Как умирают компании: Nokia, Blackberry и другие

170

Субботние новости о фактическом уходе из потребительского сегмента продаж канадско-индусской компании Blackberry повергли в шок. Вернее, всё и так уже было понятно, предчувствия чего-то нехорошего уже давно витали в воздухе, но заявления о не поддающемуся осмыслению минусу миллиарда долларов операционных убытков и увольнении четырёх с половиной тысяч сотрудников моментально расставили все точки над i.

blackberry dead

Вообще, тенденция формируется нехорошая. Сразу же вспоминаются похожие истории с такими гигантами мобильной индустрии как Motorola, недавняя покупка подразделения Nokia, отвечающего за производство телефонов, компанией Microsoft. Можно привести примеры и из автомобильного мира — приобретение индийской Tata Motors Land Rover и Jaguar у компании Ford, да мало ли ещё таких примеров. Почему некогда неоспоримые авторитеты, законодатели направлений развития технологий, генераторы инноваций и недостижимые для мнимых на тот момент конкурентов корпорации не выдерживают и рушатся?

У меня совершенно нет никакого желания углубляться в финансовые причины, приводить какие-то непонятные цифры, анализировать падение капитализаций и заниматься прочей чепухой. Вопрос интересен с точки зрения обычного потребителя. Важно каким образом подобные события отразятся на обычных покупателях, то есть нас с вами. Ну и хочется обсудить волнующую сейчас всех тему про якобы начинающиеся в Apple негативные процессы, те, что могут привести к подобному исходу.

Основная тема, что муссируется в общественном сознании, в соцсетях, блогах и комментариях к материалам на тематических сайтах, простая и банальная — «отсутствие инноваций». А вот я вам скажу, что это полный бред. Отсутствие инноваций — не показатель несостоятельности компании. Отсутствие инноваций в общественном сознании — это определение неоправданных и зачастую завышенных ожиданий. Вы считаете — у Nokia и Blackberry не было инноваций?

Nokia на протяжении десяти лет, а то и больше, была недостижимым для остальных примером того, как нужно делать мобильные телефоны. Титановые корпуса, первые WAP-браузеры, Symbian, 41-мегапиксельные камеры — это первое, что приходит на ум. Blackberry с уникальными разработками по части идеально выверенных эргономически физических клавиатур, тестируемых десятками тысяч часов и тысячами реальных людей до их выпуска. Blackberry c собственной операционной системой — стабильной, отлаженной, уникальной. Blackberry c собственными сервисами обработки почты и мгновенных сообщений, настолько надёжными и защищёнными, что аппаратами компании пользовались военные, агенты секретных служб и президенты. Разве это можно назвать отсутствием инноваций, при том, что вышеперечисленные технологии постоянно совершенствовались и развивались? По всей видимости, дело в другом.

Всё идёт к тому, что отдельно взятому среднестатистическому потребителю не нужны инновации, ему не интересны технологии в чистом виде. Человечество обленилось, стало жадным и хочет упрощений. Хочет, чтобы «просто работало». Отсюда и бешеный скачок количества продаж китайских и корейских смартфонов, потому что они предлагают дёшево, просто, ярко и красиво. Потому что корейские и китайские производители предлагают свои устройства и сервисы именно в том виде, как хочет большинство.

Говоря об интересующем нас вопросе, в свете всего вышесказанного, как это относится к компании Apple? Да пока никак. У Apple полные подвалы наличности, наработок и технологий хватит как минимум лет на семь-десять. Как мне кажется, в Apple хорошо понимают изменившиеся правила игры, учатся на ошибках других (имеются в виду Nokia и Blackberry), красивая и яркая iOS 7 и раскрашенные в яркие цвета iPhone тому подтверждение. Упрощения также налицо. Компанию из Купертино нельзя упрекнуть в отсутствии инноваций — да, таких революций, как появления iPhone или iPad уже не будет, прогресс будет протекать плавно, тихо-мирно и аккуратно. Руководству компании по всем признакам удалось найти некий баланс между упростившимися пожеланиями потребителей и внедрением современных технологий в свои продукты. Более того, некое соотношение соблюдено, а инновации вживляются постепенно, с долей осторожности. И поводов для беспокойства относительно будущего пока нет. По крайней мере мне так кажется.

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров