Стив Джобс или Почему технологии не имеют значения

За последнее время было написано очень много о Стиве Джобсе из-за смерти сооснователя Apple, но количество публикаций с именем Джобса в названии стало снова расти ввиду появления новой информации о биографии Джобса написанной Уолтером Айзексоном и многие СМИ просто не могли не упомянуть об этом. В дополнении к мнению Джобса о Google и других подобных темах, книга содержит некоторые комментарии известных игроков технологической индустрии о Стиве и один из них принадлежит сооснователю Microsoft — Биллу Гейтсу (Bill Gates), некогда заклятому врагу компании Apple во многих отношениях. Гейтс говорил, что ему нравился Джобс, но глава Apple «в действительности никогда не разбирался в технологиях». Но по его же словам «Джобс обладал уникальным чутьем на идеи, что по-настоящему было его самой сильной стороной».

Macworld 2008

Несмотря на то, что оба этих человека достигли сдержанного уважения друг друга, они не могли быть более разными, будучи и простыми людьми в повседневной жизни и основателями крупнейших технологических корпораций мира. Джобс, как известно, провел достаточно много времени в Индии, практикуя буддизм и сказал Айзексону, что «Гейтс был бы гораздо более интересным человеком, если бы закинулся кислотой или уехал в ашрам (монастырь в Индии — прим. пер.) в молодости, в то время как Гейтс заявил автору, что «Джобс был замкнутым, но обладал удивительным инстинктом на работу». Джобс же, в свою очередь, охарактеризовывал Гейтса как лишенного воображения и ничего не изобретшего человека, способного лишь нагло воровать идеи других людей.

Эти слова Джобса о воровстве идей Гейтсом, наверняка можно применить и к Apple, по крайней мере к первым годам ее существования, так как большая часть пользовательского графического интерфейса, которая сделала компьютеры такими узнаваемыми и принесшая столько славы главному, на тот момент, дизайнеру Apple Джефу Раскину (Jeff Raskin) мышь, иконки, папки и выпадающее меню были основаны на идеях, первоначально разработанных в Xerox, в Пало-Альто в ее научно-исследовательском центре.

Технологии — наименее важная составляющая в продуктах Apple

Но хотя слова Гейтса о Стиве, как о не разбирающемся в технологиях, могут быть простой критикой Джобса, нельзя не учесть тот факт, что в большинстве случаев само понятие «технология» играет наименее важную роль в продуктах Apple и наверняка не будет появляться в списке основных причин столь высокой популярности iPod, iPhone и iPad. Какой-нибудь парень вроде Гейтса, потративший всю свою молодость копаясь в микросхемах и программируя и в итоге оказавшийся вовлеченным в проекты вроде Windows очень хочет верить в то, что балом правит технология. Но для большинства пользователей программного обеспечения и компьютеров, дизайн — вот что наиболее важно.

Джобс был известным поклонником Дитера Рамса (Dieter Rams) дизайнера Braun, который был известен своими высказываниями и афоризмами о дизайне. Фразу «Хороший дизайн сделает продукт понятным» можно употребить в отношении всех самых популярных продуктов Apple, для разработки которых применялся огромный труд, что впоследствии делало их очень востребованными, даже если они были лишены каких-то важных функций (как например iPod Shuffle, у которого даже нет экрана, для отображения процессов выполняемых плеером).

Ниже — видео с годовалым малышом, который после пользования iPad пытается совладать с глянцевым журналом теми же самыми жестами, которое недавно стало пользоваться большой популярностью. Дэниэл Донаху (Daniel Donahoo) из Wired заметил, что традиционные медиа устройства были сражены продуктами Apple с точки зрения удобства, но одновременно улучшены тем, что Apple показала каким должен быть дизайн и юзабилити устройств.

Когда люди говорят о принципах и философии дизайна Apple они подразумевают удивительную нацеленность на простоту, основанную на высказывании Рамса «меньше, но лучше». Джобс говорил, что среди основных решений в дизайне было определение лишнего и этот процесс характеризовался фразой «скажи «нет» тысяче вещей». Это становится особенно трудно если вы технологически ориентированы и ваша компания одержима желанием побороть своих конкурентов расширенным функционалом своего устройства.

Речь не о функциях, речь о юзабилити

Если коротко, то это то, в чем заключается разница между Apple и Microsoft или между Apple и всеми остальными — не технология, а удобство использования. Вспомните времена зарождения MP3-плееров до появления iPod: яркий пример технологии в высшей степени — плееры Archos оснащенные жестким диском на 6 гигабайт и завернутые в никудышную оболочку. Они представляли из себя уродливые куски пластика во всех смыслах: они были большими, громоздкими и совершенно недружественными в использовании, но люди ими пользовались. Пока не появился iPod.

Некоторые люди сосредотачивались на том, как продукты Apple в плане дизайна походят на высококлассную мебель и прочие не технологические продукты с их белыми или черными внешними плавными линиями. Но основным убийственным преимуществом iPod, затем iPhone и затем iPad была простота их использования и то, насколько неотъемлемой частью продукта является эта простота и этот дизайн. Microsoft создавала много MP3-плееров и планшетных компьютеров и Zune и другого, многое из которого был отличным продуктом с технологической точки зрения. Но разве кто-то хочет выбегая из магазина кричать о такой покупке? Нет. Но это не означает, что Apple не привнесла в мир множество великолепных технологий от FireWire до олеофобного покрытия дисплеев — тем не менее технология продолжает оставаться далеко не самой важной частью продуктов Apple.

Я уверен, что когда Билл Гейтс увидел iPhone и iPad, он подумал о функциях, которых нет в этих устройствах или о том, на что они не способны. Но никто не задумывается о том, что они не могут, все пользователи думают о том, на что способны эти устройства и насколько привлекательными являются эти устройства. Это и является самым большим подарком Стива Джобса миру технологий и дизайна.

Источник gigaom.com

Стив Джобс