Единообразие и индивидуальность в интерфейсном дизайне Mac

2

Новая программа Twitter для Mac своим почти полностью произвольным интерфейсом оставляет смешанное впечатление. Раньше я был страстным поклонником единообразного интерфейсного дизайна Mac. Однако HIG умер, причем давно. И убила его сама Apple! В Mac OS 9 (и более ранних версиях) требованиям HIG больше всего соответствовали приложения самой Apple. Но в Mac OS X Apple начала экспериментировать, особенно это стало заметно в основных программах. Лучше стало или хуже, вопрос спорный, но вряд ли можно оспаривать то, что нравы Mac-дизайнеров с тех пор изменились. Нравы эти всегда задает Apple, в хорошую сторону или плохую. Так было и так будет. (Вряд ли кто-то кроме Apple мог популяризовать шлифованный металл.)

В своей недавней статье Тим Морган довольно подробно и по делу критикует панель инструментов Mac App Store и новый клиент Twitter для Mac. Однако это критика исключительно с точки зрения человека, который по-прежнему верит в целостную идею HIG.

Должен сказать, я несколько минут пытался переписать предыдущее предложение так, чтобы в нем не было слова «но». Это «но» звучит пренебрежительно, будто я хочу сказать, что при всей дельности критики она все же неверна, поскольку основана на стандартах позапрошлого века. Однако я написал «но» не по этой причине (или, если уж совсем честно, не только по этой причине). Я лишь хочу сказать, что, читая статью Моргана, нужно различать между «это нестандартно» и «это неправильно».

В интерфейсном дизайне есть консерваторы и либералы, отстаивающие традиционные и нетрадиционные подходы соответственно. Консерваторы считают нестандартные, произвольные элементы интерфейса неправильными. Либералы же посчитают скучным и старомодным приложение, написанное исключительно с использованием стандартных элементов интерфейса.

На критику типа «это нестандартно» есть два варианта ответа. «Да, это плохо», – соглашаются консерваторы. «Ну и что?» – недоумевают либералы.

Однако критика типа «это плохой дизайн» – если он действительно плохой – описывает то, с чем должны согласиться большинство дизайнеров во всех частях идейного спектра, как консерваторы, так и либералы. И проблема в том, что когда мы видим, что какая-то критика в области дизайна исходит от человека с противоположного конца этого спектра, мы часто закрываем сознание и уже не воспринимаем такую критику.

Для примера, вот приложение, о котором идет речь:

Как видим, заголовка окна нет, а кнопки закрытия, минимизации и приближения полностью произвольные (системные настройки цвета игнорируются, поэтому никакого красного, желтого и зеленого нет). Окно двигается с помощью черной боковой панели. Все шрифты в Helvetica (как в iOS), а не Lucida Grande (как в Mac).

Это приложение основано на Tweetie для Mac Лорена Брихтера:

Хотя сейчас Брихтер работает в штате Twitter, он по-прежнему главный разработчик программы. Ее переименовали из Tweetie в Twitter, хотя версия стала 2.0, поскольку фактически это вторая версия того же самого приложения. Как видно из скриншотов, идея та же, отличаются только элементы.

Часть критики Тима Моргана по поводу Mac App Store и Twitter – это именно критика от консерватизма, это рассуждение в стиле «нестандартные окна и интерфейсные элементы – однозначно плохо». Однако далее он пишет:

«Через различные вкладки в главном окне (твиты, списки, упоминания и т. д.) можно перейти на соответствующий контент с анимационным эффектом скольжения. После запуска приложения открывается ваша хронологическая лента сообщений. По нажатию на значок @ вверх ленты выезжают ваши упоминания. Если нажать на ленту еще раз, то ожидаешь, что упоминания заедут обратно и снова появится лента сообщений, однако вместо этого лента сама выезжает вверх упоминаний. Это постоянное выезжание создает ощущение, что разные виды интерфейса до бесконечности накладываются друг на друга, тогда как на самом деле вы просто переключаетесь между шестью разными вкладками».

Это очень проницательное наблюдение. Я сам ощущал некоторый дискомфорт, работая с новым Twitter для Mac, но не мог объяснить, в чем именно дело. В iOS эта анимация скольжения используется для ощущения позиционирования. Типичный образец этого подхода – приложение Mail на iPhone. У него четыре колонки: учетные записи, почтовые ящики, список писем и содержание писем. Перемещение между ними происходит путем скольжения между колонками слева направо. Поскольку одновременно на экране может быть только одна колонка, это скольжение помогает определить, где я в данный момент нахожусь. Этот подход помог Apple создать интерфейс с четырьмя колонками на экране шириной всего 320 пикселов.

Twitter для iPhone основан на этой же концепции: учетные записи, твиты и информация о твитах скомпонованы слева направо, и перемещение между ними сопровождается анимацией. Однако в новом Twitter для Mac эти анимации при перемещении между вкладками не имеют никакого смысла. При этом их нельзя назвать и безвредным украшательством. Как справедливо отмечает Морган, они создают ложное ощущение накладывания, стека, хотя на самом деле этого нет. Технически они выполнены безупречно — 1, но концептуально вводят в заблуждение — 2.

И вот эта критика уже объективна и не зависит от консервативных или либеральных взглядов на произвольные элементы дизайна.

На мой взгляд, этот новый Twitter для Mac и айпадоподобный Mac App Store обозначают тенденцию развития всей экосистемы Apple. В заключение своей статьи Морган ссылается на вашего покорного слугу:

«Грубер как-то сказал (правда, не могу найти источник, хоть убей), что различие между Mac OS и iOS состоит в том, что для создания красивого Mac-приложения не нужно быть дизайнером: Apple дает все необходимое, и если придерживаться здравого смысла и HIG, то приложение всегда будет красивым (хотя и не оригинальным). В iOS же разработчики всех лучших приложений потратили огромное количество времени именно на дизайн. App Store (и OS X 10.7) размывает границу между iOS и Mac OS, и я боюсь, что скоро ее совсем не будет».

Можно по-разному относиться к этой тенденции, но совершенно нет смысла ее бояться. Страсть Apple к единообразному интерфейсу навсегда канула в Лету вместе с шестицветным логотипом. Изменения неизбежны. Индивидуальность – это новый стандарт. Дизайн интерфейса Mac только начинает перенимать методы iOS.

1 То, что сделал Брихтер, сопоставимо с написанием собственного UIKit, заменяющего AppKit на основе Core Animation. В старом Tweetie для Mac было немало анимации, и он выглядел хорошо. Однако в новом Twitter анимации стало на порядок больше, причем она воспринимается по-другому, более в стиле iOS. Это серьезный шаг вперед. Попробуйте полистать разные элементы с зажатой клавишей Shift, чтобы посмотреть в замедленном режиме. Все выполнено безукоризненно.

2 В Tweetie для Mac 1.2 анимация имела концептуальный смысл. В боковой панели вкладки сгруппированы сверху вниз: лента сообщений, ответы, личные сообщения. При переключении между вкладками их содержание заезжает не слева направо, а сверху или снизу в зависимости от расположения предыдущей и текущей вкладки относительно друг друга в боковой панели.

Источник: daringfireball.net
Специально для AppleInsider.ru

2 комментария

  1. 0

    канула в Лету вместе с шести цветным логотипом

    автор, ты в каком классе учишься?

  2. 0
    Алексей Лихачев

    Исправлено, опечатка

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий