Скотт Форстолл: Apple всё ещё задаёт перцу

Скотт Форстолл — фигура в любом случае знаковая для купертиновского гиганта. Один из друзей Стива Джобса, стоявший у истоков успеха iPhone и iPad, сделал поистине весомый вклад в формирование облика современной Apple, и несмотря на то, что мода на любимый Форстоллом скевоморфический дизайн уже прошла, культовые продукты корпорации многим обязаны этому необычному человеку. Армии энтузиастов не давал покоя вопрос — а чем же занимался Скотт после ухода из Apple — и намедни бывший топ-менеджер пообщался с журналистами впервые за долгих три года.

scott_forstall_on_stage

На стыке двух миров

Нынешнее появление Форстолла на публике — событие примечательное не только из-за длительного затишья, но и потому, что его можно назвать выходом Скотта на большую сцену. Причём в прямом смысле этого слова: спродюсированный им мюзикл «Весёлый Дом» (Fun Home) уже успел получить как положительные оценки критиков, так и множество номинаций на престижную награду Tony, а в прошлом месяце Форстолл осчастливил своих подписчиков в Twitter (коих, кстати, насчитывается более 50 000 человек) первым коротким сообщением:

Я просто в восторге от возможности поработать на Бродвее. Наш мюзикл, Fun Home, дебютирует уже в следующее воскресенье. Браво, ребята, вы потрясающая команда!

broadway_fun_home

Вообще, Скотт и театр — это долгая история. Что уж говорить, если даже свою будущую жену Форстолл встретил во время студенческой постановки. Но главный вопрос, интересующий поклонников, — где же работал один из создателей iPhone после того, как он покинул «яблочную» компанию в 2012 году. Тогда причиной разногласий с руководством стало нежелание Скотта, ответственного за собственное навигационное приложение от Apple под названием Maps, признать его недостатки, подписав обращение к пользователям iOS. Многие энтузиасты, в том числе сотрудники известного ресурса TechCrunch сочли, что инженер работал на популярную ныне Snapchat, о чём свидетельствовала утечка из архивов Sony Pictures Entertainment, но ни Форстолл, ни предполагаемый работодатель не подтвердили этой информации. По словам самого Скотта, он провёл последние несколько лет, трудясь над благотворительными проектами по всему миру, а также выступая в роли опытного советника для различных начинающих компаний. Самое интересное, что даже спустя три года после своего скандального ухода из Apple Форстолл гордится своими бывшими коллегами.

Я правда очень рад, что мне довелось работать с замечательными людьми в Apple, со многими из которых мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Вдвойне приятно, что они продолжают дарить миру отличные и столь любимые публикой продукты.

Наверняка дорогой читатель спросит: а как же один из гуру цифровой индустрии, даже будучи театралом-любителем, превратился в театрала профессионального? Пожалуй, к этой роли Скотта привело событие, на первый взгляд не имеющее никакого отношения к Бродвею — юбилей барабанщика культовой группы Metallica Ларса Ульриха. Именно на вечеринке, посвящённой 50-летию знаменитого музыканта, Форстолл встретил человека, давно и успешно занимающегося постановкой мюзиклов. Это была дочь легенды делового мира Уолтера Шоренштейна, Кэрол Хэйс, которая за время своей продюсерской карьеры выпустила более двух десятков всевозможных шоу.

carole_hays

Публика была разношерстной: писатели, художники, рок-музыканты и даже, как оказалось, представители техномира, — говорит Хэйс. Мы оба оказались согласны со знаменитым принципом совмещения искусства и технологий, посему быстро нашли общий язык, и к концу вечеринки Скотт твёрдо решил: он хочет со мной работать.

За встречей двух творческих людей последовали месяцы обсуждений, на протяжении которых они перебрали множество различных вариантов дебютной постановки. Однажды Хэйс показала Форстоллу сценарий того самого Fun Home:

Я верила в это шоу. Не могу объяснить словами, но оно показалось мне будущим хитом, — вспоминает о начале работы над спектаклем продюсер.

Новому партнёру не потребовались другие аргументы — вскоре он выписал Кэрол чек (сумма, кстати, так и остаётся неизвестной), и чета Форстоллов вошла в список продюсеров мюзикла. Однако простых инвестиций неугомонному Скотту оказалось мало: он решил принять в создании постановки непосредственное участие.

Когда я берусь за что-то новое, то всегда ухожу в работу с головой, — говорит он.

Быстрее, выше, сильнее

Слов на ветер знаменитый деятель ИТ-сферы не бросал и вплотную занялся продвижением Fun Home с поистине «яблочным» перфекционизмом. Первоочередной задачей, которую поставил себе Скотт, была оптимизация сетевого поиска. Широкие массы склонны запоминать простые названия, и Форстолл подбросил ответственному за рекламу директору агентства SpotCo Стивену Тартику отличную идею — связать похожие запросы, например «fun house», с официальным веб-сайтом мюзикла. Это позволило убедиться в том, что заинтересованный зритель легко найдёт интересующий его спектакль. Другим нововведением, выполненным с лёгкой руки Скотта, стал унифицированный хештег для большинства социальных сетей. Не поленился мэтр создать и специальную метку для уже упомянутого Snapchat, дабы пользователи, загружающие фотографии с Бродвея, могли создавать интересные изображения с эмблемой мюзикла. Кроме того, по словам Тартика, предприимчивый Форстолл использовал связи в Кремниевой долине для привлечения к рекламной кампании таких имён, как платформа для потребительских отзывов Yelp и сверхпопулярный сервис такси нового поколения Uber.

Проблема плохой работы сотовых сетей во многих бродвейских театрах тоже озаботила энергичного новичка. Да так, что он не только связался с руководителями крупнейших американских операторов Verizon и AT&T, но и обещает при необходимости оснастить место события мобильными базовыми станциями, чтобы дать зрителям возможность поделиться впечатлениями о спектакле в Twitter, Instagram, Facebook и прочих социальных сервисах. Однако во время самих выступлений Форстолл рекомендует держать все гаджеты выключенными:

Я хочу, чтобы всё внимание зрителей сосредоточилось на сцене, — говорит он.

Несмотря на то, что многие корифеи ИТ-индустрии с удовольствием посмотрели спектакль, техноинвесторы не спешат следовать примеру своего «многогранного» коллеги. Проживающая в городе Сан-Франциско Хэйс говорит, что на Бродвее Скотт пока один, что и неудивительно — чувственный мир искусства сильно отличается от прагматичной и расчётливой сферы бизнеса, и решиться на такой поворот может далеко не каждый деловой человек. Впрочем, некоторый опыт у завсегдатаев Кремниевой долины всё же имеется: подобными вещами уже второй год занимается Рэнди Цукерберг. К сожалению, от каких-либо комментариев сестра основателя Facebook отказалась.

Что ж, новости, что ни говори, хорошие. Всегда приятно, когда осуществляются мечты, и остаётся только пожелать Скотту найти себя в любимом с юных лет деле. Успехи новоиспечённого продюсера, творческий гений которого явно их достоин, красноречиво подтверждают слова Стива Джобса:

Полюбить свою работу — единственный способ сделать её великой.

forstall_jobs_pic

По материалам The Wall Street Journal

Дизайн AppleИнтервью с AppleСтив Джобс