ФАС начала проверку российских ритейлеров Apple

12

Когда в продажу поступают новые модели iPhone, наблюдательные покупатели обращают внимание на то, что на начальном этапе цены на смартфон в российской рознице практически не отличаются. На днях это обстоятельство заинтересовало и Федеральную антимонопольную службу, которая заявила о начале проверки ритейлеров по подозрению в картельном сговоре.

iPhone 6s

Как сообщает «Интерфакс», проверка началась по заявлению «частного лица». Очень быстро было установлено, что на момент старта продаж цены на iPhone 6s и iPhone 6s Plus в российских розничных сетях отличались друг от друга максимум на 9 рублей. Это не могло не вызвать подозрений в том, что ритейлеры занимались ценообразованием не самостоятельно.

В итоге было принято решение о том, чтобы инициировать проверку 16 розничных сетей, в числе которых «Связной», «Эльдорадо», «Техносила», «Евросеть», «Мобиленд», «Билайн», re:Store и Ozon.ru. Проверке также подвергнется официальное представительство компании Apple в России, которое в пресс-релизе от 28 сентября 2015 года опубликовало те же цены на новые iPhone, что были указаны в прайсах официальных реселлеров.

Интересным обстоятельством является то, что совпадение в ценах ритейлеров наблюдалось даже несмотря на то, что продукция закупалась у разных поставщиков. Большинство розничных сетей в России приобретает iPhone у официальных дистрибьюторов, между тем «Связной», re:Store и другие компании имеют прямые контракты с «Эппл Рус».

В «М.Видео» факт получения запроса ФАС подтвердили и сообщили, что уже передали все необходимые документы и сведения. В пресс-службе «Связного» нам сообщили, что никаких сигналов от ФАС пока не получали, и пояснили, как формируется цена на смартфоны Apple в этой торговой сети:

«Цены на весь ассортимент ритейлера формируются под влиянием различных факторов. Есть закупочная цена, по которой ритейлер получает устройства от производителя или оптового партнера. Также у каждого ритейлера есть расчетная маржинальность по разным группам товаров и разным брендам. От получения маржи зависит, как ритейлер сможет поддерживать свою операционную деятельность – обеспечивать доставку товара, работу продавцов, поддерживать работу розничных магазинов и т. д. Учитывая свои расходы и закупочную цену, ритейлер определяет, в каком интервале конечная цена на товар может быть установлена. В то же время, определяя розничную цену окончательно, он учитывает массу факторов и прежде всего рыночную ситуацию в каждом городе и регионе присутствия».

Если факт картельного сговора будет подтвержден, ритейлеры могут столкнуться с серьезными штрафными санкциями. В частности речь идет об уплате от 1 до 15 процентов от выручки, полученной с реализации iPhone 6s и 6s Plus в 2015 году. Кстати, ФАС уже имеет успешный опыт подобных разбирательств. Например, по итогам проверки 2011 года был доказан ценовой сговор между операторами МТС и «Билайн» при продаже смартфона iPhone 4. Тогда ответчиков обязали выплатить штрафы в размере 16 и 18 миллионов рублей соответственно, хотя своей вины они так и не признали.

Евгений Мосунов

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий