Фильм «Стив Джобс»: рецензия AppleInsider.ru

28

Сегодня, благодаря приглашению студии Universal, мне посчастливилось стать одним из первых в России зрителей кинофильма «Стив Джобс». Попытавшись собрать воедино все мысли и эмоции, которые остались после просмотра, я примерю на себя шкуру кинокритика и поделюсь соображениями о том, почему картина провалилась в американском кинопрокате и почему на нее все же следует сходить. Если биография Джобса вам знакома, предупреждение о спойлерах вряд ли будет актуальным.

«Стив Джобс


Режиссер Дэнни Бойл настаивает на том, что «Стив Джобс» это не байопик, и уже достаточно быстро становится ясно почему. В западных СМИ было опубликовано множество материалов, в которых перечисляются неточности, допущенные Аароном Соркином при адаптации книги Уолтера Айзексона под сценарий фильма. Однако если всмотреться внимательней, то становится очевидно: сценарист не ставил перед собой задачу снять очередное жизнеописание великого новатора и поэтапно проследить за его победами и неудачами.
Steve Jobs
Напротив, Соркину хотелось превратить жизнь Джобса в пышную драму, по эмоциональному накалу сопоставимую чуть ли не с шекспировскими сюжетами. Истории и персонажи как хворост бросаются в это пламя, которое обречено на то, чтобы перерасти в настоящий пожар. В далеких семидесятых, в гараже своего отца, Джобс начал крутить технологическую карусель, вращение которой через несколько лет достигло таких скоростей, что карусель сбросила с себя самого Стива. А чтобы максимально приобщить зрителя к этому зрелищу, можно поступиться многим. Дочь Лиза никогда не посещала презентаций Apple? Неважно, она должна присутствовать за кулисами, чтобы напоминать Джобсу о главном провале его жизни. Маркетолог команды Macintosh Джоанна Хоффман в реальной жизни не выполняла для Джобса функцию личного психолога и старшей сестры? Но по сюжету был просто необходим этот голос разума и совести, который сопровождает Джобса весь фильм и к которому он едва ли прислушивается. И так далее, и так далее.

По этой причине, после того как вы покинете зал, у вас не останется и следа от недоумения по поводу непохожести Майкла Фассбендера на основателя Apple. Безусловно, в Голливуде можно было бы найти другого титулованного актера, который намного больше походил бы на Стива. Но нет сомнений в том, что это всего лишь еще одна деталь пазла Соркина и Бойла, которые не хотели создавать байопик.

Если взглянуть на всю работу целиком, то она выглядит как история человека, который сначала все испортил, а затем исправил, да так, что всему человечеству мало не показалось. Неслучайно для декораций событий были выбраны кулисы трех эпохальных презентаций — Macintosh, NeXT и iMac. Первые два продукта не принесли Джобсу успеха в карьерном плане: после запуска «Мака» он был вытеснен из собственной компании, а безупречный куб NeXT не заинтересовал никого, кроме эстетов от дизайна. И только третий эпизод принес в его жизнь успех, а в фильм — долгожданный катарсис и счастливую развязку. В этом контексте история взаимоотношений с дочерью, которую Стив признает своей в последние минуты, идеально вписывается в общую канву и усиливает задуманный эффект.
Steve Jobs
Если бы мне предоставили возможность дать название этому фильму, не оглядываясь на маркетинговую конъюнктуру, я бы назвал его «Исправь это» (Fix it). Эту фразу произносит Стив, когда Энди Херцфельд за 40 минут до начала презентации Macintosh заявляет ему, что идея с компьютером, приветствующим зрителей, не может быть реализована. Эту же фразу неоднократно повторяет Хоффман, глядя на страдания Крисанн и Лизы Бреннан, которых миллионер Джобс заставляет жить на пособие. Если не читать официальную биографию и не знать реальных фактов, из фильма может сложиться впечатление, что воссоединению с дочерью Джобс должен быть обязан своему дальнейшему успеху в работе: слишком уж сильно личные провалы переплетены с поражениями в бизнесе. Но как уже было сказано выше, сюжетная линия с Лизой скорее является еще одним важным инструментом в оркестре, исполняющем эту эмоциональную симфонию. Человек исправил свою жизнь и исправил положение дел в компании, что явно не прошло незамеченным для всего мира.

Говоря о художественных достоинствах картины, нельзя не отметить блистательную игру Майкла Фассбендера, Кейт Уинслет, Сета Рогена, Джефа Дэниелса и других членов актерского состава. Получит ли «Стив Джобс» награду Киноакадемии как лучший фильм, я не уверен, но вот статуэтку Оскара за адаптированный сценарий Соркин, скорее всего, отхватит. Что касается неизбежного сравнения с предыдущими киноисториями об основателе Apple, то вкратце расскажу о том, что делает работу Бойла уникальной. В отличие от «Империи соблазна», новый фильм лишен слащавого пафоса и выглядит как более вдумчивая, взрослая и крепкая работа. Если же сравнивать с «Пиратами Кремниевой долины», то в «Стиве Джобсе» вы не увидите той легкости и беззаботности повествования с фактологической точностью фабулы. Это совершенно другой фильм, и именно данное обстоятельство, как и наличие прославленных и серьезных имен в титрах, делает его обязательным к просмотру. Традиционная аудитория мультиплексов, привыкшая к экранизациям комиксов и компьютерных игр, вряд ли это оценит. «Стив Джобс» — произведение, рассчитанное на взрослых людей, которым импонируют психологически многослойные картины, и, конечно же, на поклонников компании Apple.

А теперь самое приятное. Официальная премьера картины в России состоится 1 января 2016 года, но если вы живете в Москве или у вас есть возможность посещать столицу, то в конце месяца у вас появится шанс раньше остальных и совершенно бесплатно попасть на эксклюзивный показ фильма «Стив Джобс». Очень скоро мы сообщим подробности, так что следите за сайтом!

Евгений Мосунов

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий