Мошенничество с мобильными подписками: как работает и как бороться

51

Недавняя история о платных мошеннических подписках со стороны сотовых операторов получила не только сотни положительных отзывов со стороны наших читателей, но и пристальное внимание пресс-службы «Мегафона», которая всерьез озаботилась этим вопросом. Как оказалось, виноватых в этой ситуации столько, что можно написать еще один сценарий для бразильского сериала.

Мегафон

Все началось с того, что мы обнаружили ряд подозрительных баннеров от Google AdWords на одном популярном сайте, посвященном автогонкам. Один из них даже был с логотипом «Мегафона» — казалось бы, что плохого может таить в себе такой баннер?

Баннер Баннер

Так подумали и мы, но все оказалось не так просто. Сразу же произошел редирект (переадресация на другую страницу в Интернете), и открылась новая страница с кнопкой «Смотреть» и предупреждением о том, что после ее нажатия мы будем автоматически подписаны на платные услуги. Деньги просто будут списаны без какого-либо подтверждения. При этом на странице присутствует номер телефона абонента и знакомый нам по прошлой статье контент-провайдер ООО «Информпартнер».

Нажатием на кнопку «Смотреть» Клиент (Абонент) ПАО «Мегафон» в явном видео подтверждает свое согласие с покупкой kinofil и Условиями предоставления услуги. Стоимость подписки 250 руб. с учетом НДС. Оплата производится с основного счета. Ваш номер +7********56. Услуга предоставляется контент-провайдером ООО «Информпартнер». Дата окончания оплаченного периода: 31.05.15.

Но самое главное — это предупреждение является лишь фикцией, демонстрацией того, что оно якобы есть. SMS-сообщение о невозможности подключения платной подписки пришла задолго до того, как мы нажали на кнопку «Смотреть». Его мы увидели сразу же после клика по баннеру. Если бы на смартфоне с SIM-картой «Мегафона» не была подключена услуга по запрету подписок, 250 рублей были бы списаны через секунду после клика.

Баннер Баннер

Первая мысль — мошенники! «Мегафон» ворует наши деньги! Именно так можно было бы написать об этом, если бы мы не разобрались в вопросе. Система эта намного сложнее, и, как и в любом другом деле, нашлись те, кто решил пойти против нее.

Как сообщили нам в «Мегафоне», оператор действительно занимается оформлением платных подписок «в один клик» (WAP-Click) без дополнительного подтверждения, причем по просьбам самих пользователей. Сайты сознательно монетизируют свой трафик и показывают соответствующие баннеры своим пользователям. Тем не менее существуют правила, которые в нашем случае и были нарушены.

Во-первых, владельцы сайтов не имеют права устанавливать редирект (переадресацию) с помощью таких баннеров — абонент не должен попадать на другую страницу. Во-вторых, с абонента не должна списываться абонентская плата до того, как он нажмет на кнопку «Смотреть», «Слушать» и так далее. Проще говоря, он обязательно должен увидеть предупреждение о подключении подписки до того, как с него будут списаны деньги.

Но вот RaceControl данное условие не выполняют. Они отправляют абонентов на «левые» страницы и списывают абонентскую плату еще до того, как показать пользователю информацию о платной подписке. Что касается moskva.fm, то они отправляют пользователя на сторонний сервис, что также запрещено.
МоскваФМ
Пресс-служба «Мегафона» заверила нас, что эти и многие другие сайты, где будут выявлены подобные нарушения, подлежат отключению от системы биллинга оператора — иными словами, они больше не смогут показывать соответствующие баннеры и обманывать посетителей. То же самое касается баннера «Мегафона» — его использование попросту незаконно.

Данный баннер не согласован с нашей компанией, и мы не давали права на размещение логотипа подобным образом. Подобного рода баннеры, которые ведут на платную подписку, – это нарушение. По данному случаю нами будут приняты меры и агент будет оштрафован.

Как показал опрос среди читателей, соответствующие схемы наблюдались и у «Вымпелкома» с МТС. Впрочем, из заявления moskva.fm, опубликованного выше, вполне можно сделать подобный вывод. Кроме того, на видео ниже видно, что это действительно так.

Означает ли это, что все обвинения с «Мегафона» можно снимать? В мошенническом редиректе и нарушении использования собственного биллинга — да. Но с другой стороны — что мешает оператору ввести SMS-подтверждение каждой такой подписки? Это позволило бы минимизировать количество подобных случаев.

А дело в том, что с вводом такого подтверждения «Мегафон» не сможет оформлять подписки пользователям мобильного интернета для планшетов и модемов. Разумеется, компания не будет работать себе в убыток.

С другой стороны, технически возможность идентифицировать SIM-карту пользователя (для звонков или для Интернета) есть, поэтому со стороны оператора такой шаг был бы вполне логичным. А пока советуем вновь обратиться в колл-центр «Мегафона» с просьбой установить запрет на подключение платных подписок. И давайте поможем «Мегафону» идентифицировать мошеннические сайты — если вдруг вы обнаружите такую страницу, пишите напрямую руководителю бизнес-коммуникаций компании «Мегафон» Максиму Мотину по этому адресу: [email protected].

Если у «Мегафона» не хватает ресурсов на борьбу с мошенниками, мы сами ему поможем.

UPD: Официальный комментарий компании «Мегафон»:

Мы проинформировали всех агентов о недопустимости подобного рода рекламы. Также в очередной раз обратили внимание агентов на недопустимость автоматической переадресации наших абонентов. В случае обнаружения подобных схем они будут оштрафованы. В настоящее время мы проводим проверку по фактам выявленных нарушений и вернем деньги всем пострадавшим абонентам.

В 2014 году мы произвели возврат средств 205 тысячам человек на общую сумму 69,2 миллиона рублей.

Дополнительно сообщаем:

1. В прошлом году был открыт специальный короткий номер *505#вызов, по которому каждый клиент «МегаФона» самостоятельно может проверить наличие подписок.

2. МегаФон предложил клиентам новую услугу — «Контентный счет». Новое решение позволяет управлять расходами на справочные и развлекательные сервисы, которые относятся к контентным услугам, предоставляемым с привлечением партнеров. Подробно: http://moscow.megafon.ru/services/content/ks/ks.html

3. В ближайшее время «МегаФон» планирует внести изменения в личный кабинет абонента, после чего появится простая и удобная форма управления своими подписками.

Александр Богданов

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий