Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

26

Тайны надкусанного яблока. Часть 1: Мистический Джобс

Успех любой компании вызывает волну зависти со стороны менее удачливых конкурентов, и чем громче этот успех, тем сильней зависть. А когда какой-нибудь компании удается добиться неожиданного и феноменального триумфа, тут уже в дело вступают конспирологи, которые пытаются установить возможные потайные механизмы этого успеха. Компания Apple, которая за четырнадцать лет смогла развернуться на 180 градусов и из безнадежно убыточного предприятия стать крупнейшей компанией в мире, является одной из главной мишеней этих аналитиков. И кажется, сама умышленно подогревает к себе интерес, продолжая реализовывать тактику, основанную на немногословности и таинственности.

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

Как мы знаем, радикальный разворот Apple пережила ближе к концу девяностых, когда в компанию вернулся Стив Джобс. Но один ли он вернулся в компанию? Может быть, он привнес с собой кое-что еще кроме нового совета директоров и плана реструктуризации? Очевидно, что главным фактором успеха Apple в то время считается решение Джобса кардинально изменить и упростить модельный ряд выпускаемых продуктов, которое реализовывалось под лозунгом рекламной кампании «Think different». Эта кампания вошла в историю как одна из самых удачных в мире, поскольку она помогла не только привлечь повышенное внимание к рекламируемому товару, но и объяснить подсознанию потребителя, почему ему и впредь следует делать выбор в пользу продукции Apple.

Как утверждают психологи, в рекламной кампании «Think different» налицо явное и умышленное применение методики нейролингвистического программирования (НЛП). Одно из направлений НЛП заключается в использовании метапрограмм, т.е. привычных человеческих стратегий мышления. В основе этого метода рекламы лежит «К» и «От». «К» – нацеленность на успех, стремление к чему-то; «От» – постоянное стремлений уйти от чего-то. На этом базовом методе был основан другой метод – метод разрыва, который и использовался в рекламе Apple конца 90-х годов. Он заключался в исполнении трех шагов: изучение сложившегося стереотипа, его разрушение, поиск нового направления развития. Предыстория, на которой базировались маркетологи Apple, была следующей. Существовал стереотип, что компьютер интересует только специалистов, поэтому в рекламах делался акцент только на технические характеристики. Apple же в создании своих роликов задействовала образы Джона Леннона, Альберта Эйнштейна и других выдающихся людей, сделав упор на человеческие ценности, и тем самым разрушив стереотип. Все ролики объединяла одна идея: эти люди были достаточно безумны, чтобы изменить мир.

Была ли такая рекламная инновация результатом исследований, проводившихся в стенах кампуса Apple? Или же все-таки был еще кто-то, кто помогал осуществлять взаимодействие с нашим подсознанием более эффективно? Как утверждает эксперт Эльдар Муртазин, ссылаясь на инсайдеров в Apple, в штате купертинской компании уже давно работает много сотрудников, которые ранее были заняты в области военной пропаганды. Вот что он заявил однажды в эфире радиостанции «Эхо Москвы»:

«Компания Apple использует методики военной пропаганды на протяжении многих-многих лет, что создает вокруг продуктов некое подобие, квазирелигию фактически… В штате Apple состоит достаточно большое количество психологов, которые готовят все, начиная от выступлений, от презентаций продуктов, заканчивая теми коммуникациями, которые идут с рынком. Плюс достаточно большой штат людей, которые в интернете формируют мнение потенциальных покупателей в первую очередь. Компания первой взяла на вооружение эти методики, и на сегодняшний день она единственная в мире, кто настолько активен именно в этой сфере».

Возможно, это не имеет отношения к делу, но не можем не отметить, что психолог Джон Гриндер (John Grinder), который в семидесятых годах разработал нейролингвистическое программирование, в течение какого-то времени работал на ЦРУ. А ведь именно с этой организацией Apple часто сравнивают в связи с ее маниакально высоким уровнем секретности. Все выглядит так, будто бы в 1997 году Джобс нанял на работу представителей вышеупомянутой секретной службы, которые по приходу в коммерческую компанию продолжили работать так, как это принято в их бывшей вотчине. А если прислушаться к подозрениям людей, которые утверждают, что американские спецслужбы занимаются поисками элегантных способов получения тотального контроля над гражданами, то есть основания предполагать, что подобные цели они преследуют, в том числе работая в составе Apple. Однако к этому мы вернемся чуть позже.

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

Продолжая тему маркетинга, не можем не затронуть еще один аспект. Как мы уже успели заметить, после появления новостей о выходе очередного горячего гаджета Apple вскоре становится известно, что запасы этого устройства начинают стремительно иссякать. Часто наблюдаются возмутительные случаи, когда люди выстаивают в очередях сутками только для того, чтобы узнать, что запасы на складах закончились. При этом корпоративные правила Apple не позволяют сотрудникам розничных точек отвечать на вопросы о том, сколько товара осталось в данном магазине.

Разумеется, все это не может не вызывать вопросов о том, не создает ли Apple искусственный ажиотаж вокруг своих гаджетов, вводя покупателей в заблуждение и умышленно занижая количество доступных устройств. Ведь мы знаем, что партнером Apple является китайская компания Foxconn с численностью сотрудников в несколько сот тысяч человек. К тому же вся эта ситуация наблюдается уже не первый год, и Apple как дальновидная компания могла бы позаботиться о том, чтобы сделать работу над ошибками и при необходимости найти дополнительные производственные мощности. Ведь на этой планете наверняка достаточно других предприятий, которые могли бы осуществлять сборку не хуже Foxconn. К тому же мобильные гаджеты Apple не оснащаются обогащенным ураном или другими редкими компонентами, которые можно получить лишь у минимального количества поставщиков. Поэтому если с производством каких-либо компонентов не справляется один производитель, в глобализированном мире не составило бы труда найти другого. Тем более если речь идет о таком операционном гении как Тим Кук. Тем не менее, есть вероятность того, что Apple просто это не нужно. Видимо, стратегия нагнетания всеобщей истерии обеспечивает куда более высокие продажи, чем более спокойная и размеренная работа отдела продаж.

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

Кстати, выражение «А у нас этого товара больше нет» пользуется достаточно большой популярностью среди продавцов Apple Store даже и в отношении менее ходовых товаров, например, iPod touch. Один из американских блоггеров вспоминает случай, когда ему сначала с абсолютной точностью сообщили, что плеера в наличии нет, однако затем товар все же откуда-то появился. Это напомнило очень едкий сатирический эпизод одной из серий мультсериала «Футарама»:

Кстати, вышеупомянутый блоггер поделился еще кое-какими наблюдениями относительно организации работы магазинов Apple Store. Каждый раз, когда бы вы ни проходили мимо прозрачных витрин этих магазинов или заходили внутрь, вы всегда увидите, что в торговом зале всегда очень много народа. И даже если поискать фотографии из Apple Store в интернете, редко можно увидеть, чтобы магазины были пусты. В результате своих наблюдений блоггер заключил, что львиная доля людей, которые находятся в магазинах Apple, являются их замаскированными сотрудниками:

«Первое, что я заметил, это присутствие большого количества людей, которые просто находились в магазине и ничего не покупали. Затем ко мне подошел один из этих ребят и предложил помощь, хотя ни в какую синюю футболку он одет не был. Я обратил его внимание на это обстоятельство, и он довольно быстро прореагировал: «Я просто на стажировке». После этого он с невозмутимым видом начал рекомендовать мне всякое дерьмо.

Второе, что привлекло мое внимание, это группа девочек, которые столпились возле iMac и долгое время кривлялись перед камерой при запущенном приложении Photo Booth. Они тоже ничего покупать и не думали, однако неустанно орали о том, как все это здорово. Выглядело это как дешевая и абсолютно неискренняя реклама. Кстати, когда я зашел в магазин на следующий день, эти девчушки были на том же самом месте.

Вывод: больше половины посетителей магазинов Apple – подсадные утки. На самом неделе магазины пусты. Это постанова».

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

Еще одна громкая конспирологическая история связана с политикой конфиденциальности смартфона iPhone и других мобильных устройств Apple. В этом году разразился крупный скандал, связанный с тем, что, как удалось обнаружить, устройства на базе операционной системы iOS занимаются несанкционированным сбором информации о местоположении своего владельца. Однако самое неприятное состоит в том, что все эти данные записываются в специальный файл, получить доступ к которому не составляет большого труда. Уже давно  имеется возможность загружать специальные приложения, которые на основании содержания этого файла могут сообщить вам всю информацию о перемещениях любого конкретного владельца iPhone или iPad. Известно, что такая функция присутствовала в смартфоне Apple с самого момента его появления на рынке 4 года назад. Данная проблема вызвала серьезный интерес среди американских конгрессменов, которые потребовали провести детальное расследование.

В июле прошлого года Apple ответила на некоторые вопросы, связанные с отслеживанием местоположения и защитой личной информации. Тогда компания заявила, что у пользователя есть возможность полностью отключать локационные службы, а также что такие функции требуют полной авторизации, что исключает возможность стороннего доступа к данным. Между тем, как удалось выяснить экспертам газеты Wall Street Journal, недавно выявленная база данных продолжает формироваться, даже если службы локации полностью отключены.

Как заметили многие владельцы мобильных устройств Apple, локационная база данных iOS не записывает точные данные с GPS, а ищет ближайшие точки доступа WiFi и вышки сотовых операторов, в диапазон которых попадает устройство. Разумеется, такое слежение не позволяет определять такое же точное местоположение пользователя, как при использовании GPS. Тем не менее, факт продолжения слежки все равно налицо.

Кроме того, в последние годы также периодически появлялись предположения о том, что в iPhone заложена возможность дистанционной активации микрофона и камеры с целью слежения за пользователями. При этом данная функция способна работать, даже если смартфон отключен. Единственный способ пропасть с радаров потенциальных наблюдателей мог бы состоять в том, чтобы отсоединить от устройства аккумулятор. Тем не менее, так получилось, что конструкция устройств iOS этого не предусматривает. Остается только гадать, случайно это было сделано или нет.

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

Дополнительную обеспокоенность среди сторонников теории заговоров и тех, кто просто ревностно старается охранять свое личное пространство, вызывают сетевые службы Apple. Например, сервис iTunes хранит информацию о пластиковой карте пользователя, которая в случае попадания не в те руки может принести большой вред. Кроме того, когда в этом году появилась облачная служба iCloud, конспирологи забили в набат еще сильней. Вы только представьте: все ваши календари, заметки, фотографии, контакты, любимая музыка и рабочие документы хранятся не на локальном устройстве, а на удаленном сервере, где при желании злоумышленник с легкостью может получить к ним доступ. И более того, при регистрации в системе вы сами соглашаетесь с ее правилами:

Вы понимаете, что при использовании Службы Вы соглашаетесь со сбором и использованием определенной информации относительно Вас и пользования Вами Службой в соответствии с Политикой конфиденциальности Apple. Вы дополнительно соглашаетесь с тем, что Apple может собирать, использовать, передавать, обрабатывать и хранить информацию, относящуюся к Вашей Учетной записи, всем устройствам или компьютерам, зарегистрированным в соответствии с ней, в целях пользования Вами Службы и всех элементов в ней.

И что же мы получаем в итоге с конспирологической точки зрения? Мы имеем устройства, которые обладают доступом к вашим платежным средствам, день и ночь получают звуковую и визуальную информацию о том, чем вы в настоящий момент занимаетесь, регулярно отправляют на «облако» данные о вашем местоположении, а также автоматически копируют на сервер в Северной Каролине ваши личные файлы. Кроме того, благодаря возможности синхронизации контактов, закладок и мультимедийного контента при нарушении правил конфиденциальности кое-кто также может узнать все о вашем круге общения, вкусах и интересах. Добавим к этому факт присутствия в Apple специалистов из ЦРУ – и перед нами возникает образ того самого Большого брата, который в знаменитой рекламе 1984 года олицетворял гегемонию IBM.

Тайны надкусанного яблока. Часть 2: Конспирология

В скандальном документальном фильме «Дух времени» (Zeitgeist) рассказывается о планах правительств и спецслужб, нацеленных на то, чтобы каждый человек обладал неким устройством, которое включало бы в себя средства идентификации личности, коммуникационные функции, а также платежные инструменты. История с вживлением чипов пока выглядит параноидальной и фантастической, однако прогнозы относительно вышеупомянутого универсального гаджета уже начинают сбываться (чипы NFC тоже очень скоро должны будут стать реальностью). И та скорость, с которой мобильные гаджеты Apple распространяются по миру, сопровождаемые нездоровой истерией, у сторонников конспирологии вызывают подозрения о том, что эта инициатива может быть очень выгода неким влиятельным кругам, которые ее активно поддерживают и продвигают.

В заключение, конечно же, не можем не отметить, что данная статья является лишь компиляцией предположений и частично фактов, которая ни в коем случае не является заявлением, претендующим на достоверность. Призываем вас воспринимать все это как простой импульс к размышлению. Ведь, мы знаем, что этот мир не настолько прост, как многим из нас кажется.

Тайны надкусанного яблока. Часть 3: Оккультизм

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров