Будущее Apple: почему нам ещё нужен Mac

27

Мобильные устройства быстро превратились из игрушек энтузиастов в глобальный тренд, и всё больше людей отказываются от традиционных ПК в пользу различных планшетов и смартфонов. Однако даже самые прогрессивные любители технологий вряд ли станут спорить с тем, что значимость компьютеров сегодня всё ещё очень высока. Справедливо ли это для таковых с яблоком на крышке?

mac-classic

Не так давно уважаемое издание The Wall Street Journal опубликовало материал довольно интересного содержания. Журналист Кристофер Мимс со всей серьёзностью рассуждал о том, что Macintosh превращается для Apple в некоторое подобие обузы, а хитовые продукты на платформе iOS и даже Apple Watch от него только страдают. Разбирать чужие ошибки — дело неблагодарное, однако сотрудники ресурса Macworld решили остановиться на этом подробнее. Давайте проанализируем, что у них получилось.

Основная мысль Мимса столь же проста, сколь и абсурдна: якобы Apple достигла такого этапа в своём развитии, когда компания уже не может разрабатывать и выпускать новую компьютерную технику, уделяя должное внимание технике мобильной. Которую, кстати, придворные маркетологи традиционно позиционируют как лучшую в своём классе. По его словам, в “сезонных” проблемах iOS-устройств — iPhone, iPad или Watch (такую вещь, как iPod, автор, похоже, уже не рассматривает всерьёз), виноват их “невостребованный” старший брат Macintosh. Мол, перестав распыляться на нишевые решения вроде Mac Pro, купертиновцам удастся с головой окунуться в будущее мобильной и носимой электроники. Для пущей убедительности Кристофер приправил своё эссе громкими фразами вроде “Apple — короли прошлого”.

На первый взгляд доводы Мимса могут показаться вполне логичными. Действительно, после текущего финотчёта Apple доминирование iPhone в структуре её доходов стало еще более очевидным, в то время как компьютеры составляют менее десяти процентов от общей выручки компании. Однако если посмотреть на ситуацию несколько внимательнее Капитана Очевидность, то неизбежно возникнет и другой вопрос — а какова доля Mac в прибыли Apple? Достоверно известно, что “яблочная” корпорация занимает одно из первых мест (если не первое) среди конкурентов по величине маржи с каждого проданного устройства. Даже если предположить, что маржевой доход Apple несколько сократился по мере обновления тех же MacBook и одновременного снижения розничной стоимости некоторых из них, вклад этих десяти процентов в рекордную прибыль компании (порядка 18 млрд долларов) может оказаться не так уж и мал.

Что же происходит с Mac сегодня? Новейшим образцом купертиновского инженерного мастерства является 12-дюймовый MacBook, который в прессе уже успели окрестить дорогой “печатной машинкой”. Основными моментами, возмутившими многих энтузиастов, стало применение энергоэффективного процессора, без которого пострадало бы время автономной работы, и наличие всего одного порта USB вместо привычных двух-трёх. Однако если вспомнить, что и пара-тройка разъёмов стала нормой не так давно, легко рассмотреть всё ту же шумиху, которая не первый раз наблюдается во время запуска очередного продукта Apple и уже успела стать привычным явлением.
jobs-macbook-air
Возьмём хотя бы анонс MacBook Air или даже iPad. Оба гаджета вызвали бурю недоумения в среде консерваторов, и оправдать это последние пытались самыми разными способами — начиная с критики “непомерных” цен и отсутствия портов (в обоих случаях камнем преткновения выступала USB) и заканчивая прогнозами вроде “это в массы не пойдёт”. Однако оглушительный успех новинок выбил почву из-под ног скептиков, заставив последних найти себе новый объект: постджобсовские iPhone, которые, снова же, якобы никому не были нужны. Установив пару рекордов популярности кряду, “яблочный” смартфон заработал себе если не иммунитет, то уж точно неплохие “брызговики” против заявлений недоброжелателей, которые снова остались не у дел. Впрочем, долго ждать не пришлось — вскоре Apple представила новую “жертву тонкого дизайна” и “дитя злобного маркетинга”, которое имеет все шансы стать стандартом среди ультрапортативных ноутбуков уже в ближайшем будущем. Разумеется, когда подобным решениям начнут подражать производители ПК, шуму будет не в пример меньше. Двойные стандарты налицо.
macbook-12-interior
Но довольно лирики. Каким образом Apple удаётся разрабатывать интересное “железо”, сочетающее лучшие черты различных платформ? Один из секретов прост — ещё Стив Джобс добился того, что сотрудники компании не “замуровываются” в отдельные ячейки, как это зачастую происходит у конкурентов. Благодаря такому подходу (конечно же, с одобрения руководства) становится возможным обмен идеями, что делает структуру «гибкой», а её менеджмент — более эффективным. Но главное, что в этом случае каждый отдел действительно решает конкретные задачи, а не расходует ресурсы впустую, случайно занявшись той же проблемой, что и его сосед. К чему это я? Если посмотреть на то, как выглядит компактная материнская плата нового MacBook, несложно догадаться, чем вдохновлялись инженеры Mac при её разработке. Конечно же, речь идёт о планшете iPad, и не исключено, что сами iOS-устройства в будущем позаимствуют наработки Mac, например ту же “ступенчатую” конструкцию батареи. Круговорот достижений идёт в компании полным ходом, и косвенно это подтверждается регулярным приобретением стартапов, чьи технологии постепенно интегрируются в весь модельный ряд Apple.

Взаимосвязь продуктов становится ещё более очевидной, если вспомнить, как разрабатывался сам iPad. Пока работа над проектом кипела внутри секретных лабораторий, на публике за всех отдувался… MacBook Air, прокладывая индустрии дорогу в будущее мобильного компьютинга. К тому же заявлять о том, что Mac сам по себе “оттеняет” важные продукты, было бы несколько преждевременно. В качестве примера можно привести новое поколение рабочей станции Mac Pro. Можно любить или ненавидеть этот необычный инструмент, но факт остаётся фактом — ничего невозможного для инженеров Apple в нём не было. По сути дела, дизайнерские и технологические сложности, с которыми столкнулась компания при разработке Mac Pro, являются привычными для неё ещё со времён первых iMac. По итогам расходы на выпуск модели вряд ли оказались космическими, а вот требовательные профессионалы были довольны, ведь таким продуктом Apple подтвердила свою заинтересованность в сегменте.
wwdc-15-tags
Безусловно, стабильность программного обеспечения должна быть приоритетом для производителя, но достигать её путём резкого сокращения модельного ряда было бы несколько странно. При состоявшейся команде разработчиков эта задача требует, в первую очередь, хорошего менеджмента и достаточного количества времени. Первое Apple начала осуществлять ещё в 2012 году, когда дизайн интерфейсов стал курировать Джони Айв, и неудивительно, что после кардинальных изменений новое ПО имело некоторые шероховатости в работе. Однако судя по всему, эпоха перемен завершилась, и в качестве доказательства Apple представила iOS 9 и OS X El Capitan, призванные “отшлифовать” обновлённые платформы.

Пожалуй, в завершение стоит напомнить, что сами продукты на iOS (которая, по факту, выросла из OS X) многим обязаны “яблочным” компьютерам. Именно их владельцы побежали в магазины за новенькими iPhone, потому как другие смартфоны не были приспособлены для Mac; они же покупали первые iPad, потому что уже успели полюбить iPhone. По сути дела, “мобильная” аудитория Apple стала существенно расширяться за пределы экосистемы Mac не так уж давно. А если учесть, что программное обеспечение для iOS пишется только в среде OS X, то отказ от Mac будет равносилен бомбе, заложенной под фундамент мобильной ОС. Думается, компьютерные платформы и Mac в том числе будут продолжать развиваться, покуда индустрия мобильной электроники не децентрализуется настолько, что станет полностью независимой. Судя по всему, в ближайшем будущем это вряд ли случится.

По материалам Macworld

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий