Apple Siri и Google Now: два решения одной проблемы

На тему различий между Apple и Google сказано немало. Несмотря на партнёрские отношения во многих областях, в основе двух компаний лежат принципиально разные понятия, и по мере всё большего преображения рынка под влиянием новых тенденций эти крупнейшие игроки решают одни и те же проблемы совершенно разным путём. Каким же именно?

google-now-vs-siri

Интеллектуальные ассистенты — один из главных трендов мобильной индустрии. Вектор развития, выбранный здесь Google, явно лежит в плоскости максимальной осведомлённости, и функция Now On Tap, которую поисковый гигант собирается представить этой осенью, ещё одно тому подтверждение. Ответственная за проект сотрудница компании, Апарна Ченнапрагада, считает новинку не менее полезной, чем, например, популярное приложение Maps.

Наш картографический сервис в корне изменил положение дел, — говорит Апарна. — Он подарил пользователю роскошь никогда не теряться в буквальном смысле этого слова. А теперь представьте, что речь идёт не только о фактической навигации, но и многих других аспектах нашей жизни.

Чтобы продемонстрировать, как работает Now On Tap, инженер включила воспроизведение в Spotify и прямо из приложения вызвала голосовой помощник, просто сказав: “OK, Google. Как называется их последний альбом?”. Для этого не потребовалось ни открывать браузер, ни даже уточнять имя исполнителя. Очевидно, система Now имеет достаточные права доступа, чтобы отслеживать текущую активность пользователя, в данном случае — запросить данные у стороннего приложения. После этого Now осуществляет быстрый поиск по обширной базе знаний Google и сразу же выдаёт ответ. Разумеется, правильный.

Последний альбом группы Coldplay называется A Head Full Of Dreams, — говорит помощник приятным женским голосом.

Мгновение — и музыка продолжает играть. Таким же образом можно запросить и другие сведения, касающиеся текущего исполнителя. Например, система мгновенно найдёт информацию, скажем, о составе группы всего по одной общей фразе: “Кто у них солист?”. Просто и элегантно.

google-now-spotify

Однако столь тривиальными вещами способности обновлённой Now не ограничиваются. Следующим тестом для ассистента стал запрос на проверку электронной почты по целым ключевым фразам. Задача — найти письмо, которое прислала владелице аппарата одна из подруг. Дословно текст звучит так: “Ночью в здешних местах может быть прохладно, так что не забудь прихватить свитер. Желаю повеселиться!”. И снова система справляется с заданием, как говорится, без сучка и задоринки.

По большому счёту пользователю не нужно делать практически ничего: Now самостоятельно создаёт напоминание о необходимости взять с собой свитер, причём пожелание хорошо провести время сразу “отфильтровывается” помощником. Эта небольшая, но крайне важная деталь свидетельствует о том, что в Google проделали серьёзную работу по улучшению распознавания естественной речи; с ростом популярности мобильных устройств, на которых спросить что-либо куда проще и быстрее, чем набирать вручную, поле для такой деятельности растёт не по дням, а по часам.

Позаботились в Маунтин-Вью и о тех пользователях, которые ещё не определились, чего хотят. Например, вы оказались в каком-нибудь популярном парке развлечений, скажем, Диснейленде. Что вы захотите узнать в первую очередь? По словам Ченнапрагады, проанализировавшей поисковые запросы в Google, большинство людей интересует информация о самых популярных аттракционах, их стоимость и расписание. Вполне логично, что в компании хотят избавить владельцев гаджетов от необходимости узнавать всё в ручном режиме: Now оперативно предоставит сведения о том, чем заняты другие посетители.

Всё это очевидно перекликается с новыми возможностями Siri и Spotlight, о которых мы уже подробно писали ранее. Обновлённая система поиска дебютирует в iOS 9 одновременно с Now On Tap и также обладает проактивными функциями, цель которых — “угадать”, что же нужно пользователю в это время и в этом месте. Расширенные возможности поиска при помощи “естественных” (неточных) фраз присутствуют и в OS X El Capitan — помнится, на WWDC 2015 Крейг Федериги искал фотографии и документы на компьютере, попросту описывая их своими словами. Также новая Siri умеет следовать контексту запросов, не требуя постоянных уточнений, а базовые возможности автоматической работы с календарём на основе полученных сообщений появились ещё в iOS 8 и явно получат продолжение в следующей версии.

apple-ios9-calendar

Однако есть здесь один очень важный момент, принципиально различающий подходы Google и Apple. Для того чтобы предоставить максимально подходящие результаты, Google Now понадобится как можно более точная информация, и в Маунтин-Вью решили проблему традиционным для себя способом. О чём речь? Cпрашивая что-либо у Now, вы автоматически разрешаете Google проанализировать ваши действия не только во всех фирменных сервисах — Gmail, календаре, фотографиях и т. д., но и в сторонних приложениях вроде упомянутого ранее Spotify. Кстати, теперь становится понятной причина, по которой Google активно развивает App Indexing — систему, позволяющую ОС Android осуществлять поиск по данным сторонних приложений. Стремясь получить как можно больше данных о пользователе, поисковый гигант охватывает ранее недоступные ему области. По словам Ченнапрагады, всё это позволит Now уже в недалёком будущем оперировать даже такими подробностями, как кулинарные предпочтения пользователя. Основываясь на поисковых запросах последнего, система сможет определить, что владелец гаджета — вегетарианец, и предложить подходящее кафе, если он спросит её “совета”. Уже сейчас система умеет находить места, анализируя переписку пользователя.
now-on-tap-maps

Подход Apple в корне иной. Вместо того чтобы наращивать базу данных личных сведений, в Купертино остановились на альтернативном способе, также позволяющем сделать фирменного голосового помощника, Siri, значительно “умнее”. Концепция Intelligence, на которую опирается Apple, не предусматривает никакой связи с учётной записью Apple ID. Напротив, система будет максимально анонимной — нечто вроде консьержа в гостинице, который с радостью вам поможет, не интересуясь вашим именем.

Мы не просматриваем личную почту, фотографии или контакты, которые хранятся в iCloud. Если честно, на это попросту не нужно, — отметил Крейг Федериги на всё той же WWDC.

siri-not-associated-with-apple-id

Таким образом, все запросы, которые посылаются с устройства, либо полностью анонимны, либо же получают статус “публичных”, но не привязываются к Apple ID. Снова же, скептики привычно раскритикуют “популистские” и “маркетинговые” заявления, но если подумать, то компания действительно не нуждается в подобных сведениях. Почему? Да просто она никак не связана с информационным бизнесом и не зарабатывает на показе рекламы и прочих подобных вещах. Основной доход Apple приходится на продажи самих устройств, которым высокий (относительно других платформ) уровень защищённости пойдёт только на пользу. Иными словами, здесь действительно присутствует маркетинговая составляющая, но её эффект направлен не на скрытие каких-либо недостатков, а на своеобразную монетизацию приватности и превращение её в преимущество конкретной платформы.

Однако недостатки у такой модели имеются, хоть и лежат они в несколько иной плоскости. Например, Даг Китхаус, один из создателей Siri, считает, что текущая стратегия Apple накладывает на работу ассистента серьёзные ограничения, вследствие чего может ощутимо пострадать удобство использования. По его мнению, такой системе придётся задавать больше дополнительных вопросов, ведь в её распоряжении окажется меньший исходный объём данных.

Намного проще общаться с компьютером, который заранее знает, с кем говорит, — рассуждает Китхаус, работающий сейчас над своим новым проектом искусственного интеллекта Viv. — Достаточно обеспечить пользователю простое управление предоставляемыми системе данными, и вся проблема приватности решается сама собой.

Старания обоих гигантов в данной ситуации выглядят вполне логичными с точки зрения бизнеса. Продавая всё больше гаджетов в количественном измерении, Apple в прямом смысле зарабатывает больше денег, чего не скажешь о Google. Причиной тому открытость ОС Android, но самого производителя, равно как и его инвесторов, это едва ли утешит.

Пользователи мобильных устройств проводят всё больше времени в приложениях, а не на домашней странице поисковика, — отмечает Орис Дидью, известный аналитик из Asymco. — Обновлённая Now является серьёзным шагом для компании, которая поможет ей вернуть утраченное внимание. Думаю, это для Google просто необходимо.

По материалам Npr

Обновление iOS и устройств AppleТехнологии Apple