Но бесполезная.

Рассвет

Итак, подведем небольшие итоги. Когда HTC покупала 50% акций, компания Beats Electronics была оценена в 600 миллионов долларов. Во столько же ее оценили в момент обратного выкупа 25% акций. При следующем выкупе такого же количества акций, оценка компании поднялась уже до 1,1 миллиарда долларов. Неплохо. И вот, новый виток в развитии компании: Apple собирается купить ее при оценке в 3,2 миллиарда. Отличные новости для двух компаньонов: за год оценка компании изменилась почти в три раза. Но, к слову, говорят, что «живыми деньгами» будет выплачено лишь 150 миллионов долларов – копейки, при сделке таких масштабов. Но это и неудивительно: Apple еще никого не покупала за такие деньги.

Beats iPhone

Зачем это нужно Apple? Здесь важно отметить несколько моментов. Apple покупает не только производство наушников, а еще и стриминговый сервис – Beats Music, подписка на который стоит 10 долларов в месяц. У Apple, кстати, собственного подобного сервиса так и не появилось. Вполне возможно, что второе интересует компанию из Купертино даже больше. С наушниками у нее все, в принципе, хорошо, а вот музыкальные сервисы нужно развивать, иначе эту смертельную гонку можно проиграть раз и навсегда. И Apple это понимает.

Pandora, Spotify – это те, кто уже смог занять солидную нишу на рынке стриминговых сервисов. Само собой, к ним успешно добавился и Beats Music, создав приложения для iOS, Android и Windows Phone. Этот рынок показывает ошеломительные показатели роста – почти на 40% в год. Ни один другой музыкальный рынок и близко не может выдать подобных результатов. Само собой, продажи музыки в iTunes тоже не растут с такой скоростью.

Для Beats Electronics интерес со стороны Apple – это, без всяких сомнений, свет в конце туннеля. Все уже давно поняли, что наушники Beats – это, как правило, зря потраченные деньги. Ничто, кроме дизайна, вы не получаете. У них, конечно, хороший звук и вообще все показатели на достойном уровне, но за эти деньги можно купить наушники на порядок выше. Правда, вы уже не сможете сказать, что такие наушники как у вас, носит еще и Timbaland.

Beats Music

Скорее всего, как уже было сказано, для Apple больший интерес представляет музыкальный сервис. Наверное, компания недооценила собственные силы и поняла, что самостоятельно создавать нечто подобное будет очень долго и дорого. Легче купить и, возможно, немного доделать. Не исключено, конечно, что и какие-то технологические решения Beats Electronics мы увидим, например, в наушниках Apple. Но это явно будет нескоро. Как минимум спустя еще одно поколение iOS-устройств. То, что Apple не будет класть наушники Beats в коробки вместо своих – это очевидный факт. На такую глупость способны только в HTC.

Что же ждет нас, обычных пользователей? Скорее всего, в скором времени мы увидим стриминговый сервис от Apple. Будет ли он создан на основе Beats Music или нет – не суть. Рынок с такими темпами роста игнорировать уже нельзя, поэтому вполне возможно, что сервис будет представлен уже на ближайшей WWDC. Еще один очевидный вариант, если факт покупки окажется подтвержденным, – усовершенствование встроенных динамиков во всех своих устройствах (от iPhone до Mac) и наушников. Вероятно, Apple даже представит накладные наушники, что было бы очень даже хорошо.

Но есть и другой вариант (если Apple на момент публикации подтвердила покупку, можете это даже не читать): Beats Electronics просто хотят продаться, запустив хороший слух, который весьма неплохо поднял оценку компании. И это сработало.

Apple Store